Обложка

Легкое дыхание

Екатерина Гуляева
Журнал/Архив/Номер 69/Легкое дыхание
Легкое дыхание

Человек при рождении обретает жизнь, а с ней — семя своей личности. Жизнь течет во времени, его сотворил Бог, чтобы мы могли взрастить свою личность. Подлинная личность, такая, какой ее задумал Бог, формируется в сотворчестве человека с Христом. Она направлена на благое сотрудничество с Творцом, она вопрошает и учится у Него быть такой, как Он, проявляя здесь, на земле, Его качества: доброту, милосердие, терпение, принятие, любовь.

Все, казалось бы, просто: поступай по заповеди, и ты — подобная Богу личность. Но не тут-то было. В Ветхом Завете есть рассказ об Авеле и Каине — первых рожденных Евой людях. Они — антиномичная пара, в ней — все о человеке. Имя Авель в переводе с древнееврейского означает «дыхание», «выдох», «дуновение» — нечто неуловимое и несущественное. Имя Каин родственно глаголу kana — «создавать», «получать», «производить», «приобретать». Легкое дыхание и тяжелая материя, быстротечность и основательность, несущественость и монументальность. И вот основательный Каин совершает преступление против Авеля и против Духа. И в этом — все о человеке.

Когда я узнала, как переводится имя Авель, то почему-то сразу вспомнила рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». В рассказе, как вы помните, речь идет о девушке лет шестнадцати. Она, почти девочка, неосторожно становится жертвой 56-летнего офицера, друга ее отца. Об этом человеке в рассказе всего две-три фразы, он описан как «казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская»1. И еще мы узнаем, каковы его оправдания перед судом: хотел жениться, был обманут девушкой. Офицер и друг отца убивает Олю после того, как она признается ему, что произошедшее между ними внушает ей лишь омерзение: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!»2

Очень правдоподобный и жуткий рассказ. Заканчивается он так: теперь ее «легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»3. И несмотря на то что между именем Авель и этим рассказом — далекое сопряжение, мне все же трудно отделаться от мысли, что писатель поразительно уловил угрюмое, тяжкое и безликое действие греха. Грех убивает человека и его личность, не давая ей вырасти и развиться. Так живет весь мир, балансируя на грани человекоподобия.

Есть ли у человека возможность свернуть с этого порочного пути? Есть. Христос пришел не зря. Он призывает нас к иной модели отношений, к взращиванию в себе иной личности. Текст, который я приведу ниже, обращен к верующим в Него, то есть они тоже не сразу становятся тем, кем стать могут: «…приложите все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель — знанием, знание — выдержкой, выдержку — стойкостью, стойкость — благочестием, благочестие — братской дружбой, дружбу — любовью. Ведь, если вы этими качествами обладаете и их приумножаете, они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе остаться чем-то бесполезным и бесплодным»4.

1Бунин Иван. Легкое дыхание. Электронный ресурс: https://ilibrary.ru/text/1052/p.1/index.html (дата обращения 25 января 2019 года).
2Там же.
3Там же.
42 Пет 1:5–11 (Библия в современном переводе под ред. Кулакова).

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone