Интервью

Наиля Аглиуллина: селах — это время поиска Царства Божьего

Роман Усачёв
Журнал/Архив/Номер 71/Наиля Аглиуллина: селах — это время поиска Царства Божьего
Наиля Аглиуллина: селах — это время поиска Царства Божьего

В 70 километрах от Казани на высоком и живописном берегу Волги в первых числах июля лес наполняется палатками. Вот уже более 20 лет подряд. Но это не туристический лагерь и не слет любителей авторской песни. Эти встречи, организованные казанской церковью «Краеугольный камень», собирают более 700 человек, которые регулярно приезжают сюда на неделю вовсе не ради лесной романтики. Эту уникальную форму христианского общения называют «селах». Что означает это слово? В чем цель и смысл этих встреч? Об этом Роман Усачев побеседовал с одной из носителей идеи селаха, служителем казанской церкви «Краеугольный камень», педагогом Наилей Аглиуллиной.

— Наиля Джанбековна, откуда появилось это название, «селах», и что оно означает? — Как и многие общины, мы проводили церковные лагеря. Первый — он прошел в 1997 году — был просто церковным выездом для отдыха. А потом мы поняли, что такое время — хорошая возможность для целенаправленного созидания общины. И уже второй лагерь был посвящен вопросам самоуправления в церкви. Когда подошли к третьему лагерю, мы стали осознавать, что наши выезды — это время, когда должна остановиться вся суетная жизнь, отойти на второй план все заботы, когда можно погрузиться в атмосферу Божьего присутствия, погрузиться в Его царство. Пользуясь библейским термином — это время субботства (см.: Евр 4:9). И тут мы вспомнили, что в псалмах есть такое слово — «селах», оно ставилось, чтобы разделить смысловые отрывки текста, и означало паузу для осмысления только что услышанного. В общем, в понятие «селах» мы вкладываем такой смысл: остановись и приникни к Источнику, это пауза в обыденной жизни, которая должна быть заполнена миром иным. — А почему такие паузы важны для христиан? — Мы живем в мире, который захватывает, увлекает, пленяет суетой, хочешь не хочешь, вводит в заботу. А внутри себя мы несем мир Его Царства, которое не приходит приметным образом (см.: Лк 17:20–21), не овладевает нами, само не пленяет нас. К нему нужно восходить, искать его. Чтобы услышать этот внутренний голос, это звучание нового иного мира, почувствовать его вкус, надо отстраниться от мира внешнего, укрепиться в вере, осознать, что семя царства Божьего в нас есть, что мы не от мира сего.

— За счет чего все это происходит на селахе? Как эта пауза организована? — Во-первых, за счет времени молитвы, поклонения, тишины, предстояния перед Богом. Каждое утро начинается с молитвенного служения, и вечером мы все вместе собираемся, чтобы в поклонении прислушиваться к голосу Божьему, к тому, что Господь говорит церкви.

Во-вторых, за счет семинаров, которые охватывают различные актуальные в данный момент времени аспекты жизни. Семинары освящают разум, благодаря им истина нас формирует — это момент обновления ума.

В-третьих, мы проводим эту неделю на природе, нас окружает красота Божьего творения, которую в городе не увидишь. А через созерцание всего этого мы осознаем, что мы не одни в этом мире, что творение — это не только человек. Мне иногда это напоминает стан израильского народа во время Исхода: вокруг природа, палатки, костры, дети, домашние животные, мы ведь со всеми нашими питомцами выезжаем.
Ну и наконец, очень важно, что селах — это время, когда мы разделяем друг с другом наш быт, нашу пищу. Это совместное житие, где в отношениях воплощается все то, чему мы учим. Наша жизнь там организована так называемыми десятками. Когда несколько семей — около десяти человек плюс дети — совместно обустраивают свою практическую жизнь в течение недели.

— Почему выбран именно такой вид организации?

— С одной стороны, это такая форма самоуправления. Людей много, нужно закупать продукты и собирать инвентарь, готовить еду, обустраивать быт, ставить палатки, заниматься с детьми и т. д. И на время селаха такая «десятка» становится семьей, где все друг другу помогают и всё делают сообща. С другой стороны, в этих малых группах мы делимся откровениями. Все были на разных семинарах, каждый переживал что-то свое во время богослужения, как-то по-своему ощущал Бога. Когда мы всем этим делимся друг с другом, мы обогащаемся, строятся отношения, связи, мы лучше узнаем ближних. На селахе единство и мир — это очень значимые ценности. Когда мы преодолеваем свои собственные границы, свои представления, выходим навстречу другому, созидаются истинные отношения. Неистинные тоже, конечно, проявляются очень ярко, но ведь чтобы истинное построилось, нужно в неправильном покаяться, отвратиться от него.
— Говоря о единстве, нужно отметить, что на селахах присутствуют не только братья и сестры из церкви «Краеугольный камень», но и много людей из других общин.

— Да. Сейчас это нечто само собой разумеющееся. К нам приезжают православные, лютеране, харизматы разного толка, баптисты, пятидесятники и теперь уже многие другие, о ком мы и не знаем, какому течению они принадлежат. Но вначале это был вызов, ведь речь идет о преодолении границ своей церкви. У каждой общины есть свое основание, свой стержень, который формируется учением, традициями, системой ценностей, формой богослужения. И когда мы сталкиваемся с «инаковым», с кем-то отличным от нас, то стоит задача, с одной стороны, не изменить самому себе, а с другой — познать и принять мир другого. Так мы учимся любить, это расширяет наше видение Бога и мира, это тоже единство.

— Какие темы поднимались на селахах?

— Наша сквозная тема все эти годы — Царство Божье. На третьем селахе зазвучал вопрос служения христиан в миру в профессиональной сфере. Библия называет нас царями и священниками (см.: Откр 5:10), и мы интерпретировали это так: священники служат в церкви, созидают общину, а цари несут Царство Божье в мир. Тогда очень многие осознали, что служение Богу — это то, что мы делаем не только в рамках церковных мероприятий, но и как профессионалы в этом мире: если человек — врач, педагог, юрист, журналист и т. д., он этим может служить Богу.

— Но ведь трудно понять и определить, что такое Царство Божье.

— Для нас это такой момент во времени, когда вечность прорывается в наш мир, когда все смертное освещается светом этой вечности: «Ибо Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). Это когда Его воля, Его истина не только звучит, но и воплощается, когда люди получают свободу, мир, исцеление и т. д.

— А какая звучала тема на селахе 2018 года?

— Он назывался «Новозаветное служение». Если кратко, то его суть такова: в псалмах сказано «…царство Его всем обладает» (Пс 102:19), и мы призваны нести Его Царство в мир. Когда мы собираемся в церкви во имя Его, вокруг Его слова, на собраниях и семинарах, где звучит проповедь, на домашних группах, где мы служим друг другу, укрепляемся Его благодатью, мы словно совершаем духовный вдох. А затем наполненные всем этим идем в мир, туда, где наши семьи, профессиональная деятельность, где мы общаемся с друзьями и соседями, со случайными людьми в транспорте, в магазине, — всюду мы несем благодать и свет Божьего Царства, это духовный выдох. В таком ритме должна жить церковь, нельзя только вдыхать или только выдыхать, задохнешься. Это и есть новозаветное служение — посреди обычной жизни нести Его любовь и Его радость в этот мир.

— Чему будет посвящен селах в этом году?

— Мы чувствуем, что Бог ведет нас в глубину познания Его любви. Но надо понимать, что Его любовь не всегда соответствует нашим представлениям о ней. Зачастую мы не принимаем Его любви, не узнаем ее, ведь наши представления сформированы нашей греховной природой, которая все стяжает для себя. Божья же любовь другая, она обращена от Него к нам — это жертвенная любовь. К тому же она связана с нашим спасением, с обретением вечности и несет смерть всему ветхому. Чтобы принять такую любовь, надо отречься от ветхого, а мы этого не хотим, мы ищем того, что греет нашу плоть, а Его обращение к нам отвергаем. Божья любовь дает нам новое рождение, а плотская оставляет смертными. Апостол Павел сказал: «…так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2 Кор 4:12). Нам надо научиться любить именно так, жертвенно, других, наших ближних. Но как это сделать, если Бог не научит нас? Он, с одной стороны, судит грех в нас, с другой — милует, прощает и возрождает к новой жизни. Познав такую любовь, пережив возрождение, которое она приносит, не ответить на нее невозможно.

— Наша жизнь становится все комфортнее и комфортнее, многие не могут себе представить, что можно прожить неделю без некоторых благ цивилизации, и необходимость ночевать в палатках может оказаться для таких людей серьезным препятствием. Проводить селах в лесу — это принципиально?

— Конечно, специально мы трудностей не ищем. Просто нужна была такая форма, которая позволила бы быть ближе к природе, оказаться посреди всего того, что не мы сотворили, а Бог. Еще хотелось, чтобы комфорт не являлся центром жизни, а служил нам. Недавно услышала такую мысль, что человечество эволюционировало: раньше целью было выжить, теперь главными стали развлечения и комфорт. Люди готовы работать много и тяжело, чтобы в один прекрасный момент поехать отдыхать в шикарный отель. Но в Евангелии мы читаем о блаженстве, которое не связано с внешними обстоятельствами. Быть блаженным — это находиться в состоянии внутренней гармонии. Иначе жизнь превращается в бесконечную погоню за благами, лучшей одеждой, лучшей машиной, лучшей квартирой, лучшим домом, лучшим отдыхом. Это и есть идол. Целью жизни должно стать Царство Божье, а цивилизация должна служить ему.

— И последний вопрос: многие говорят, что после селаха стали другими людьми. В чем секрет этих изменений?

— Сила истины — в ее воплощении. На селахе все целостно: молитвы, семинары, поклонение и жизненные ситуации, ведь мы живем друг у друга на ладони. Ты слышишь истину и уже не можешь жить раздвоенной жизнью, чтобы учение — само по себе, а поступки — сами по себе. Поэтому на селахе и происходят такие перевороты с людьми. Это как в семье — я считаю, что именно дом является самой настоящей школой Царства Божьего, школой возрастания в Духе и в благодати. В семье невозможно слукавить по-фарисейски, если истина через тебя не дышит, не живет, никто тебя слушать там не будет. И на селахе, как в семье, все по-настоящему.

Фотографии предоставлены Романом Усачевым

Работает на Cornerstone