Тема

Нет греха, кроме частичности

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 70/Нет греха, кроме частичности
Нет греха, кроме частичности

Энергия, с которой мы имеем дело в близких отношениях, обладает невероятной силой и дана нам от Бога. Она может быть источником величайшей радости и величайшего вдохновения. Влюбленные поймут, о чем идет речь, потому что в этот удивительный период что-то делается со всей человеческой природой, и то, что было еще недавно невозможно, сегодня происходит само собой. Эгоистический центр человека, который управлял им еще вчера, на время устраняется — ради предмета нашей влюбленности мы готовы на все, или почти на все: нам не жалко денег, времени, сил, как хорошо сказано, нам в этот период «целого мира мало», чтобы взять и положить его к ногам нашей возлюбленной. То, чего, духовно совершенствуясь, иной достигает мучительно медленно, во вспышке влюбленности, кажется, дается сразу и без предварительной работы. Божественная энергия играет, преображает мир, обновляет жизнь, перехлестывает через эго, и кажется, что новый человек появился на свет. Недаром философ Владимир Соловьев считал, что во время влюбленности душа человека отчасти открыта свету Царства Небесного.

Что же происходит дальше? Через какое-то время интенсивность первого чувства затухает. Райский свет тускнеет, а злой, земной набирает силу. Нас начинают раздражать некоторые особенности поведения нашей подруги (пишу от лица мужчин), некоторые черты ее характера вызывают у нас недоумение, а некоторые привычки кажутся невыносимыми. Совсем недавно все это было перекрыто «светом Царства», но вот он слабеет и уходит, и мы оказываемся перед не подсвеченной больше им реальностью. И тут начинаются конфликты, в отношения, особенно с поспешным развитием событий, входят боль, разочарование, отчаяние…

История Европы говорит о том, какую огромную роль играли отношения в формировании карты мира и представлений о нем. Вспомним хотя бы троянскую войну, начатую из-за похищения Елены Прекрасной. Вспомним невероятное количество дуэлей из-за женщин. Вспомним обобщение опыта любви в истории о Ромео и Джульетте. И если мы вглядимся повнимательнее, то увидим, что рядом с настоящей любовью всегда присутствует смерть. Почему?

Почему даже Библия, когда хочет сказать о любви, не может избежать этого соседства, и библейский писатель на пике вдохновения словно проговаривается: сильна как смерть любовь.

Откуда взялась эта нерасчленимая близость? Что же там случилось, на заре человечества, что сделало пару любовь—смерть неразлучной? И всегда ли так будет? Всякая ли любовь, всякая ли глубокая близость между любящими должна соседствовать с болью и страданием, а в конце концов завершиться старением, смертью и распадом любимых тел?

Библия говорит о духовной трещине, прошедшей через человеческую природу и через весь космос в начале человеческой истории. Единство между мужчиной и женщиной, определенное заветом «да будут двое одна плоть» (одно существо, одна жизнь), было нарушено. Сила союза Адам—Ева, способная в лучах Божьего присутствия, Его близости не знать распада и смерти, была поколеблена. То, что было одним, стало частичным, фрагментарным, распалось на «я» и «ты», на твое эго и мое эго, на мое «хочу, чтоб было по-моему» и твое «чтоб было по-моему». А эго, гордыня, своеволие — это самый мощный инструмент, блокирующий человека от его присутствия в единстве с Богом, дарующим через это единство гармонию и бессмертие. Это инструмент раскола и инструмент частичности, подвластной смерти.

Что же, отныне мы навсегда обречены на боль и страдание в любви?

Давайте посмотрим на ситуацию немного с другой стороны.

Давайте зададим себе вопрос: в чем цель любовных отношений между мужчиной и женщиной, в чем цель брака, о котором Иисусом сказано, что Его слово о браке не всякий может вместить и понять?

В деторождении? Но детей можно рожать и без любви. В получении от другого радости и счастья? Но, как мы видим, это работает только на время влюбленности, а время это дается авансом и ограничено, а счастье кончается довольно-таки быстро.

Но если мы допустим другую цель, казалось бы, на первый взгляд не очень-то захватывающую, то все изменится.

Давайте попробуем допустить, что любовный союз нам дается с одной целью — с целью духовного роста, или, говоря по-другому, с целью усилия в деле воссоздания утраченной некогда гармонии, с целью с Божьей помощью восстановления утраченного единства, с целью обретения непреходящей любви.

Что если цель союза мужчины и женщины — духовный рост?

Ведь такая цель предполагает практику — преодоление смерти любимого существа.

Потому что с детства мы знаем — тот, кого я люблю, не должен умереть.

И если мы придем к такому пониманию цели, то многое станет ясным.

Смерть и любовь действительно ходят парой. Но при новом отношении к браку смерть начинает выполнять не свойственную ей функцию — мы претерпеваем ее по образу распятого на кресте Христа, о котором сказано, что Он «смертию попрал смерть».

Но как, вы спросите, эти мудрые и не очень понятные порой слова применить к вполне конкретным отношениям в браке? Одно дело теология, а другое — то, что я хочу поесть, а жена забыла приготовить ужин. Или я хочу поделиться чем-то для меня дорогим, а она разговаривает по телефону с подругой, а потом с другой, а потом с третьей. Или я нуждаюсь в поддержке, в участливом слове, в тепле, а выясняется, что в этом же самом и в то же самое время нуждается и она. И в результате каждый чувствует себя обделенным.

Или я считаю, что детей надо воспитывать так, как было принято в моей семье, а она придерживается на этот счет схожей точки зрения, но имея в виду свою семью.

Знаете, что я хочу предложить? Использовать любой конфликт как духовное упражнение. Суть его сводится к тому, чтобы, не откладывая, обуздать свое эго, свое недовольство, желание говорить о своих правах (часто справедливое), остановиться, взять паузу, уйти от реактивных неуправляемых слов и действий по типу: «Ах ты так! Ну так я — вот так!» и осознать, где я, что я чувствую. Какова Божья воля для этой ситуации, а не моя?
А Божья воля как раз в том и состоит, чтобы вы любили. Именно в этой ситуации. Любили ваше единство с любимой больше, чем свое недовольство, чтобы оно — это Единство-Любовь — для вас было более ценным, чем временные (или долговременные) промашки и ошибки любимого человека, чем ваши собственные желания.

Это и есть смерть.

Это смерть вашего эго. Это начало смерти источника вашей смерти.

И это порой очень больно. Но это боль родов, боль рождения новой личности.

Это восстановление единства, большего, чем две половинки — вы и ваша любимая. И оно достижимо при включении половинок в абсолютное единство Бога и в Боге.

Что такое пол, мужской и женский? Пол — это половина. Цель любящего — вернуться к единству, большему, чем он сам, большему, чем его половина. И это всегда утрата части эго, всегда его умирание.

Нет греха, кроме частичности

Есть единственный грех в отношениях — их частичность. Если мне нужно от тебя что-то одно — скажем, мне нравится твое тело, но мне наплевать на твою душу или на твою высшую духовную область жизни, на твои интересы, твою усталость. Если мне нужно от тебя что-то частичное, не вся ты, не дух-душа-тело, которые любящий Бог бережно держит в Своих ладонях, а мне это не интересно. И я дроблю тебя на части и тем самым дроблю на части себя, расширяя трещину духовной катастрофы, о которой мы говорили. В юности кажется, что если тело прекрасно, если лицо околдовывает, то все остальное будет столь же волшебно. Но тело и лицо — это драгоценная, но только часть человека. И близкие отношения, имеющие дело с частью человека, его расколотостью, дробят его, впуская в него смерть, и не могут не только подарить ему единство и бессмертие, но и фрагментируют его сущность дальше. И это бег по бесконечному кругу с неутоленным сердцем, знакомый Дон Жуану, герою космического мифа.

И только удержание, да нет же, — созидание Единства, в которое включены дух-душа-тело обоих участников, отказ от ограниченного себя рождает новую жизнь, единую плоть, как бы новое существо, способное привести к любви, предвкушающей жизнь вечную и преодолевающей конечность земной жизни и наших тел — уже здесь, сейчас, на практике.

В таком союзе, отказываясь от эгоистического себя, мы познаем высшее наше единство, которое ведет к ошеломительным и радостным откровениям, духовным и телесным, к тайне, которую трудно выговорить словами и о которой апостол обмолвился: тайна сия велика.

Жизнь вечную я обретаю в другом с помощью Бога в себе.

Жизнь вечную другой обретает во мне с помощью Бога в нем.

И это один и тот же Бог. И то, что мы не сможем на этом пути сделать сами, сделает для нас Он.

Можно даже сказать, что Он это уже сделал. Слово за нами.

За нашей конкретной практикой на протяжении всего одного дня — сегодня.


ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone