Тема

Немного о гармонии

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 71/Немного о гармонии
Немного о гармонии

Кажется, никогда еще не было такого количества туристов в достаточно удаленных и труднодоступных местах планеты. Создается ощущение, что человечество, пользуясь достижениями техники — самолетами, поездами, паромами, разом сдвинулось с места и теперь обследует все сокровища мировых культур и цивилизаций. Группы людей с фотоаппаратами, ведомые гидами, делают миллионы снимков и проходят тысячи и сотни тысяч километров по музеям, улицам, соборам, зданиям, шлифуя поверхность планеты. Другие, путешественники более высокого и элитарного ранга, вообще ведут себя так, будто весь мир — это повод к развлечению. Они кочуют парами или небольшими компаниями из аэропорта в гостиницу, потом — по городу (с фотоаппаратом, конечно же, как без него!), взяв на прокат автомобиль, осматривая десятки соборов, музеев, посещая кафе, рестораны, аттракционы, магазины.

Тропа к знаменитому собору в Кижах вытоптана так, как будто здесь все время ходит стадо крупных животных. Со священной горы Фудзи каждый год свозят тонны мусора, пакетов, коробок, банок. В океане плавают необъятные острова полиэтиленового мусора, захватывая гигантские пространства мировой акватории. Чего ищут эти люди?

Вам скажут: туризм — это форма отдыха. Причем часто культурного. Но так ли это?

Я сейчас даже не буду говорить о том, что путешественник, находящийся в десакрализованном техникой пространстве, посещающий десакрализованные обществом потребления соборы и смотрящий на них через объективы фотоаппаратов, скорее напоминает некоторый сырой материал, который индустрия развлечений прогоняет через свой хорошо отлаженный организм, где глубокие впечатления не предусмотрены, потому что не нужны, где время — деньги и процесс идет бегом-бегом.

Впервые я понял, что имею дело с прекрасными декорациями, а не с жизнью, будучи в Амстердаме, куда, как человек, выросший при советском устройстве жизни, даже не смел мечтать попасть. Я вдруг увидел, что — одним великим городом больше, одним меньше — сменятся декорации, сверкнут шедевры, пощелкает затвор фотоаппарата, но главное и основное пройдет мимо, потому что не тут надо его искать, потому что не на бегу его надо искать и не через объектив аппарата.

И еще я понял, что отдых под названием «туризм» — на самом деле бегство. Бегство от самого себя. Потому что основное желание человека — стремление к внешней новизне, к разнообразию — вызвано невыносимостью ситуации, в которой он может оказаться. Что же это за ситуация, бессознательно избегаемая большинством? Остаться наедине с собой.

А во время отдыха-бегства человеку это не грозит. Он до какой-то степени отвлекается, ему даже кажется, что он отдыхает. От кого и от чего? От самого себя.

Дело в том, что современный житель большого города бежит даже тогда, когда сидит. До XX века мало кто обращал внимание на то, что потом, после знаменитого романа Джойса «Улисс», стало называться потоком сознания. Мы даже не замечаем, что в течение дня через наше внутреннее пространство, через наш ум проходят десятки тысяч мыслей, образов, картинок, фигур, фотографий и видео со смартфона и т. д. Мы можем закрыть глаза, отключить телефон, сесть в тихой комнате, но поток (сознания) по-прежнему будет шуметь, реветь и биться в берега. Мы думаем. И мы думаем, что это нормально, что мы все время думаем. Невероятное количество энергии, уходящее на обслуживание умственной деятельности, поддерживает этот дискомфортный мысленный бег, который не сравнится по постоянной колоссальной трате ни с одним другим видом деятельности современного человека. Беспокойные мысли, во-первых, ходят по кругу, во-вторых, истощают тело и психику, в-третьих, совершенно бесполезны, потому что чаще всего ничего не решают, а лишь повторяют движение по кругу — то же, что и вчера, и позавчера, и год назад.

И еще — это не наши мысли.

Они нам не принадлежат. Они вообще не имеют собственного существования, примерно как голографическая картинка. Мы их либо где-то прочитали, либо где-то услышали. И когда такая мысль (чаще всего тревожная или наполненная заботой) нас посещает, она гремит, словно поезд в метрополитене. На несколько секунд она становится чрезвычайно важной, нам просто необходимо сейчас же сорваться с места, позвонить по телефону, или проверить счета, или срочно поехать в магазин. Самое смешное состоит в том, что на смену ей приходит другая, точно такая же — ничуть не менее громкая, не менее повелительная и важная… Самое тут интересное, что назавтра мы их уже не помним. Вся их важность и вся их сила куда-то подевались, гипноз «послания» длился всего несколько секунд. Но за ними появляется следующая, и еще одна — мысли гипнотизируют нас секунда за секундой и день за днем… И весь этот пестрый поток летит в никуда.

Бег мыслей заставляет тело напрягаться, находиться в дисгармоничном состоянии, плечи от напряжения уходят вверх, спина напряжена, сосуды и клетки блокируются — все это называется стрессом, о котором сейчас говорят, что в нем причина всех болезней.

Я не против туризма, но я не думаю, что это форма отдыха. Форма развлечения или бегства — да. И вот что еще хочется сказать. Этот бег мыслей, этот поток сознания образуют невероятно плотный блок, почти непроглядную стену между вами и миром, между вами и Бытием, между вами и вами. Вы скажете: это словесная игра, это парадоксальные фокусы, зачем автор навязывает нам какое-то раздвоение личности?

Но я ничего не навязываю. Трагическая расщепленность сознания современной личности (не говоря о подсознательных процессах) давно стала медицинским фактом.

Одним словом, между мной и Богом, или, иначе говоря, между мной и Бытием, стоит моя эгоистическая мысль, стоит мое эго. А поскольку бег мыслей, их поток почти никогда не унимается, то между Бытием и мной все время стоит стена. И те, кто практикует молитву, прекрасно знают, как нелегко иногда бывает переключиться со своих мыслей на глубинное движение молитвы. Иногда почти невозможно.

Мысль — далеко не всегда ваш друг. Не всякая мысль от Бога, приходится даже констатировать, что весьма редкая.

Немного о гармонии

Такой блок из мыслей не даст вам отдохнуть нигде — ни в Ницце, ни на склонах Фудзи, ни в соборе Святого Петра, ни у пирамиды Хеопса. В лучшем случае вы смените один набор мыслей на другой (тоже не новый), а внешние картинки заменят вам (совсем ненадолго, вы сами знаете) мелькание экранчика вашего смартфона.

Отдых — это восстановление равновесия. Это возвращение не к мыслям о себе, а к самой жизни и ее Источнику. Отдых — это прекращение беготни внутренней и внешней. «Остановитесь и познайте, что я Бог» (Пс 45:11), как сказано в псалме.

Все в мире состоит из движения форм (слов, мыслей, волн, облаков, животных, автомобилей и т. д. и т. п.) и неизъяснимого, не поддающегося словам Покоя. Для того чтобы что-то двигалось, нужно присутствие того, что не движется, иначе движение было бы невозможно. И если жизнь состоит только из движения, она становится очень утомительной. «Все вещи — в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением; не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет…» — говорит об этом книга Екклезиаста (Еккл 1:8). Мир в постоянном и одностороннем движении начинает состоять из «вещей в труде», такой мир становится очень ТРУДным миром. Трудным для человека и его жизни.

Иисус находил покой и отдых в прикосновении к Отцу, к Источнику всего, к основанию Бытия. К тому, что не содержит в себе никаких форм, никакого их движения, к тому, чего «никто никогда не видел», как говорит Иоанн. И если вы думаете, что то, что делал Иисус, для вас невозможно, тогда непонятно, каким образом вы собираетесь Ему подражать и следовать за Ним. Во всяком случае каждый из нас может учиться восстанавливать утраченный баланс, учиться постигать в себе центр, мировую ось, свое собственное глубокое сердце или хотя бы тело. Или мы научимся этому, или так и будем жить за непроницаемой стеной собственных (да и не собственных даже, а чужих) мыслей, отделяющих нас от Жизни.

Книжек о медитации и молитвенных размышлениях написано очень много. Желающий всегда может найти себе что-то подходящее. Суть в том, чтобы пройти к себе истинному, сняв блок, минуя всевозможную беготню — чувств, мыслей или даже той молитвы, которая состоит в основном из повторения чужих слов и проходит по поверхности сознания, по тому же его этажу, где расположились все остальные страхи и заботы, ничем от них не отличаясь.

Если вы находитесь в критической внутренней ситуации, то, я убежден, лучше читать чужую молитву, чем вообще ничего не делать.

Но есть и другие варианты.

Мне, например, очень нравится медитация в метро (в поезде, в очереди, в самолете, в электричке и т. д.). Она может быть совсем короткой или длиться минут десять — в зависимости от расстояния между станциями. Обычно этого времени даже слишком много. Задайте себе вопрос: кто я? Обычно мы этого не помним (шутка?!). Потом обратите внимание на свое дыхание, просто пусть оно происходит, вы только наблюдаете его. Попросите Бога о помощи и постарайтесь увидеть бег ваших мыслей или тревогу, которая в вас живет. Ни мысли, ни страхи внимания не любят, они начинают терять свою энергию. Вглядывайтесь в них, в их формы, толчею, паузы, беготню. Через некоторое время постарайтесь увидеть тот неподвижный фон, на котором они происходят. Этот фон, эта тишина, этот покой и есть вход в Бытие. И вы не ваши мысли, вы — тот, кто их наблюдает.

Вначале такое упражнение может показаться непривычным, но со временем оно станет как глоток чистой воды в душный день.

Самое же главное — понять, что отдых — это место, где всегда стоит тот, кто молится, даже и бессловесно — между собой самим и Высшим, между своей усталостью и Богом, между движением и Покоем, между небом и землей, соединяя и объединяя их собой и в себе, выправляя утраченное единство и гармонию.

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone