Тема

Дауншифтинг и поколение Z

Алена Калугина
Журнал/Архив/Номер 71/Дауншифтинг и поколение Z
Дауншифтинг и поколение Z

Представь, что тебе не нужно зарабатывать деньги, чем ты будешь заниматься?

Одним этот вопрос помогает найти дело жизни, понять, чему они действительно хотят посвятить себя, другим — осознать, насколько важные вещи приходится упускать из-за необходимости заботиться о покрытии финансовых потребностей. Третьи видят в этом вызов: как совместить желаемое с необходимым? Ведь все мы вынуждены существовать в одной и той же системе человеческого общества, где не обойтись без денег, трат на материальные потребности, ради чего приходится расплачиваться собственным временем и силами. Одни, задав себе вопрос «ради чего?», ускоряют темп своего движения, чтобы достичь чего-то более глобального и масштабного, другие же, напротив, однажды задавшись мыслью, ради чего они все это делают, решают снизить обороты или вовсе выйти из игры. Так говорят те, кто решился на подобную перемену образа мышления, жизни и ценностей, — люди, которых сегодня называют дауншифтерами. Дауншифтинг в своей основе — глубоко философское отношение ко всему, переосмысление жизненного опыта и потребность в идее, придающей жизни смысл.

«Дауншифтинг» в дословном переводе означает «сознательное снижение скорости». Это автомобильный термин, вошедший в широкое употребление в 1990 году ХХ века. Именно тогда его впервые употребил в новом формате автор статьи в Washington Post. Через десять лет понятие дауншифтинга достигло России.

Хотя дауншифтинг кажется современным и модным течением, как явление он появился намного раньше своего названия. В числе первых дауншифтеров оказались философ Диоген, избравший в качестве жилища бочку, император Диоклетиан, живший в IV веке до н. э. (он отказался от трона и занимался выращиванием овощей на своем огороде), и даже Иисус Христос с учениками. Безусловным дауншифтером был апостол Матфей, сборщик налогов, который изменил весь уклад своей жизни, услышав призыв Учителя следовать за Ним. Он отказался от материальных благ и пошел путем духовного развития, обретая на этом пути нечто более ценное — Царство Небесное.

Список примеров можно продолжать, постепенно приближаясь к нашему времени. Самым известным русским дауншифтером XIX века стал Лев Толстой. Пережив личностный кризис, писатель радикально изменил свою жизнь: стал вегетарианцем, отдал все состояние семье, начал носить простую одежду, заниматься физическим трудом и создал новую философию.

В ХХ веке это явление значительно омолодилось и приобрело оттенок молодежной субкультуры. Если говорить о близких к дауншифтингу молодежных движениях XX века, то самым ярким будет, конечно, движение хиппи. Расцвет этого движения пришелся на 1960–1970-е годы. Они запомнились резко отрицательным отношением к войне и свободным образом жизни в простоте.

Параллельно существовали и так называемые битники, молодые люди, противопоставившие себя обществу «белых воротничков». Это течение невозможно ограничить какими-то четкими рамками. Битники считались тунеядцами, бунтовщиками, чудаками, интеллектуальными асоциалами и праздными людьми в поисках удовольствий.

В 2000-е дауншифтерами становились успешные бизнесмены и менеджеры, уставшие от погони за золотым тельцом. Они продавали жилье или сдавали его в аренду и уезжали, например, в Индию, чтобы заняться духовными практиками.

Сегодня можно говорить о том, что дауншифтинг как образ мышления сейчас гораздо популярнее дауншифтинга как образа жизни. Начинается он, впрочем, как и раньше, с нежелания жить по шаблону.

По теории Rugenerations, российской школы теории поколений, новое поколение появляется каждые 20 лет. «Миллениумы» (поколение Y, «игреки»), люди, рожденные в промежутке с 1985 по 2003 год. «Хоумлендеры» (поколение Z, «домоседы», «центениалы») — это те, кто родился в 2004 году и позже. Таким образом, самым старшим из них сегодня 15 лет. Выделяют также промежуточное, переходное эхо-поколение — людей, родившихся на стыке двух упомянутых поколений и поэтому сочетающих в себе качества обоих. Им сегодня 16–23, по разным данным.

Сейчас к основному возрасту дауншифтеров относят представителей Y и эхо-поколения YZ. Здесь все объяснимо: поколение Z еще только готовится к самостоятельному пути.

Что же отличает поколение «зетов» от других? Сейчас цель молодежи не в том, чтобы убежать от чего-то и вести отшельнический быт. Их не вдохновляет на это пример старших поколений, они хотят изначально организовывать свою жизнь так, чтобы и не нужно было никуда убегать. Делай сразу то, что хочешь, проживай собственную жизнь, и тебе не придется что-то кардинально менять уже во взрослом возрасте, внезапно осознав, что так можно было жить еще в юности.

Представители поколения Z, отвечая на вопрос о том, чем они хотели бы заниматься, чаще всего говорят, что мечтают посмотреть мир и не хотят быть привязанными к одному месту. Те, кто вырос вместе с появлением и развитием интернета, чувствуют этот мир совсем иначе. Для цифрового поколения не существует никаких границ — ни географических, ни социальных, ни языковых. Подпишись на группы в соцсетях с выгодными билетами на самолет, узнай про каучсерфинг (гостевая сеть), найди купоны, дающие скидки на все, что тебе нужно, — и в путь. Сегодня Индия, завтра — Китай, через полгода — российская глубинка, затем пешком через всю Испанию по паломнической тропе Камино-де-Сантьяго. Для них важны свобода путешествовать даже при ограниченных запасах денег, эмоции, впечатления, отношения, и конечно, важно всегда быть на связи. Обязательны красивые фотографии в «Инстаграм» и влоги с места событий, ролики на собственном ютьюб-канале.

И если еще десятилетие назад дауншифтинг был привилегией обеспеченных, то сегодня все иначе. Теперь достаточно иметь удаленную работу: вести группы в соцсетях, заниматься целевой или контекстной рекламой, дизайном изображений, писать сценарии для видеороликов или монтировать их, качественно вести блог в «Инстаграме». Это может освоить в качестве заработка любой подросток.

Исследователи считают, что «зеты» станут самым богатым поколением, потому что их с детства учат финансовой грамотности, они раньше начинают работать и раньше задаются целью зарабатывать на любимом деле.

«Не надо лишнего» — вот так работает мозг современного подростка: он заранее настроен на отсеивание всего ненужного и устойчив к нагрузкам информационного потока. Многозадачность, умение ориентироваться в больших объемах информации, не сгорая при этом, безусловно, его сильные стороны. Развиваются технологии, уровень сервиса и индивидуальных настроек, а значит, так можно поступить и с собственной жизнью: сочетать любые задачи, при этом избегая ненужного напряжения. Ты свободен выбирать то, что подходит именно тебе. В этом плане умение быть профессионалом своего дела и жить в удовольствие — высокоресурсное сочетание. Именно таким видят это поколение в будущем. Поэтому дауншифтинг для поколения Z — это стиль жизни и возможность менять мир, устанавливать свои правила, жить в радости, чувствовать, что ты на своем месте, быть реализованным и полезным одновременно, делать что-то по-настоящему значимое, и делать это качественно (желательно в команде с интересными людьми), посвящать себя идее, которая имеет смысл, будь то интернет-проект, создание прогрессивных компьютерных программ и технические изобретения, защита природы, благотворительность или волонтерство.

Если говорить о проповеди Благой Вести поколению Z, то здесь важно подчеркнуть, что «зеты» ищут и выбирают только работающие схемы, тянутся к людям, которые способны показать пример. Поэтому для поколения Z такую значимость имеют блоги, записи о реальной жизни, всевозможные лайфхаки и практические шаги, которые уже у кого-то получились и дали результат. Наблюдение за жизнью других, реальное и виртуальное, — своего рода чтение учебника: «Если он смог, то и я смогу». Меньше слов, больше дел. Интернет для них не уход от реальной жизни, а равноценная ее часть. «Практика», «опыт», «скорость» — вот главные слова этой возрастной группы. Их главные вопросы старшим: зачем учиться бесполезному и неинтересному? зачем мне то, что не сделало твою жизнь лучше? покажи мне то, что работает, или не занимай мое внимание — вот принцип, который относится к жизни с Богом и к жизни в целом. Если хочешь чему-то научить, не рассказывай, а покажи и дай прожить на опыте. У тебя есть максимум восемь секунд (а то и всего две, по свежим исследованиям), чтобы заинтересовать меня. Соответствуй тому, чему учишь, и будь в этом настоящим и счастливым. Нам не нужны идеальные картинки, шаблоны и правильные советы, покажите лучше закулисье, правду, как все есть на самом деле. Не притворяйтесь.

Они ищут настоящего, ценят самобытное, искреннее. От родителя, учителя, пастора, наставника христианского лагеря «зеты» хотят услышать вещи, важные конкретно для них, а не для тех, кто их поучает. Они перешагнут лишнее, им некогда ждать. Этим лишним может оказаться и Бог, оставшийся теорией. Поколение Z хочет увидеть и показать миру живого Бога через опыт и радостную жизнь, потому что сегодня то, что ты чувствуешь и как живешь, — весомые аргументы. В этом сложность и драгоценность этого вызова, ведь в борьбе за выживание побеждает только настоящее. Но разве не об этом просил учеников Иисус, говоря «идите и научите»?

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone