Иоганн Арндт (1555–1621), знаменитый немецкий богослов и пастор, написал книгу «Об истинном христианстве» — одну из самых известных и любимых в христианском мире.
Арндт родился 27 декабря 1555 года в деревне Эддерлиц, Балленштедт, княжество Анхальт¹ (центр современной ФРГ), в семье лютеранского пастора, рано осиротел. Родственники помогли Иоганну, старшему сыну в семье, получить образование. Он учился в нескольких школах, очень интересовался естественными науками. В двадцать лет Арндт поступил в Хельмштедтский университет, затем перевелся в Страсбургский, а потом и в Базельский, везде учился с отличными оценками и похвальными отзывами.
Во время учебы Арндт перенес тяжелую болезнь, заставившую его задуматься о духовных вопросах. В Базеле произошло еще одно важное для Ар ндта событие: купаясь в реке, он чуть не утонул и был чудом спасен своим товарищем. После этого Иоганн, планировавший, как считают, стать врачом, решил полностью посвятить себя Богу.
В 28 лет Арндт стал пастором в городе Падерборн, столице Падерборнского княжества (запад современной ФРГ). В 1590 году местный князь Иоганн Георг, будучи формально лютеранином, но склонявшийся к кальвинизму, потребовал, чтобы богослужение в лютеранском храме соответствовало кальвинистским нормам. Арндт решительно отказался, и по распоряжению князя был лишен пасторской должности. Тогда городской совет соседнего Кведлибурга пригласил принципиального проповедника к себе на пасторскую должность.
Именно Кведлибург стал тем местом, где Арндт сформировался как душепопечитель. В те годы лютеранские богословы проводили бесконечные схоластические дискуссии, результаты которых оглашались с церковных кафедр и были непонятны абсолютному большинству верующих. Тех же, кто хотел бы почитать что-нибудь о духовной жизни, ждало разочарование — таких книг в лютеранской традиции не было. Сухость богословия того времени не насыщала духовно, и люди приобщались к чтению мистических сочинений, которые зачастую не вписывались в строгие христианские рамки. Большинству же, которому не было дела до таких вопросов, было ясно одно: Лютер провозгласил, что человек спасается верой, а не делами; соответственно, перед ними стояла формальная задача правильно исповедовать веру, а как они жили — никого не касалось.
Арндт же прекрасно видел это заблуждение — ведь для Лютера правильная вера и правильная жизнь были неотделимы друг от друга. Переживал Арндт и за то, что церковь, будучи не в состоянии ответить людям на вопросы о том, как жить во Христе, поощряет их к исповеданию формального христианства.
Чувствуя пастырскую ответственность, Арндт призывал прихожан к покаянию и исправлению жизни, чем вызвал их недовольство. Его самоотверженное служение людям, пастырская помощь во время эпидемии чумы в 1598 году не улучшили отношения с паствой, и в следующем году он переехал в Брауншвейг (север современной ФРГ) и стал проповедником. В городе было беспокойно, горожане хотели, чтобы их город получил статус вольного имперского города и перешел в прямое подчинение императору, что вело в том числе к вооруженным столкновениям с местным герцогом, не желавшим терять город. В самом городе за власть боролись две политические партии. Чтобы отдохнуть душой от постоянных треволнений, Арндт начал писать книгу, в которой излагал простые методы, следуя которым, люди могли поддерживать свою духовную жизнь. Именно такой книги не хватало в то время многим людям. В 1605 году вышла первая часть книги, которую Арндт назвал «Об истинном христианстве». Брауншвейгские пасторы, никогда не любившие беспокойного и принципиального собрата, тут же обвинили его в ереси: по их словам выходило, что якобы Арндт отрицает, что спасает только Бог, и якобы он утверждает, что правильная вера не нужна. В итоге они вовсе запретили ему что бы то ни было публиковать. Арндт внес множество исправлений в книгу, разослал свою работу авторитетным богословам и через два года выпустил третье издание первой части с нужными пояснениями. На последующие три части он также благоразумно просил ученых богословов давать рецензии. Полностью книга вышла в 1610 году. Годом ранее Арндта пригласили в Эйслебен, и он с радостью покинул Брауншвейг.
Книга Арндта имела грандиозный успех, при жизни автора она выдержала одиннадцать изданий. Посвящена она жизни с Богом — только в такой жизни, считал Арндт, достигаются подлинное счастье и покой. Но начать такую жизнь невозможно без первого шага — покаяния, которое означает не просто отказ от каких-либо злых дел, но и изменение отношения человека к миру. Кающийся человек отвращается от любых подделок, от номинальной веры и обращается к Богу. И только тогда, писал Арндт, Бог по Своей милости «рождается» в душе человека, он становится другим — рожденным свыше². Рожденный свыше человек, по Арндту, ищет только Бога и Его воли и в покорности Богу обретает душевный покой, что, по Арндту, и есть счастье. Далее человек возрастает во Христе, все более и более покоряясь Ему. Арндт особо отмечал, что человек, идущий за Богом, даже в скорбях и болезнях сохраняет радость. Автор книги «Об истинном христианстве» принципиально противопоставляет мир с его представлением о счастье и христианина, который может найти счастье там, где человек, от Бога далекий, увидит только проблему и трагедию.
Тяжелый период жизни Арндта, связанный с публикацией его книги и яростной критикой в ее адрес, между тем подошел к концу. Герцог Брауншвейг-Люнебургский пригласил Арндта к себе как придворного проповедника и генерала-суперинтенданта (пастора, управляющего епархией) в Целле. Герцог, очень уважавший Арндта, позволил ему устраивать церковную жизнь по своему усмотрению. Арндт стал внедрять на практике нормы, о которых он писал в своей книге: он требовал от прихожан и пасторов не формального исповедания веры, а чистоты и строгой жизни. Будучи образованным человеком, Арндт сделал немало и на поприще просвещения: его усилиями в герцогстве были открыты так называемые немецкие школы. Он также продолжал писать книги: в 1612 году вышел его сборник молитв «Райский вертоград» (переведена на русский в 1784 году), в 1617-м — толкование на Псалтырь и разъяснение катехизиса. Иоганн Арндт умер в 1621 году, увидев успех своих книг, и похоронен в кафедральном соборе в Целле.
Книга Арндта «Об истинном христианстве» имела огромное значение для христианской Европы. Именно вокруг ее изучения во второй половине XVII века возник пиетизм, внутрилютеранское движение, без которого не было бы ни немецкой классической философии, ни романтизма; эта книга служила источником вдохновения для Иоганна-Себастьяна Баха; в России ее любили и хорошо знали: один из самых авторитетных православных епископов Тихон Задонский ставил сочинение Арндта сразу после Библии; ее почитали император Павел I, поэт Василий Жуковский, знаменитый алтайский миссионер Макарий (Глухарев), а также множество русских людей самых разных сословий. Книга, написанная человеком, чьи обширные знания уравновешивались большим жизненным опытом, человеком, который познал, где настоящее счастье, может быть актуальной и для нас сегодня.
1В те времена Германия была раздроблена и сохраняла только формальное единство. Немецкие княжества были ядром большого государства — Священной Римской империи, — во главе которой стоял избираемый император.
2Термин «рождение свыше» в протестантский обиход ввел во второй половине XVI века пастор Валентин Вайгель, а популяризировал его Иоганн Арндт.
ФОТО: Wikipedia.org