Мир Библии

Библейская суббота

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 71/Библейская суббота
Библейская суббота

Отдыху в Библии посвящена одна из Десяти заповедей, заповедь о субботе. Само слово «суббота», или «шабат», означает «покой, прекращение работы» или просто «выходной».

Библия говорит нам о сотворении мира за шесть дней, завершившемся установлением в седьмой день покоя: в день седьмой Господь прекратил Свои труды и тем самым положил начало еженедельному празднованию этого дня, который стал памятником творению. Четвертая заповедь напоминает нам об этом событии и определенно называет субботу седьмым днем вопреки Толковому словарю Ожегова: «Шестой день недели, перед воскресеньем».

В Книге Исход (20:8–11) мы читаем: «Помни о субботнем дне, что его нужно почитать священным. Шесть дней ты можешь работать, делать все, что связано с твоим ремеслом, а день седьмой, суббота, принадлежит Яхве, твоему Богу, в этот день ничего такого делать нельзя ни тебе, ни сыну твоему, ни дочери, ни слугам, ни служанкам, ни скотине твоей, да и чужим, кто у тебя приют нашел, тоже. Ведь шесть дней Яхве творил небеса, землю, море и все, что в них обитает, а на седьмой день прекратил работу для отдыха, потому-то Яхве благословил субботний день и соделал его святым» (пер. мой. — И. Л.).

В Синодальном переводе «Помни день субботний, чтобы святить его» — довольно точная буквальная передача еврейского текста, именно поэтому она требует прояснения. Какого рода уточнения можно было ввести, чтобы уяснить смысл четвертой заповеди? Помни о соблюдении субботнего дня, о том, что его нужно содержать в святости. Но при таком прояснении обязательно возникает аспект обязательности или даже долга, который нужно выполнять.

Если сказать совсем просто, то суббота — это не день обязанностей, а день возможностей, то есть в этот день ты можешь делать то, что тебе трудно или почти невозможно сделать в другой день. И тогда заповедь будет звучать так: помни, что у тебя есть особенный день, и это суббота! То есть слово «святить» означает здесь особенность этого дня, его уникальность, отличие от других дней.

Первое предложение заповеди легко пояснить знакомым всем примером из фильма «День сурка». Главный герой все время оказывается в одном и том же дне. И вот он сидит в кафе и жалуется на свою жизнь двум завсегдатаям: «Что делать, когда один день похож на другой?», и один из них говорит: «У меня такое происходит вот уже 20 лет».

Так вот, по замыслу Бога наши дни не должны походить друг на друга, потому Он выделяет из цикла наших дней каждый шестой и седьмой дни. Дни в еврейском языке имеют названия — один, второй, третий… Шестой — подготовка к субботе, а седьмой — шабат.

Теперь о том, почему заповедь о субботе была актуальной. Другими словами, как в заповеди обосновывается ее соблюдение? В Книге Исход, в 20-й главе, сказано, что Бог — Творец (см. выше текст заповеди). А в Книге Второзаконие, в 5-й главе, сказано, что в этот день можем отдохнуть и мы, и члены нашей семьи, и все те, кто нашел приют в нашем доме, потому что в Египте, откуда Господь нас вывел, мы были рабами, а теперь обрели особый статус — статус Божьих детей.

Каким образом в субботнем отдыхе эти обоснования проявляются? Попробуем описать эти проявления в современном ключе, по здравом размышлении, не в русле современной иудейской традиции, поскольку за много веков в ней появились нюансы, обусловленные культурными влияниями, а так, как это следует непосредственно из библейского мировосприятия.

Во-первых, в этот день все дела прекращаются, как это сделал однажды Творец, Он шесть дней творил, создавал новое, а в день седьмой эту творческую деятельность прекратил (глагол «шават»). Мы в этот день откладываем те дела, которые связаны с повседневными нашими трудами, то, чем мы зарабатываем на жизнь: гончар не производит посуду, токарь не включает свой станок, таксист не перевозит пассажиров за плату. Домохозяйка заранее готовит субботние блюда, чтобы в субботу на это не тратить времени. Как правило, свежие и праздничные блюда можно есть уже в пятницу, поскольку в библейской традиции суббота начинается после захода солнца в пятницу (а завершается после захода солнца в субботу).

Во-вторых, это день радости и пира. Человек был сотворен в пятницу и сразу же приглашен на пир. Отдых за пятничным ужином — это прославление хозяйки, приготовившей его. И можно петь гимны во славу Божью, а также читать слова Писания. Что именно? Первые главы Книги Бытие, где говорится о мире до грехопадения, субботний псалом (см.: Пс 91), последние главы Книги Откровение, где описан воссозданный мир, гимн добродетельной жене (см.: Притч 31:10–31). Это только некоторые тексты, напрямую связанные с радостями, которые дарует Бог. О чем еще можно радоваться в день субботний? «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить» (Пс 32:1), «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс 118:1), «Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое (это же слово можно перевести и как “удовольствие”, и как “радость”. — И. Л.)» (Пс 118:174). В Библии много текстов о радости. Вооружитесь симфонией и отыщите их сами.

В-третьих, это день исследования Закона Господнего. Не случайно мы упомянули 118-й псалом, в нем 176 стихов, говорящих о Законе Божьем, Торе. Дело в том, что Закон имеет божественное происхождение с точки зрения поэта и поэтому способен приносит радость, усладу, освобождение и успех на жизненном пути. Еще одна особенность этого псалма в том, что в нем используется восемь синонимов слова «закон» (тора), которое можно перевести как: 1) «наставление», 2) «наказ» (эдут), 3) «постановления» (мишпат), 4) «заповедь» (мицва), 5) «порядки» (хукким), 6) «повеления» (пикудим), 7) «слово» (дабар), 8) «речение» или «речь, беседа» (имра). А еще этот самый длинный псалом написан в технике алфавитного акростиха, то есть все восемь стихов начинаются с одной и той же буквы, образуя строфу, затем следующие восемь — с другой и т. д. Буквы берутся подряд из алфавита, то есть первые восемь стихов на букву «а», вторые восемь — на букву «б» и так до конца. В еврейском алфавите 22 буквы, поэтому в псалме 176 стихов. Кстати, есть такая практика: благословение на следующую неделю при завершении субботнего дня можно избрать, называя любой стих от 1-го до 176-го.

В-четвертых, это день общения с семьей. Мы созидаем отношения с Богом и своими близкими. Если в течение недели вы выкраиваете время для общения, то в субботу погружаетесь в него безмерно и вневременно, плывя в этом океане времени. Мы можем в этот день выйти на природу, на речку, на озеро, в парк и поиграть с детьми.

В-пятых, «в субботы, по словам Спасителя, можно делать добро» (Мф 12:12). А что такое добро в христианском понимании? Есть целая программа, данная Господом в том же Евангелии от Матфея: напоить жаждущих, принять у себя странников, одеть нагих, посетить больных и узников (см.: Мф 25:31–46). Все это тоже можно делать в субботы, чтобы разделить благословения субботнего дня с теми, кто этих благословений лишен, причем разделить в христианском смысле.
Понятно, что список субботнего времяпрепровождения можно продлевать, мы просто отметили, что этот день может быть наполнен как пением гимнов, чтением Писания, молитвой и общением с единоверцами, так и нашей обращенностью к миру людей или же просто отдыхом (сном, прогулками, путешествием) от трудов праведных.

Возможно, у кого-то возник вопрос о воскресенье, дне, который стал выходным и перенял отдельные элементы библейской субботы. Само название этого дня говорит о том, что он связан с воскресением Христа. В Евангелии это «первый день недели», а в христианской традиции — «день восьмой», это день нового творения, пересотворения мира во Христе. Это знак нашей вовлеченности в новый миропорядок уже сегодня. Но это совершенно другая тема.

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone