Поговорим об отдыхе. Он бывает кратковременным (передышка после напряженного труда), ежедневным (сон), еженедельным (выходной), ежегодным (каникулы, отпуск), покоем после трудов (пенсионный возраст).
Отдых и природа. Лермонтов, прочитав Гёте, оставил нам фразу: «Погоди немного, отдохнешь и ты». В стихотворении Гёте мы читаем и о лесе, дороге, полной тишине, обещающей нам покой. Что стоит за этим «отдохнешь»? В переводе Д. Л. Андреева: «Подожди: уготован / Вечный отдых и нам». Это уже ближе к эпитафии: «Покойся, милый прах, до радостного утра». Впрочем, «вечный покой» отдыхом можно назвать только метафорически, ведь отдых — это восстановление сил для последующей деятельности, а если «покров земного чувства снят» (Шекспир), то эта активность уже исключена. С природой в ее первозданности связаны наши самые приятные ожидания, само понятие отдыха. Но природа природе рознь: есть горные склоны, которые покоряют альпинисты; есть горнолыжные трассы, это более цивилизованные горы с инфраструктурой; есть сибирская тайга и охота; байкальские пешеходные туры; карельские озера; тихоокеанские острова. Вряд ли кому по душе пустыня Сахара, но есть любители, которые путешествуют в Египет, Алжир или Марокко, где можно посетить и эту достопримечательность нашей планеты. Горы, пляжи, моря и леса — вот короткий список желательных мест для отдыха. Живописные курорты и туристические базы в глухих местах — это крайние пределы всего спектра туристических услуг. Чего мы ищем в этих местах? Смену ощущений после привычных будней, мы как бы перемещаемся не только в пространстве, но и в культуре, сменяя повседневный уклад на своего рода альтернативный. В этих поисках иногда приходит в голову пронзительная мысль: какой же многогранный мир нас окружает, и мы пытаемся его подстроить под себя. И вторая, не менее удивительная: кто же это все придумал? Неужто на самом деле случайна такая красота? Не может быть! Писание говорит: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс 8:4–5).
Сон как отдых. Лет тридцать назад были популярны жевательные резинки с вкладышами из серии «Любовь — это…», например «…делать простые вещи вместе». Там еще были картинки-комиксы, которые создавали настроение. Так вот, с отдыхом то же самое. И его можно рассматривать с определениями. Отдых — это крепкий и продолжительный сон с множеством разнообразных сновидений, которые ты отчетливо помнишь на грани между дремотой и явью и напрочь забываешь, когда окунаешься в суету нового дня. Сны и сновидения с древности наделялись магическим значением, не всегда безосновательно, ведь даже с библейскими пророками Бог разговаривал не только в видениях, но и во сне говорил с ними (см.: Числ 12:6). Царь Навуходоносор увидел во сне историю мира в виде колосса, состоящего из разных металлов, на глиняных ногах. Во второй главе Книги пророка Даниила описан этот сон и дано истолкование: Вавилон — золотая голова, Мидо-Персия — серебряная грудь, Македония — медное чрево и бедра, Рим — железные ноги, а глина с железом в стопах — это современная Европа. Понятно, что это один из вариантов толкования сна в современных понятиях, в Библии это изложено более иносказательно.
Так вот, сон — это кратковременный, но необходимый отдых после каждого трудового дня. Чтобы он приносил нам пользу, он должен быть регулярным, ложиться спать лучше всего в одно и то же время с учетом вашего рабочего ритма, кто раньше встает, а кто позже ложится, но золотое правило сна — спать надо ложиться до полуночи, и сон должен занимать не меньше семи-восьми часов. И еще один совет для полноценного отдыха во сне: есть надо за четыре часа до сна, и лучше, чтобы это был легкий ужин. Это, кстати, библейский совет: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл 5:11).
Общение как отдых. Общаясь с друзьями, ты забываешь обо всех переживаниях этого дня, потому что, рассказав о них, уже понимаешь, как с этим справиться, ты, как говорится, поделил все на два. Общение может быть непринужденным, когда вы встречаетесь и разговариваете с друзьями: «Однажды под вечер мы сядем за стол, Сойдемся с друзьями за чаем… О чем бы у нас разговор ни зашел, Он будет во многом случайным. Но главное будет — посмотрим в глаза, Подарим тепло и вниманье, Мы сможем чуть-чуть о своем рассказать, И значимым будет касанье. Затем разбежимся по всяким делам, Другое для нас будет важным, Но время от времени хочется нам Войти в быстротечное дважды, И снова смотреть и знакомое петь, Из прошлого угли таская… Но «мочь» не всегда приравняешь к «хотеть», Мы редко свободны бываем. Однажды когда-то мы сядем за стол, Когда нам спешить не придется, Где будут лишь те, кто спасенье обрел, Где будет Господь нашим солнцем. Но там мы припомним и те вечера, Когда мы касались друг друга Руками, глазами, сердцами… Пора Сходиться нам дружеским кругом!» Впрочем, общение может быть и подготовленным, тематическим, когда мы собираемся вместе и читаем то, что стоит прочитать, и обсуждаем, смотрим фильмы, когда мы организуем клубы по интересам. Не последнюю роль играют в этом и духовные интересы, тогда это может быть общением с теми, кого поручил нам наш Господь Иисус: наши престарелые родители, нуждающиеся в помощи соседи, знакомые пенсионеры, больные, голодные, жаждущие, люди, не имеющие крова и одежды, сидящие в тюрьме. А всему этому мы учимся в церкви, которую посещаем еженедельно, где мы славим Бога в пении, молясь и назидаясь. И опять же, как говорит об этом Библия: «Пусть живет в вас во всей своей полноте, во всей мудрости своей весть Христова, вы же учите и наставляйте друг друга; с благодарностью в сердце пойте Богу псалмы и гимны, и духовные песнопения. Пусть все, что вы делаете, все слова и поступки ваши, пусть будет во имя Господа Иисуса Христа» (Кол 3:16–17, Современный перевод Библии под ред. Кулакова).
Развлечения как отдых. Мы еще не сказали о развлечениях. Моя мама каждое лето ждет у себя в Поволжье внуков: накормить их клубникой с грядки, сходить с ними на речной пляж, два раза в неделю выбраться в парк на аттракционы. В какой-то мере все это охватывает целый ряд мероприятий, связанных с развлекательным отдыхом: полезное или экзотическое питание, отдых, связанный с природой, или всякого рода аттракционы, или контролируемо экстремальный спорт. Сразу скажем, какие развлечения пользы не приносят, то есть не развивают, не прибавляют ума, не дают телу ни здоровья, ни исцеления, но дают лишь иллюзию всего этого, — это компьютерные игры и телевизионные передачи, они — лишь суррогат. Если избежать этого нельзя, то надо постараться себя в этом ограничить. Это можно делать усилием воли, отказываясь от них на день, неделю, месяц, последовательно. Сначала на день в неделю, затем — на неделю в месяц, а затем — на месяц целиком и так далее. Здесь я имею в виду развлечения, а не работу. Попробуйте прожить месяц без компьютерных игр. Зачем? Хороший вопрос! Ответ во второй заповеди: «Не сотвори себе кумира!» А мобильное устройство стало не просто кумиром, а частью тела, приросло к нему. Это устройство, с которым ты ложишься спать и просыпаешься с ним же. Речь даже не об этической стороне или недоказанной вредности для здоровья, но с девайсом ты перестаешь быть частью реального мира, ты уже не знаешь, где на самом деле настоящее — в экране или вокруг.
Включайся в реальные дела: учись танцевать, играть на музыкальных инструментах, говорить на иностранных языках — это развлечения, которые дают тебе больше, чем что бы то ни было. А если ты носитель уникального знания о Боге, то в этих центрах развлечений ты сможешь найти тех, кто нуждается в духовном знании. Надо только не перепутать и самому не стать сосудом пустого или ложного знания. У апостола Павла есть совет, данный по другому поводу, но хорошо обосновывающий наш выбор развлечений: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес 5:21–22). А вот чтобы отличить злое от доброго, нужно расти в меру полного возраста Христова: этому учит нас Библия, наши братья и сестры, этому учит нас действующий в нас Дух Святой.
Фото: Gettyimages.ru