Портрет

Герхард Терстеген, учитель божественного покоя

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 71/Герхард Терстеген, учитель божественного покоя
Герхард Терстеген, учитель божественного покоя

Герхард Терстеген (1697–1769) — немецкий протестантский богослов и поэт. Родился Терстеген в 1697 году в городе Мёрс (земля Северный Рейн—Вестфалия в современной Германии) в купеческой многодетной семье. До 1713 года Герхард учился в латинской гимназии и обнаружил большие способности к языкам. Учителя советовали талантливому юноше поступать в университет, но у семьи, увы, не было на это средств. Поэтому Герхарда отправили учиться купеческому делу к родственнику матери в город Мюльхайм-на-Руре.

Следующие четыре года были крайне тяжелыми для Герхарда. Притом что материальные условия жизни были вполне сносными, внутренне тонкий и умный юноша, склонный к созерцанию и глубокой духовной жизни, очень страдал, не встречая ни в ком понимания, кроме старшего брата. В 1715 году Терстеген стал официальным членом реформатской церкви. В тот период на молодого человека оказал большое влияние пастор Вильгельм Хоф­фман, отставленный от служения за несогласие с церковными властями. Хоффман устраивал духовные беседы вне церковных стен. На этих встречах обсуждалась внутренняя духовная жизнь, а также сочинения на эту тему. Там Герхард познакомился с книгой Иоганна Арндта «Об истинном христианстве», немецким лютеранским пиетизмом1, творчеством испанского поэта Иоанна Креста (Juan de la Cruz) и католическим квиетизмом2.

Между тем обучение у родственника подошло к концу. Потерпев неудачу в купеческом деле и не приобщившись к ткачеству по причине слабого здоровья, Терстеген стал изготовителем шелковых лент. Он поселился отдельно от родственников и стал жить в молитве и строгом воздержании. Почти все заработанные деньги он раздавал бедным. После смерти матери он продал доставшийся ему по наследству дом в Мёрсе и отдал деньги нуждающимся, полностью оправдав свою репутацию странненького, бытовавшую среди его практичных и деловитых родственников.

С 1719 по 1724 год молодой протестантскй аскет пережил очень серьезный внутренний кризис, который сопровождался физическими болезнями. В Великий четверг, в день воспоминания Тайной вечери, Терстеген, в духе эксцентричного благочестия его эпохи, написал письмо Христу собственной кровью, где полностью посвящал себя Ему, и после этого обрел долгожданный душевный покой. Вильгельм Хоффман, его друг и наставник, попросил Терстегена проводить духовные беседы, которые начались с 1727 года и пользовались большой популярностью. Еще через год Терстеген перестал заниматься изготовлением лент и полностью посвятил себя душепопечительской практике: писал назидательные сочинения, вел активную переписку, ездил по городам, которые находились на берегах Рейна.

Прославился Терстеген и как поэт. В 1729 году вышел сборник его стихов «Духовный цветник глубин сердечных». Самая знаменитая песня Терстегена «Я взываю к силе любви» была позднее положена на известную музыку Дмитрия Бортнянского, написанную им к гимну «Коль славен наш Господь в Сионе». Она до сих пор исполняется в Германии во время торжественного военного церемониала. Гимны Терстегена с XIX века исполнялись на богослужениях в немецких лютеранских церквях. Основатель методизма Джон Уэсли перевел их на английский язык, и они зазвучали в Англии. Стихи Терстегена популярны и сегодня, некоторые из них использовал в своем творчестве современный немецкий композитор Тило Медек (1940–2006).
30–40-е годы XVIII века — это период расцвета богословского и душепопечительского дара Терстегена. Он стремился поделиться с людьми, ищущими подлинной духовной жизни, не только личным, но и историческим опытом. Для этого он изучал христианскую аскетическую традицию, издавал переводы произведений лучших католических авторов: «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, сочинения квиетистов, написал книгу «Избранные жизнеописания святых душ» (1743). Главным же трудом Терстегена стали 12 трактатов о духовной жизни «Путь истины», вышедшие в 1735 году. Только при жизни автора эта книга выдержала четыре издания. Духовно-назидательные сочинения Терстегена высоко ценили многие образованные люди Европы, в частности датский философ Сёрен Кьеркегор.

С 1740 по 1750 год немецкие власти запретили все внебогослужебные соб­рания, и Терстеген стал чаще бывать в Нидерландах. Благодаря голландским корням своей семьи проповедник хорошо знал язык этой страны и активно переписывался со своими друзьями и слушателями. Результатом этой переписки стал целый сборник писем на голландском языке, изданный в 1772 году.

С 1750 года, после снятия запрета, собрания на дому у Терстегена возобновились. Они прекратились лишь в 1756 году в связи с его болезнью. В 1769 году, в год смерти Терстегена, записи его бесед вышли под названием «Духовные крохи со стола Господня».

Чем же так интересен Терстеген? Для него конечной точкой христианской жизни стало молитвенное пребывание в Боге. Это дар Божий, но человек должен подготовиться к тому, чтобы его принять. Для подлинной молитвы, по Тергестену, необходимо два условия.

Первое. Умение оставить все то, что не Божье: отстраниться от любого житейского беспокойства, связанного с различными отношениями, материальным богатством, популярностью и т. п. В эту же категорию Терстеген относил формальные церковные жизнь и активность — в них есть смысл только тогда, когда они отражают внутреннее содержание человека. Таинства и богослужения имеют смысл, только если человек обрел покой в Боге, иначе они будут порождать только ненужный, а то и вредный шум. Межконфессиональные споры относятся к той же суете: для Бога есть только те, кто общается с Ним, и те, кто христиане лишь по названию. Сектантство, попытка создать свою, самую «правильную», церковь тоже бесплодны, подлинное преображение и вхождение в божественный покой происходят внутри каждого из людей, это невозможно сделать коллективно, да еще в состоянии спора и вражды с окружающими.

Второе. Умение спокойно переносить скорби, не только внешние, но и внутреннее. У Терстегена есть особые размышления и рекомендации тем, кто переживает период «духовной сухости», богооставленности.

А как же чтение Священного Писания? Оно подтверждает и корректирует наш опыт, а наш опыт подтверждает то, что мы читаем в Писании.

Творчество Терстегена было известно в России, хотя первый перевод на русский язык его труда «Путь истины» вышел только в 2018 году. Так, русские офицеры в 1813 году, находясь в Мюльхайме во время похода на Париж, попросили горожан показать им могилу Терстегена и были очень удивлены, что те не знают, где погребен столь уважаемый русскими дворянами человек. Благодаря этому событию была найдена могила Терстегена и установлен памятник3. Завершить рассказ о Терстегене хочется цитатой из его письма, которая станет пожеланием всем нам: «Я молитвенно желаю тебе того же, к чему всеми силами стремится и моя душа, — сущностного явления Господа в наших сердцах и внутреннего познания Его, приносящего нам свет и покой, дарующего освящение и спасение»4.

1Пиетизм — движение внутри лютеранства и реформатства, сосредоточенное на внутренней молитвенной жизни.
2Квиетизм — католическое движение, главным в котором было достижение душевного покоя и полного отрешения от своей воли.
3Мещеринов П. Герхард Терстеген: мистик, пиетист, поэт // Терстеген Г. Путь истины. М.: ЭКСМО, 2018. С. 7.
4Терстеген Г. Письма о духовной жизни I. https://igpetr.org/gerhard-terstegen-pisma-o-duhovnoj-zhizni-i/

ФОТО: Wikipedia.com


Работает на Cornerstone