Тема

Эгоизм и счастье

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 70/Эгоизм и счастье
Эгоизм и счастье

«Ты этого достоин», «верь в себя», «только ты имеешь значение» — знакомые рекламные девизы общества потребления. Затрагивая чувствительные струны человеческой души ради продвижения продукции, они обращаются к глубоким вопросам значимости и достоинства человека. Хотя цель коммерческой рекламы откровенно меркантильная, эти лозунги послужили воспитанию поколения с прокаченным эго, поколения нарциссов, зацикленных на себе.

Популярная философия потребительства акцентирует внимание на чувствах и переживаниях человека — важных аспектах жизни каждого мужчины и каждой женщины. Здесь ее истоки. Гуманистический интерес к внутреннему миру человека исходит из убеждения, что его проблемы могут быть решены на психологическом и социальном уровне, за счет обеспечения должного внимания родителей к ребенку, а также поддерживающего и принимающего социума. Психология XX века в поисках разрешения внутренних проблем указала на семью и социум как на причины внутренних конфликтов человека. Редукция реальности, сведенная к материальному миру, предоставила только такое решение вопроса о несовершенстве человеческой жизни. Теперь конфликт представляется как противоречие не между добром и злом, а как противоречие между внутренним миром человека и требованиями социума следовать определенным традициям и устоям. Эта идея обрушила авторитет родителей и учителей в воспитании, сведя их роль к созданию наилучшей среды для формирования психики ребенка, изначально правого в своих желаниях и побуждениях. Теперь взрослые не чувствовали, что у них есть право корректировать ребенка, а он все больше убеждался в том, что его мир — самый значимый и правильный. Так «прокачивалась» эгоистическая личность.

Исследования нарциссического склада личности показывают, что все большее количество молодежи соглашается с утверждениями «я считаю себя умным человеком», «я хотел бы в конце жизни сказать, что исполнил свою мечту», «в ряду жизненных приоритетов я ставлю себя на первое место», «я думаю, что я — особенный человек». Убежденность в своей исключительности и отсутствие эмпатии приводит к тому, что молодой человек выделяет себя из ряда других людей и искренне не понимает, почему другие не выражают ему своего восхищения и он не слышит от них похвалы в свой адрес. Нерефлексивная позиция приводит его к ориентации только на свою внутреннюю убежденность в том, что он будет успешен во всем, уверенность, что его интересы всегда находятся в приоритете у окружающих. Пренебрежение к достижениям других порождает спесивое и надменное отношение к ним. Конечно, спектр подобных проявлений может быть широким, от едва уловимых признаков высокомерия до явных и агрессивных форм требования к другим почитать себя любимого. Если такого человека отвергают или не считаются с его интересами, то он ведет себя агрессивно. В крайних случаях превознесение над другими приводит к тому, что человек испытывает трудности в общении и не может вести социально приемлемый образ жизни. Такие случаи рассматриваются как психологическое нарушение и нарциссическое расстройство личности.

В своей книге «Путешествие большого эго»1 Глен Харрисон приводит данные о росте уровня неудовлетворенности жизнью и депрессивных расстройств среди поколения миллениалов (или поколения Y). Согласно этим данным, между ростом нарциссизма и ростом депрессии в этом поколении существует взаимосвязь. Среди характеристик современных людей двадцати-тридцатилетнего возраста психологи наблюдают следующие качества:
самовлюбленность (нарциссизм) — наблюдается в демонстрации деталей личной жизни в соцсетях: фотографии, публикации о достижениях и полученных удовольствиях в режиме реального времени;
недостаток живого общения с окружающими. При этом нахождение в сети и активное общение в чатах достигает 24 часов в сутки;
чувствительность к признанию через «лайки» в социальных сетях, а следовательно, желание выделиться, быть интересным, успешным, значимым;
сложность в самоопределении: в выборе супруга или сферы профессиональной деятельности;
нежелание целиком погружаться в самостоятельную жизнь: поколение молодых людей не хочет принимать на себя ответственность за свои решения, из-за чего его прозвали поколением Питера Пена. Многие молодые люди решают жить с родителями по ряду причин: экономических, личных, социальных;
легкая обучаемость, быстрое схватывание нового, гибкость в обучении и работе.

Интересны выводы Харрисона о взаимосвязи ориентации молодежи на собственные интересы и ощущения неудовлетворенности. Нарциссические качества предполагают, что вся жизнь человека вертится вокруг него самого, это ведет к самообособлению, отчуждению от других и необоснованным ожиданиям, что твои желания будут выполнены другими. В социуме, где люди полагают, что их личные интересы важнее интересов других, интересов сообщества, неизбежны разочарования. Реальные отношения строятся на основании договоренностей, компромиссов и согласия действовать во имя общих интересов. Неумение принимать отказ или идти на уступки — залог конфликтности, неудач и утраты амбиций. Ситуацию усугубляют высокие ожидания молодого человека, жажда достатка, исполнения замыслов и красивой жизни, рекламируемой в СМИ. Когда молодой человек сталкивается с тем, что не все возможно осуществить, есть более умные и сильные конкуренты, необходимо много работать для достижения мечты, приходит уныние, депрессия, состояние, далекое от того, что люди называют счастьем.

Эгоизм и счастье

Можно ли сказать, что подобное отношение к собственной персоне однозначно плохо и ведет к несчастью? С христианской точки зрения необходимо различать, что именно при этом имеет приоритет. Человек сложно устроен. Будучи сотворенным по Божьему образу, он несет в себе этот образ в самых глубинных уголках души. Обращение к этой глубине необходимо и целительно, отрыв от нее приводит к потере сущностных основ, смысла жизни, ее вкуса. Образ Божий в нас зовет к Богу. К Нему мы приходим в самые сложные моменты жизни, когда остаемся наедине с собой. Поэтому Новый Завет призывает нас вникать в себя и учение, заниматься сим постоянно, потому что так себя спасешь (см.: 1 Тим 4:16). В этом главный жизненный ориентир человека. Когда мы находим Бога в своей глубине, мы открываем Царство Божие внутри нас (см.: Лк 17:21), нам уже все дано «для жизни и благочестия» (2 Пет 1:3). Когда человек осознает, что Бог принимает его, это удовлетворяет самые важные его потребности в любви и признании, к которым внешняя сторона жизни не может ничего прибавить и ничего не может отнять. Переживая Божью любовь, он обнаруживает в себе блаженство и радость о Господе как сопутствующие чувства. Это ярчайшие моменты человеческого существования. Как правило, пережив такое, человек получает свободу от греха и становится способным любить окружающих. Итак, внимание к Божьему образу в себе, его обнаружение и высвобождение являются тем «узким путем», который приводит человека к подлинному счастью.

С другой стороны, в человеке также присутствует греховная природа, названная в Библии плотью. Если человек не различает в себе заложенных Богом оснований и потребностей, то велика вероятность того, что его повышенное внимание к собственной персоне и забота о себе будут принадлежать «плотской» сфере. Об этой опасности предупреждает нас апостол Павел в Послании к Галатам: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти…» (Гал 5:13). Он описывает противостояние духовного и плотского в человеке: «…ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:16). Поэтому христиан призывают поступать по духу, а плотские желания, страсти и похоти умерщвлять. Пятая глава Послания к Галатам описывает результаты жизни по плоти: развращенный, скандальный, бесчинный образ жизни. Потакая любым своим прихотям, помышлениям и желаниям плоти, человек становится на «широкий путь» эгоизма, который в итоге приведет его к аду и несчастью.

Библейская заповедь зовет нас возлюбить Бога и ближнего, как самого себя, побуждает нас отвернуться от себя к другим, Другому. В этой заповеди говорится о любви человека к самому себе как о естественном порядке вещей, как о способе заботиться о себе. Внимание к себе полагается как сравнение, образец той любви, которую мы можем обратить вовне. Если мы понимаем, как относиться к себе с различением добра и зла — выбирать добро и отрекаться от зла, тогда нам легче любить других.

В популярном изложении этот принцип звучит так: «ненавидеть грех и любить грешника». Воплотить же его на деле достаточно сложно, так как о других мы привыкли судить по их поступкам, о себе — по своим намерениям. Для этого необходимо научиться размышлять и принимать другого, прощать и верить в возможность его изменения к лучшему. К. С. Льюис в книге «Просто христианство» пишет: «“Ненавидеть грех, но не грешника”. Долгое время я считал это различие глупым и надуманным; как можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не ненавидеть его самого? Но позднее я понял, что годами именно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе. Как бы я ни ненавидел свою трусость, или лживость, или жадность, я тем не менее продолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно. Фактически я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя. Именно поэтому так огорчало меня то, что я делал, каким я был. Следовательно, христианство не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова, которое мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком»2.

Может ли эгоист быть счастлив? Так же, как и любой другой человек, если сможет перевести свой взгляд с себя, любимого, с собственных чаяний и стремлений, с жажды удовольствий и развлечений на Бога внутри себя. Мне вспоминаются слова одного христианина, пережившего радикальное покаяние и изменение. С ужасом он вспоминал себя, ожесточенного и одинокого: «Помню разговор с мамой. Она пытается образумить меня, говорит о любви и правде, а я стою и думаю только о том, что нужно сделать, чтобы отнять у нее последние пенсионные деньги, спрятанные от меня на груди!» Поворотом в его судьбе стало его обращение ко Христу. Оставив прежний образ жизни, он стал хорошим сыном, мужем, служителем церкви, делающим добро и любящим людей. Тот, кто поистине отдает свое сердце Иисусу Христу, становится источником благословения и обретает подлинное счастье. Слова Писания обращены ко всем людям, в том числе и к самовлюбленным эгоистам: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7:37–38).


1Glynn Harrison. The Big Ego Trip: Finding true significance in a culture of self-esteem. — England: Inter-Varsity Press, 2013, рр. 94–95.
²Льюис Клайв С. Просто христианство. Электронный ресурс https://www.bible-center.ru/ru/book/justchristianity/book3/pardon (дата обращения 4 марта 2019 года).

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone