История

Вклад христианства в понимание единства мира

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 72/Вклад христианства в понимание единства мира
Вклад христианства в понимание единства мира

Мир сейчас становится все более единым и напоминает «глобальную деревню». И, казалось бы, это исполнение давней человеческой идеи о единстве всех народов. Но возникает вопрос: что делает нас едиными? Всякое ли единство хорошо и что порождает разделения? В поисках ответов уместно обратиться к христианской истории.

Для ранних христиан Царство Христа — это то, что объединяет людей разных народов и сословий на принципиально другой основе, чем Римская империя. Уже в конце I века н. э. на основании текста из Книги Откровение (20:4) появляется концепция тысячелетнего Царства как той державы, которая уже здесь, на земле, объединит праведников из всех народов.

После принятия христианства в Римской империи единство христиан и христианских народов обеспечивали Вселенские соборы — собрания священнослужителей, главным образом епископов. Соборы решали важные вероучительные вопросы (так, на соборах был утвержден Символ веры, разработан догмат о Троице, сформулировано учение о двух природах во Христе), принимали общецерковные правила, судили церковных иерархов и лжеучителей. Единство удавалось обеспечить не всегда: так, после IV Вселенского собора (Халкидонского) 451 года несколько восточных церквей (самая известная из них — Армянская апостольская церковь), недовольных тем, что в церковное учение были внесены формулировки, не согласованные с ними, разорвали общение с церквями, эти формулировки принявшими, и это разделение до сих пор не преодолено.

Римская империя еще до принятия христианства воспринималась некоторыми христианскими мыслителями как структура, которая объединяет народы. После того как император Константин легализовал христианство, стала формулироваться концепция единой христианской власти, которая окончательно сложилась при императоре Юстиниане I (VI век) и стала общепринятой в Ромейской империи1. Эта концепция подразумевала, что светская и духовная власти имеют один корень — божественное установление, император обязан исповедовать христианскую веру и придавать церковным законам характер государственных, а церковь будет почитать императора как защитника церкви и ее единства. Таким образом, тысячелетнее Царство Христа должно было воплотиться в земную реальность. Императоры созывали соборы и утверждали их постановления, церковь, в свою очередь, довольно часто выражала недовольство активным вторжением в ее дела и попытками императоров открыто вмешиваться в вероучительные вопросы.

Похожая картина сложилась и на пространстве, где когда-то была западная часть большой Римской империи. Карл Великий, король франков (VIII век), задался целью восстановить империю на христианских основах. Воюя с язычниками и покоряя новые территории, король требовал от населения наряду с верностью короне принятия христианства, учреждал на новых территориях епископства, где епископы совмещали светские и церковные административные функции. Как и византийские императоры, Карл участвовал в церковных соборах, преследовал еретиков. Поддержав папу Льва III в борьбе за папский престол, Карл в 800 году короновался как император. Карл немало сделал для создания единого христианского пространства: принял латынь как единый язык образования и культуры, приглашал ко двору образованных людей со всех концов новой империи. При его поддержке англосакс Алкуин открыл школу (впоследствии — Академия), через которую прошли многие знатные люди. Новые идеи и знания распространялись по всей империи через монастыри и крупные города — резиденции епископов.

В Высокое Средневековье (XI–XIII века) произошел разрыв между Западной и Восточной церквями, который окончательно определился не после взаимной анафемы 1054 года, а после взятия и разграбления Константинополя в 1204 году рыцарями-крестоносцами. Тем не менее сохранялось общее христианское пространство. Делом, обеспечивающим единство христиан, стали крестовые походы — военные экспедиции против турок-мусульман, захвативших Иерусалим. Крестовые походы возглавляли аристократы и правители государств, в них вливались как люди знатные, так и те, кто не находил своего места на родине и стремился в чужие земли. На покоренных землях возникли государства крестоносцев — как знак распространения христианского мира в Азии. Крестовые походы имели важное значение для европейского христианского пространства: возникла общая для Западной Европы рыцарская этика, появились межнациональные объединения рыцарей — ордены, наиболее известные из них — госпитальеры, тщательно отбиравшие европейскую знать на свои высшие посты; тамплиеры, ставшие богатой международной структурой; Тевтонский орден, создавший свое государство в Прибалтике. В эту же эпоху возникли и другие ордены, объединившие людей из разных народов и государств и практиковавшие аскетичный образ жизни, проповедь Евангелия и ставшие центрами просвещения (например, францисканцы и доминиканцы).

В Позднее Средневековье была сделана последняя попытка преодолеть разрыв между Востоком и Западом — Ферраро-Флорентийский собор (XV век). Предложенная под сильным давлением уния (объединение) была отвергнута православным Востоком. Были попытки сгладить расползающееся единство католического Запада — практически весь XV век шла война немцев-католиков против чехов, сторонников Яна Гуса и независимости Чехии. Ощущение близости последних времен приводило к идее проповеди язычникам, приведения всех народов ко Христу — Великие географические открытия были мотивированы в том числе и этим соображением.

Вклад христианства в понимание единства мира

В раннее Новое время (XVI–XVII века) произошла Реформация, которая сделала Священное Писание доступным для многих верующих, провозгласила важность личной позиции каждого верующего перед Богом и тем самым перевернула жизнь Европы. В результате западный христианский мир был разделен на католичество и протестантизм, вследствие разного толкования Евангелия появилось разделение внутри самих протестантов. Католический мир не хотел сдавать своих позиций, вероучительные разрывы были тесно связаны с военными конфликтами: Крестьянская война в Германии и война немецких княжеств в первой половине XVI века, религиозные войны во Франции, Нидерландская революция, наконец, кровопролитная Тридцатилетняя война (1618–1648) — первый всеевропейский конфликт Нового времени. Тем не менее среди протестантов сохранялось и стремление к объединению. Сторонники Яна Гуса (Моравская церковь) договорились с кальвинистами и лютеранами, сторонники Цвингли объединились со сторонниками Кальвина.

Попыткой объединения всех кальвинистов был Дортский синод (1618–1619), где, как и на Вселенских соборах, присутствовали делегаты из разных стран. Церковное единство намечалось и помимо официальных переговоров: литература о христианском образе жизни, о молитве писалась в разных деноминациях, и католики, и протестанты с интересом читали произведения друг друга. Среда, объединенная общим порывом к благочестию, породила пиетизм — движение среди лютеран и реформатов, сосредоточенное не на догматических спорах, а на рождении свыше.

Стремление расширить единый христианский мир привело католиков к активному миссионерству в Индии, Китае, Японии, где проповедники знакомили тех, кому благовествовали, с достижениями европейской цивилизации. Стремление к примирению как реакция на конфликт была присуща и государственным делам: в Германии был заключен Аугсбургский религиозный мир (1555), признавший право властей княжеств и вольных городов выбирать между лютеранством и католичеством; во Франции был принят Нантский эдикт (1598), положивший конец религиозным войнам; в Англии был принят Акт о веротерпимости (1689), разрешивший протестантам-неангликанам исповедовать свою веру.

В XVIII веке происходит окончательное формирование христианских империй — Российской, Британской, Австрийской (с 1867 года — Австро-Венгерской), каждая из которых, как и их предшественники в первое тысячелетие христианства, претендовали на то, что они объединяют множество народов вокруг христианства и несут им Благую Весть и просвещение. В том числе с этим связан взлет миссионерства и евангелизации нехристианских народов. Баптист Уильям Кэри в конце XVIII века богословски обосновал необходимость благовествования язычникам, с чего началась массовая протестантская миссия в Азии, Африке, Океании. Первое Великое пробуждение в США, собравшее воедино кальвинистов из разных церквей, внесло вклад в формирование единой американской нации, способствовало отделению США от Британской империи и созданию отдельного государства. Среди простых христиан возникает стремление отвергнуть деноминационные границы — так появились евангелики, или евангельские христиане. В 1846 году был создан Всемирный евангельский альянс, в работе которого впоследствии активно участвовали (и участвуют) российские протестанты.

В ХХ веке с Всемирного миссионерского съезда в Эдинбурге в 1910 году началось официальное движение за христианское единство. В 1948 году была создана площадка для общения церквей — Всемирный совет церквей. В настоящее время эта дискуссионная платформа вызывает критику за отход от собственно богословских вопросов. Также попытки создать единство были предприняты харизматическим движением, провозгласившим возвращение даров Духа во все деноминации, включая католиков. 

Евангелизации как способ расширения христианского мира стали по-настоящему всемирными, одним из самых успешных в деле благовестия стал евангелист Билли Грэм. Проповедники получили возможность проповедовать сотням тысяч человек — на стадионах, по радио, на телевидении. Были организованы и ныне успешно действующие евангелизационные структуры, например Лозаннское движение (1974). Одним из выдающихся достижений конгресса стало составление и подписание Лозаннского договора: «Председателем редакционного комитета и главным автором этого документа был Джон Стотт. Лозаннский договор задумывался как публичный завет с Богом, а также завет друг с другом; со временем он превратился в один из наиболее влиятельных документов в истории современной Церкви. Он помог четко определить границы евангельского богословия и церковной практики и заложил фундамент для образования многих новых партнерств и альянсов»2.

Итак, христианское единство в разные эпохи обеспечивалось за счет общих собраний христиан, наличия империй, общей христианской культуры и общего стремления к благочестию. Что сработает сейчас, в глобальном мире?

Пока в целом христианство не дало ответа на проект единства, в основе которого лежит культура потребления, а не христианские ценности. Независимо от формы, в которой такой ответ будет дан, представляется, что подлинно христианская реакция — это общее свидетельство о Христе в повседневной жизни, в проповеди, в культуре, которое не устраняет национальные, богословские и прочие отличия, а встраивает их в единую величественную картину.

1Одно из официальных названий Византии – страны, которая возникла в 395 году в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.
2«Что такое Лозаннское движение». Электронный ресурс. Сайт Московской центральной церкви евангельских христиан-баптистов: http://www.mbchurch.ru/publications/articles/15/5087/ (дата обращения 18 июля 2019 года).

ФОТО: из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских хрис­тиан-баптистов

Работает на Cornerstone