Тема

Дофаминовая ловушка

Роман Усачёв
Журнал/Архив/Номер 70/Дофаминовая ловушка
Дофаминовая ловушка

Где можно увидеть счастливых людей? В рекламе. Вот компания молодых парней и девушек, пьющих газировку с выражением безграничного блаженства на лицах. А вот за рулем дорогого автомобиля излучает уверенное счастье успешный мужчина средних лет. И пожилая пара, выходящая из дверей банка, — весь их облик говорит о том, что они счастливы и спокойны… Сюжеты, подобные этим, используются в рекламных роликах с одной целью — сформировать в нашем мозгу устойчивую связь: потребление этих продуктов и услуг принесет нам счастье.

В 1953 году два молодых канадских ученых Джеймс Олдс и Питер Милнер из Университета Макгила в Монреале провели эксперимент с крысами, о котором многие слышали¹. Грызунам вживляли электрод в определенный участок мозга, в тот, который позже был назван экспериментаторами центром удовольствия. Затем лаборант подавал слабый разряд тока, крыса переживала прилив наслаждения. На следующем этапе в клетку крысы помещали рычаг, нажав на который, животное само могло посылать разряд в свой мозг. Итог эксперимента знают многие, он был печален: крыса нажимала на клавишу все чаще и чаще, забывая про сон и еду, до тех пор пока не доводила себя до смерти. Экспериментаторы тогда решили, что грызун испытывает невероятное блаженство, потому и стимулирует себя снова и снова, а в культуре эта крыса стала символом общества потребления с его бесконечной гонкой за удовольствиями.
Первая аналогия, которая приходит в голову, когда слышишь об этом эксперименте, — наркомания. Но оказывается, что гормон дофамин, а именно он выделялся, когда крыса стимулировала себя, точно так же выбрасывается в кровь, когда мы наблюдаем нечто вожделенное: жирную и жареную еду, изображение с сексуальным подтекстом, те предметы или ситуации, которые ассоциируются у нас с успехом и наслаждением.

Только вот последующие эксперименты доказали — дофамин отвечает не за удовольствие как таковое…

Некоторое время спустя после эксперимента Олдса—Милнера, уже в шестидесятые, психиатр и невролог Роберт Хит из Университета Тулейн (Новый Орлеан) повторил такой опыт на людях². Да, это было время, когда научное сообщество еще не было так щепетильно, как сейчас. На самом деле, стимулируя определенную зону мозга, ученый пытался помочь больным с некоторыми психическими расстройствами. В результате его экспериментов выяснилось, что подопытные хоть и занимались самостимуляцией, нажимая на рычаг до сорока раз в минуту и отказываясь от перерывов на сон и еду, тем не менее говорили, что не испытывают удовольствия! Пациент, которого лечили от нарколепсии, свидетельствовал: «Я не пережил ни одного радостного момента и чувствовал отчаяние…» Почему же тогда у пациентов доктора Хита была потребность снова и снова нажимать на рычаг?

В 2001 году стэнфордский ученый Брайан Кнутсон пришел к выводу, что дофамин отвечает за мотивацию и поощрение, а не за удовольствие само по себе³. Возвращаясь к рекламе, можно сказать, что те образы, которые попадают в наш мозг, стимулируют нас к достижению целей. Происходит огромный выброс энергии, чтобы получить желаемое, мы способны приложить много усилий и наконец достичь заветного приобретения, но радости и счастья это нам не приносит.

Все эти механизмы уже довольно давно используют маркетологи. Сам способ такого стимулирования к покупкам получил название нейромаркетинга, и даже считается, что именно дофамин является основной движущей силой современного рынка, появились термины «дофаномика», «дофаминная инженерия». То безумие, которое охватывает людей во времена распродаж или релизов определенных торговых марок, имеет своих «архитекторов».

Итак, современный человек, чувствуя внутреннюю пустоту, устремляется к тому образу счастья, который ему предлагают реклама и массовая культура. Ведь эти «картинки» специально сделаны яркими и кричащими, они манят и влекут к себе. Приобретая вещи, воплощая образы из рекламных роликов, лишь на короткое время мы испытываем удовлетворение от достигнутой цели, но очень скоро, как в том опыте с электродом в мозге, возвращается пустота и тревога. И нам нужны новые стимулы, новые порции дофамина, чтобы снова устремиться к ложным образам счастья. А маркетологи уже готовы предложить нам новые товары, новые акции, новые модели, скидки и бонусы, кредиты и рассрочки…

Естественно, глупо всю вину за эту лихорадку потребления возлагать на корпорации, стремящиеся обогатиться за наш счет. Библия говорит, что «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Ведь Бог сотворил нас, вложив в наше сердце Желание. Французский философ Рене Жирар утверждал: «Человек есть творение, которое потеряло часть своего животного инстинкта, чтобы получить доступ к тому, что называют желанием. Как только человек удовлетворит свои естественные нужды, в нем разгорается желание, но желание чего именно — он не знает…» До грехопадения, когда человек мог созерцать Бога, Желание стремилось к вышнему, а после оно превратилось в похоть. Потеряв Бога, единственный и подлинный источник счастья и блаженства, человеческое желание устремилось к тому, что его имитирует, к потреблению. И именно на это стала уходить вся энергия жизни, именно этому стали служить выбросы дофамина.

Об этом же повествуется в рассказе об искушении Христа в пустыне. Дьявол предлагает постящемуся Сыну Божьему сделать камни хлебами, но «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». И говоря о том, чем будет жить человек, Христос имеет в виду именно эту энергию жизни, которая мотивирует нас, именно то, куда мы направляем свои силы и свою волю.

А чем же живем мы — хлебом или Словом? Боюсь, если мы сможем честно признаться себе, окажется, что огромная часть наших устремлений пленена миром сим, что мы находимся в той самой дофаминовой ловушке, которую нам расставил мир. Ведь то, что могло бы быть средством для жизни: одежда, жилье, машина, отдых, стало нашей целью, а значит — идолом.

Но вырваться из плена возможно. Ведь Христос там, в пустыне, показал нам путь — это путь аскезы и поста, сознательного временного ограничения себя в своих желаниях. Когда мы отказываемся от чего-либо ради Господа, мы с удивлением обнаруживаем: Бог готов подарить нам намного больше счастья, чем мы могли бы получить, имей мы все богатства мира.

1Об эксперименте см., например, Леви В. Л. Куда жить? — М.: Торобан, 2004. С. 50–52.
2См., например, Макгонигал Келли. Сила воли. Как развить и укрепить. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
3Там же.
4Послание Иакова 1:14.
5 Рене Жирар. Я вижу Сатану, падающего как молния. — М.: Изд-во ББИ, 2015. С. 22.
6Евангелие от Луки 4:4.

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone