Феномен глобализации — своеобразный маркер, характеризующий современное состояние человечества. Точнее, если рассматривать его в динамике, это уровень осознания человечеством самого себя и, не побоюсь сказать, уровень его зрелости. Критерием в этом случае выступает способность осмыслить себя как целое, преодолевая границы, вмещая инаковость культур и цивилизаций. Если в древности встреча с чем-то непохожим зачастую приводила к конфронтации, войне, направленной на уничтожение или тотальное порабощение, то с середины Нового времени отношения приобретают характер конкуренции. Соперничество империй, с одной стороны, и колониальная система — с другой, — вот основные проявления данного периода. На этом этапе человечество в форме экспансии осваивало новые территории, покрывая их паутиной торговых, политических, религиозных и культурных связей. Так создавались предпосылки глобализации, о которой как о феномене всерьез заговорили в начале 90-х годов ХХ века1. Первая, а за ней и Вторая мировые войны заставили человечество отшатнуться от империалистического взгляда на мир. Оно вдруг ощутило себя на краю пропасти, в которой явно просматривалось тотальное уничтожение. Такой взгляд стал также возможен благодаря осознанию человечеством себя в масштабах планеты2.
Ученые гуманитарных (и некоторых технических) дисциплин анализируют влияние глобализации на различные сферы экономической, политической и социальной жизни. Профессор Парижского университета Б. Бади выделил в частности такую характеристику глобализации, как гомогенизация мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все универсализировать. Глобализация позволила человечеству системно исследовать ценностные основания всего многообразия культур и определить, какие ценности носят общечеловеческий характер. Пренебрежение ими в масштабах планеты и подводит нас к опасной черте. К таким ценностям относятся свобода и неприкосновенность человеческой жизни, достоинство личности, равноправие независимо от пола, расы и убеждений, ценность экологического благосостояния и т. д. Кроме того, зашла речь о причинах пренебрежения этими ценностями. Такие причины также носят системный и глобальный характер. А главное, человечество заговорило о глобальной социальной ответственности, а также о формах, благодаря которым можно пытаться решать острые социальные проблемы. Говоря «глобальная ответственность», мы, конечно, утверждаем роль конкретных людей, бескорыстно взявших на себя нелегкое бремя и полагавших свои жизни ради воплощения идей милосердия.
Если греко-римская цивилизация подарила миру философию, этику и право, то христианство открыло человечеству измерение милосердия. Его первая и главная характеристика — безусловность проявления. Объектами милосердия сразу стали самые не защищенные традицией и культурой категории населения: дети, женщины, рабы, калеки, нищие. С первых лет благотворительность стала визитной карточкой христианства. Любая другая религия — предшествующая христианству или следующая за ним — не нарушала культурную сегрегацию, разделявшую людей на достойных и недостойных по страте рождения, статусу или вероисповеданию, для оказания им помощи.
Везде, где появлялась церковь, возникали очаги милосердия. Они становились центром притяжения для обездоленных.
Милосердие как идея своими корнями уходит в Божественный замысел о человечестве, где преодолены последствия греха: вражда, разделение и зависть. Оно пробудило человеческую волю «плакать с плачущими», разделить беду со страждущими, тем самым давая им утешение и надежду. Милосердие как явление, возникнув в недрах христианства, намного опередило свое время. В обществе с жестокими нравами оно явило образ человеколюбия совсем другого, небесного порядка. Идеалы христианского милосердия нашли выражение в феномене волонтерства. Бескорыстная помощь попавшим в беду проявлялась во все времена, но носила в основном локальный характер. Первым прецедентом волонтерства, получившим положительный международный резонанс, стала добровольная помощь раненым в Крымской войне 1853–1856 годов, оказанная монахинями Крестовоздвиженской обители — сестрами милосердия3. Этот пример оказался настолько успешным, что вдохновил на создание в 1863 году международного волонтерского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца4.
Как мы видим, благотворительность, как и образование, как и наука, родившись в лоне церкви, постепенно становится достоянием всего общества. По мере секуляризации кроме религиозных миссий милосердия проекты по оказанию благотворительной помощи стали брать на себя различные светские негосударственные организации. Они рождались как ответ на острые социальные проблемы, имеющие глобальный масштаб. Эти проблемы определили основные направления, в которых функционируют современные благотворительные организации: помощь детям, находящимся в сиротских домах, многодетным семьям, матерям-одиночкам (АДРА — Адвентистское агентство помощи и развития, детские деревни SOS); помощь детям, проживающим в местах локальных военных конфликтов (War Child); помощь смертельно больным детям (Make-A-Wish Foundation, Samaritan’s Purse — проект «Детское сердце»); гуманитарная помощь вещами первой необходимости детям и членам их семей, которые лишены этих вещей в результате голода, войны, бедности (Feed the Children); защита прав детей (Plan); помощь жителям районов, охваченных стихийными бедствиями, а также помощь в ликвидации их последствий (ShelterBox, Samaritan’s Purse, AmeriCares); помощь голодающим (Oxfam, международное движение АТД «Четвертый мир», Американская еврейская всемирная служба); помощь, направленная на улучшение качества жизни (Direct Relief), строительство простого и доступного жилья (Habitat Humanity International); помощь в вопросах здравоохранения (United Way Worldwide, Medical Emergency Relief International); помощь инвалидам (Handicap International); вовлечение молодежи в программы по улучшению общества с целью формирования ответственной социальной позиции (Лео Клуб, Глобально-молодежный корпус мира); помощь престарелым (Caritas); помощь ВИЧ-инфицированным, а также больным туберкулезом (Caritas); помощь беженцам, вынужденным мигрантам (Всемирная церковная служба).
Примечательно, что миссии международных благотворительных организаций можно условно разделить на тактические и стратегические. Первые сосредоточены на оказании кратковременной локальной помощи той или иной категории населения, оказавшейся в трудной ситуации. Вторые направлены на стратегическое искоренение причин социальных проблем. Так, миссия Care International видит свою цель в борьбе с глобальной бедностью. Она выступает одним из крупнейших поставщиков продуктов питания в регионы с низким уровнем жизни, а также является агентом влияния, взаимодействуя с государственными и политическими институтами этих регионов. Другая организация — Mercy Corps — занимается помощью в восстановлении сельского хозяйства и местного предпринимательства после разрушений вследствие военных действий или стихийных бедствий. Миссией международной благотворительной организации Landesa является помощь крестьянам в утверждении их прав на землю, за счет чего бедные сельские регионы смогли бы реформировать и модернизировать свое хозяйство.
Глобализация нашла отражение также и в структурах международных благотворительных организаций. Одни открывают свои филиалы в различных странах. Другие, наоборот, объединяют и координируют работу различных благотворительных организаций со схожей направленностью (например, международная неправительственная организация JEN, объединяющая группу японских НПО, которая занималась помощью в восстановлении хозяйственной инфраструктуры на территории бывшей Югославии. Или Oxfam, состоящая из 17 организаций, работающих более чем в 90 странах мира).
Если с середины ХХ века зарождение международных неправительственных благотворительных организаций в основном происходило в Западной Европе и Северной Америке, с началом нового тысячелетия стали появляться подобные фонды и миссии на других континентах (AMRUT, Индия; IHH, Турция; ТЦУ ЧИ, буддистская гуманитарная организация; Landesa, Латинская Америка). Они достаточно быстро получили статус международных.
Как мы видим, глобализация в аспекте благотворительности и милосердия означает не стирание границ, а их преодоление на основе того, что во всех странах есть нуждающиеся, незащищенные, бедствующие категории населения. И реальная помощь им тоже может быть оказана лишь всем миром.
«Сума самаритянина» — христианская благотворительная организация, которая в последние десятилетия значительно расширила сферу своего служения по всему миру, в тех регионах, где люди больше всего нуждаются в проявлении Божьей любви и заботы.
Мне в сердце запали слова ее сотрудников: «“Иди и делай так же”, — повелел нам Христос, пояснив притчу о добром самарянине. Так мы и поступаем… Мы быстро перевязываем физические раны, но, как и самарянин, на этом не останавливаемся. Когда неотложные потребности пострадавших удовлетворены, мы помогаем им выздороветь и встать на ноги». Простые и незамысловатые слова. Но за ними стоят судьбы не одного поколения христиан, посвятивших себя исполнению заповеди любви, Божья сила и слава, проявленная в физическом и духовном исцелении людей по всему миру.
«Сума самаритянина» — одна из международных благотворительных организаций, поставившая себе стратегическую задачу преодолеть бедность в странах с разрушенным хозяйством после вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Организация разработала и реализует дюжину благотворительных проектов. Я расскажу о двух из них.
Одну из главных причин бедности работники миссии видят в низком уровне образования в этих странах. Находясь в рамках традиционного ведения хозяйства или вовсе не имея соответствующих знаний, они зачастую неспособны ответить на вызовы времени. Поэтому «Сума самаритянина» делает все для того, чтобы повысить уровень образованности бедного населения стран Африки и Латинской Америки, в частности в сфере сельского хозяйства и животноводства, предоставляя людям необходимые агрокультуры и домашний скот, а также техническое и консультативное сопровождение. Эти проекты уже реализуются в нескольких странах.
Первый проект призван помочь в решении комплексной проблемы — низкого уровня образования, высокой заболеваемости и смертности среди детей и женщин в Эфиопии. Его цель — снабдить деревни чистой водой. Дело в том, что доступных источников питьевой воды в этой местности не так много, и, чтобы обеспечить ею семью и хозяйство, нужно не один час идти до колодца. Обязанность носить воду традиционно ложится на плечи девочек и молодых девушек, что лишает их возможности получить образование. Другая проблема — низкое качество питьевой воды, что становится причиной инфекционных эпидемий и высокой смертности среди детей до пяти лет. Доступная и чистая питьевая вода должна оздоровить санитарно-гигиеническую ситуацию в регионе, а также дать возможность женскому населению освободившееся время посвятить образованию (эта цель также отслеживается миссией). Поэтому «Сума самаритянина» в этом регионе ставит перед собой задачи по бурению скважин, установке насосов и обучению персонала для их эксплуатации и ремонта.
Второй проект нацелен на обучение животноводству людей, проживающих в бедных районах страны, для повышения их хозяйственно-экономического уровня. В зависимости от территории, климата и хозяйственных традиций района миссия поставляет семьям тот или иной вид домашних животных (козы, овцы), чаще всего котных.
За счет этого достигается несколько целей: семья получает молоко, которое известно своими лечебными свойствами. Дети растут здоровыми, взрослые укрепляют свой иммунитет; семья имеет шерсть (если занимается овцами), из которой может шить одежду для себя, а излишек продавать; одно животное из приплода семья передает другой бедной семье; глава семейства проходит краткий курс ветеринарии по уходу за животными. Он становится консультантом для других животноводов деревни.
За счет всего этого созидаются взаимоотношения как с людьми внутри деревень, так и с представителями «Сумы самаритянина», что открывает широкие возможности для благовестия.
Кроме коз (Эфиопия) и овец (Нигерия) в рамках проекта семьям передаются цыплята и морские свинки (Боливия), пчелы (помощь выжившим после вспышки вируса Эбола в Либерии).
Сфера третьего проекта — сельское хозяйство. Исследования сотрудников миссии показали, что бедность, а зачастую и голод связаны со скудостью видов высаживаемых в регионах агрокультур. Данный проект реализуется в Камбодже, где большинство селян выращивает рис. Рис не приносит людям существенной прибыли, а урожай зависит от целого ряда факторов. Волонтеры «Сумы самаритянина» обучают фермеров выращивать другие виды плодовых и бобовых культур, а также снабжают их семенами и саженцами этих растений.
Успех этих проектов стал возможен благодаря самоотверженному участию в них христиан — сотрудников миссии и волонтеров по всему миру, для которых заповедь деятельной любви — путеводная звезда, а ее исполнение — образ жизни. Не у всех из нас есть возможность присоединиться к ним в той или иной точке Земного шара. Но пример этих людей вдохновляет нас так же относиться к тем, кто живет рядом с нами. Пусть же наши молитвы принесут им дерзновение, Божью силу, устройство и поддержку и просто согреют их сердца братской любовью.
1Главным популяризатором термина «глобализация» стал японец К. Омэ, опубликовавший в 1990 году книгу «Мир без границ».
2Термин «жители единой “планетарной деревни”» был предложен канадским философом Маршаллом Маклюэном в 1962 году.
3Примечательно, что независимо и параллельно с ними англичанка Флоренс Найтингейл организовала службу сестер милосердия и оказывала помощь британским раненным солдатам на этой же войне.
4Основатель общества Анри Дюнан с благодарностью признавал, что «существованием Красного Креста мы обязаны благородному примеру великой княгини Елены Павловны (инициатору создания общины сестер милосердия) в деле оказания помощи раненным воинам во время Крымской войны». Крымская газета. Электронный ресурс: https://gazetacrimea.ru/news/sestri-miloserdiya-na-krimskoi-voine-25904 (дата обращения 22 июля 2019 года).
ФОТО: из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов