— Устал, однако, я… А лета все нет и нет!
— Кто из нас не устает? На то отдых есть!
— Ох, если бы! Я так себя загнал, что не знаю, где заканчиваются дела и начинается этот отдых. Скажи, тебе знакомо ощущение беспомощности от того, что ты перестаешь контролировать ход событий и собственной жизни?
— Что ты имеешь в виду?
— Объясню в динамике: сперва я стал замечать, что некоторые второстепенные элементы моей жизни функционируют не так, как хотелось бы. Я не сильно беспокоился по этому поводу, потому что чувствовал внутренние резервы скорректировать это. Но вскоре я обнаруживаю, что мои попытки исправить «шероховатости» безрезультатны, а сбоить стали более весомые для меня сферы. Я энергично стараюсь восстановить равновесие системы. Но дисбаланс усиливается. В какой-то момент я просто перестаю понимать причинно-следственную связь происходящего. «Красные лампочки» загораются то там, то здесь. Все это напоминает одеяло, которого хватает либо на ноги, либо на голову. Я отчаянно решаю старые проблемы, но новые появляются в геометрической прогрессии. Стойкое ощущение, что я пытаюсь законопатить дырки в дуршлаге. И когда все это доходит до критической отметки, мои руки в бессилии опускаются, и меня накрывает фрустрация.
— Да, такое ощущение знакомо. Но не все же так драматично, и не всегда?
— Несколько раз этим путем я уже доходил до ручки.
— Пробовал найти причины?
— Всегда, когда приходил в чувство. Но мой анализ показывал лишь на одно: неожиданно вмешивались факторы, которые я не мог ни учесть, ни повлиять на них. Я старался быть честным с собой и признавался в своих пороках. Если находил лень или праздность, в них каялся. Если допускал ошибки в планировании, признавал это… Но сейчас я в бессилии!
— Может, причина кроется не там, где ты ее ищешь, поэтому поиски безрезультатны?
— Что ты имеешь в виду?
— Танцевать лучше от печки, а раскручивать клубок человеческих проблем — от Адама.
— Дружище, поменьше лирики! И так тошно.
— Как скажешь. Но наберись терпения. Итак, Адам. Когда Бог поручил ему возделывать рай, Он наделил его способностью (сделаю акцент на этом слове) это выполнить. Другими словами, Адаму предстояло управлять порученным ему творением. В терминах теории управления, а этот язык, я думаю, тебе понятен, такая способность включала в себя как основы хозяйственной деятельности, так и высший пилотаж современного менеджмента — комплексное управление всей целостностью Эдема. Эта способность успешно работала лишь при одном, но важнейшем условии — сотрудничестве с Творцом. Адам был как бы в совете с Ним, что делать и как делать. «Что» включало в себя образ цели: гармония, царившая в Эдеме, должна распространиться на всю Землю. «Как» описывало стратегию, последовательность, способы и средства достижения этой цели. Кстати, заметь, что, завершив очередной этап, который назывался «наименование животных», Адам подошел к собственному диалектическому пределу: все, что он смог сделать один, он сделал. Далее ему требовалось скачкообразное «усложнение управленческой структуры» — помощница Ева.
— Ну ты сказал... Такого про Еву я еще не слышал!
— Хи-хи... Но вернемся к условию — к сотрудничеству с Творцом. Мне сложно тебе рассказать, в чем оно выражалось. Но, по сути, это было единение с Источником мудрости и жизни. Это совет с Автором и Архитектором творения.
— Мысль впечатляет. Продолжай.
— Грехопадение поставило крест на таком сотрудничестве. Сам понимаешь, ни о каком совете не могло дальше быть и речи. Ангел с огненным мечом даже дорогу туда заставил забыть. Но способность-то у человека осталась. А она сама по себе обладает известным творческим потенциалом. В ней кроется природа человеческой инициативы. Из нее черпает силы уверенность в том, что любое дело можно начать с идеи и завершить материальным результатом. Она подтолкнула Каина построить город и зачать, так сказать, цивилизацию. Она вдохновила послепотопных поселенцев построить Вавилонскую башню. Но что-то важное, можно даже сказать, самая суть, в этой способности деформировалось. Пустующее место «творческого совета» заняла самостоятельность. Теперь человеку предстояло самому пройти все ступени школы управления. И сделать это ценой собственной истории. А началось все с первого уровня — подавления с помощью насилия. Узнаешь себя?
— Грешен, батюшка, каюсь.
— Таким образом, на каждом этапе человечество в целом и каждый человек в отдельности оказывались перед необходимостью самостоятельно решать задачи с множеством «неподконтрольных факторов» — это уже твои слова. Заметь, подобные дифференциальные уравнения не в состоянии решить ни гениальный математик, ни суперсовременный компьютер. Так что самостоятельность оказалась и вдохновением, и проклятием, и крестом. Вдохновением — потому что так реализуется потребность творить что-то свое, уникальное и неповторимое. Помнишь свою юношескую эйфорию от того, что теперь можешь строить свою жизнь без оглядки на родителей? Проклятием
— потому что ты оказался в ситуации релятивизма ориентиров и систем исчисления. Потому-то твой самый продуманный план и гениально просчитанная комбинация попадают в зависимость от фортуны. А в результате оказываешься крайним ты, так как лично несешь ответственность не только за собственные решения, но и за вмешательство, так сказать, сторонних сил.
— Ну а крест?
— Крест — это путь проб и ошибок, которым ты должен пройти.
— Предположим, ты прав. И как это работает?
— Посмотри на свою обыденную жизнь: ты погружен в дела (рутину), планы и отношения. Твоя психологическая потребность в том, чтобы все элементы этой системы были уравновешены, мирно взаимодействовали друг с другом и развивались. То есть тебе комфортно от того, что все на своих местах, все идет как надо. Но, согласись, подобное чувство весьма непродолжительно и непостоянно. Оно характерно для этапа планирования, когда представляемое тобой будущее носит идеальный характер: на уровне идеи все логично и отлично. А когда ты приступаешь к реализации своих планов, ты и попадаешь в ситуацию, с которой мы начали. Вывод: ты оказываешься в плену того, чем должен управлять.
Кстати, по этой же причине ты и отдохнуть толком не можешь. Не разобравшись в том, что действительно восстанавливает силы, ты пленяешься образами отдыха, навязанными рекламой. Проверим? Какие ассоциации со словом «отдых»?
— Ну… отдых — это смена деятельности, отдых бывает активным, экстремальным…
— И ты послушно строишь планы в рамках предложенных сценариев.
— Ты меня совсем запутал! Вообще чувствую себя под микроскопом. И от этого не легче. Есть что предложить?
— Ты ведь переживал такое чувство… как бы его описать? Безмерно удивительное чувство близости с Господом, когда ты погружаешься в умиротворение небесного шалома. Ощущаешь себя пленником совсем другого мира, где значим только Один. И все остальное в Его свете скромно занимает свои места.
— Да, мне знакомо это чувство. Я смотрю на своего Господа и не могу оторваться… В этот момент я чувствую: все, что у меня есть, подобно мозаике, которую Бог доверил мне сложить в прекрасную картину. Я так вдохновляюсь этим!
— И… что потом?
— Потом я полный энтузиазма приступаю к воплощению. Но…
— Вскоре находишь себя усталым и загнанным. Так?
— Да. Круг замкнулся. Где же выход?
— Ну, освобождает истина, точнее, ее познание. Готов рассуждать дальше? Давай разберемся, в чем разница между самостоятельностью и советом Божьим. Где преодолевается проклятие грехопадения и к способности управлять возвращается целомудренная целостность? Согласись, для тебя принципиально важен результат: конечное состояние должно быть лучше начального. Почему? Твоей душе архизначимо почувствовать себя существующей. Что может это сделать явственнее, как не дело твоих рук? Подсознательно ты маскируешься за некоей ответственностью. Но маски срываются, когда несмотря на старание желаемого результата достичь не удается. Посмотри на спорт: почему ребята из команды, занявшей второе место, часто в унынии? Странно! Ведь они, во-первых, призеры, а во-вторых, занимались любимым делом. Все потому, что в сравнении с победившей командой они хуже. Понимаешь? Такое онтологическое «хуже» означает для них ущербность, недостаточность для бытия. Это психология сироты. Если же ты усыновлен Богом, залог твоего существования кроется в Боге. Ты любим, поэтому существуешь. Тебя определяет не деятельность и тем более не ее результат. Ты вновь становишься способным творить в Божьем совете! Творчество вообще не мыслится в категориях успех—провал. Тебя вдохновляет познание Его воли, и ты творишь, как бы это сказать, в танце с Духом Святым.
— Красиво. Но на практике жизнь не духовное танго, а изнуряющее сопротивление суете и большой соблазн в нее сползти.
— Да, но суета — вещь тоже духовная. По сути, это искушение опять решить, что все зависит только от тебя. В этом острие проблемы. Мы убеждены, что мир держится благодаря логике, если ее нет, он разваливается. Но творение живет Словом Божьим. А оно парадоксально! Например, вспомни: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12:10). Так что залог успеха любого дела заключается в том, был ли в нем совет с Богом. А сотрудничать с Ним возможно, лишь понимая Его волю. Для этого нужно оставить погоню за результатом и войти в умиротворение Божьего присутствия. Путь туда начинается с благодарности.
— То есть… отдых тоже начинается с благодарности?
— В точку!
ФОТО: Gettyimages.ru