Тема

Наука вычитания

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 69/Наука вычитания
Наука вычитания

Реальность парадоксальна. И чем глубже ее постижение, тем она парадоксальнее. С точки зрения логики становление личности должно сопровождаться процессом накопления каких-то ценностей. Ведь, например, если мы хотим устроить жизнь не хуже, чем у других, нам надо совершить целый ряд приобретений, аналогичных операции арифметического сложения, — получить образование, обрести полезные знакомства, получить высокооплачиваемую работу, улучшить жилищные условия, приобрести дорогую машину, потом — более дорогую машину, жениться так, чтобы жена всячески содействовала осуществлению жизненного плана… Количеству прибавлений конца не видно. Другой вопрос: обретая все эти вещи и связи, находим ли мы на этом пути самих себя? Чаще всего рано или поздно становится ясным, что накопление такого рода не ведет к обретению себя, миру с собой, но, наоборот, это путь к все большей утрате себя, потере себя в вещах мира.

Подсознательное желание человека обрести себя чаще всего толкает его на ложный путь. Затаенное, хотя, может быть, и не сформулированное, желание найти свою идентичность заставляет нас искать себя в принадлежности к тем или иным человеческим единствам, например стать сотрудником офиса, директором фабрики, водителем такси, диктором на телевидении, и на тихий вопрос, иногда набирающий силу, кто я такой, отвечать, называя свою функцию в социуме: инженер, продавец, министр, кутюрье. И на этом пути нам себя истинного, уникального, не похожего на серийное определение «чиновник» или «водитель», не встретить.

Если же говорить всерьез о становлении или воспитании личности, то тут мы сразу же встречаемся с парадоксами. Потому что на пути обретения себя нам первым делом надо учиться не приобретать, не складывать, а вычитать и терять. И это на первый взгляд звучит не очень-то привлекательно. Как можно что-то получить, все время что-то отдавая и что-то теряя? Такой вопрос, характерный для практического мышления, обязательно встанет перед ищущим себя человеком.

Но что же такое «я»? Что такое личность?

На этот вопрос, как ни странно, не существует однозначного ответа. Если вы перечитаете труды духовных мыслителей, то убедитесь в том, что эту центральную составляющую человека невозможно выразить концептуально, при помощи той или иной формулировки.

И поэтому чаще всего, отвечая на вопрос, кто я такой, человек имеет в виду свое эго, которое он более или менее реально чувствует. Что же такое эго?

Эго — это ложное представление человека о мире, о себе и о Боге. Это тот «мыслитель», сидящий внутри нас, который не обладает собственной сущностью, он весь позаимствован либо от родителей, либо из компьютера, либо из разговоров друзей, либо из книг и т. д. Именно он (этот склад чужой информации) говорит нам день и ночь: если хочешь реализоваться, то тебе надо заняться сложением, потому что сложение делает нас больше, а тебе надо становиться все больше и больше.

И для эго не важно, в чем именно мы будем становиться больше — в успехе и радости или в отчаянии и горе. В любом случае оно будет толкать человека к стремлению быть самым успешным, самым быстрым, самым важным, самым сильным или самым несчастным, самым непонятым, самым бедным — одним словом, самым, самым, самым… Даже претендуя на вычитание, эго все равно занято сложением, а то и умножением своих атрибутов. Эгоцентрик все время находится в центре мира, в центре событий, в центре собственного внимания, можно сказать, что он все время находится на месте Бога. Такая позиция не может сделать человека счастливым, ибо она фиктивна. Как наркотики, она какое-то время работает, но требует все более интенсивных «доз», однако никогда не может ими удовлетвориться, что и ведет многих людей к духовному краху. Я говорю «многих», потому что встречался с особо нечувствительными людьми, эгоизм которых принял поистине непробиваемые формы. И именно такие люди вызывают у меня наибольшую тревогу и удивление.

Но вернемся к нахождению себя, к обретению своей личности. Личность проста. Но для того, чтобы обрести свое истинное простое «я», мне прежде всего следует начать освобождаться от своего эгоистического «я», усложненного и ложного, предварительно, конечно, его опознав. И вот тут-то и начинается деятельность по вычитанию. Освободиться от эго чрезвычайно непросто. Чтобы выйти из его иллюзорного и фиктивного мира, следует начать освобождаться от таких искажающих нашу внутреннюю и внешнюю реальность свойств, или недостатков, как злоба, страх, зависть, нечестность, алчность… И иногда кажется, что человеческих сил недостаточно для того, чтобы сделать это.
Их и впрямь недостаточно.

Но либо я освобождаюсь с помощью Бога от своего ложного «я», либо продолжаю бессознательно плыть в потоке коллективного эго, питаясь его коллективными страхами, мощными коллективными заблуждениями, невероятной коллективной помраченностью современного общества.

И большинство выбирает именно этот путь.

Но для многих, и таких все больше, он нестерпим.

Иисус оставил всего две главные заповеди — заповедь о любви к Богу и заповедь, «подобную» первой, о любви к человеку.

И эти заповеди на сегодняшний день в обществе прочно забыты. Мы живем в мире, где никто с вами не будет говорить о них всерьез. Недавно я случайно попал на телепрограмму, где хроника запечатлела выступление американских президентов. Почти все они всерьез говорили о Боге и Его заповедях. (Это в то время, когда в СССР было о Боге говорить запрещено вообще.) Попробуйте встретить такое отношение сегодня. Нет, не получится. Даже в формальном плане политики, да и избиратели, всего мира обходятся без Бога. И если говорить о новой расстановке социальных акцентов, о переносе их на внешнее, на способность жить лишь на поверхности Жизни при игнорировании внутренних ценностей, то можно сказать, что сегодняшний мир вывернут наизнанку. Этот мир «стоит на песке» и ждет первой серьезной бури.

Тем не менее духовная реальность никуда не ушла. И она тихо, но неотменяемо говорит: люби Бога и люби человека.

Ибо, любя, мы входим в полосу последовательных вычитаний. Мы вычитаем из себя страх, эгоизм, зависть, жадность, нечестность… И все, кто хоть раз влюблялся, поймут, о чем идет речь. Разве мы не хотели пожертвовать всем для любимого человека в тот период, когда были в него влюблены? Разве нам было хоть чего-то для него жалко? Разве мы не хотели быть с ним предельно честными, разве нас страшили трудности? Разве мы не были готовы пожертвовать и своими интересами, и собой? Вот почему великий русский философ Владимир Соловьев назвал влюб­ленность проблеском Царства небесного, куда, давайте обратим на это внимание, входят не эгоцентрики, а люди, обретшие свою личность.

«Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» — говорит Иисус (Мф 16:24). И говоря это, Он призывает отречься, конечно же, не от своей личности, а от эго, от ложного «я».

И это вычитание, умаление — во имя и благодаря любви.

И если мы пока что не обрели любви, то мы можем начать с того, чтобы делать дела любви. И такая деятельность и есть наша молитва о любви при помощи дел, а не только слов. И она сильна перед Богом. И Он ответит на нее.

Себя мы обретаем не в человеческих сообществах, а в Боге и не накапливая, а отдавая. В нашем мире все распадается, все гибнет, все неверно — социальный строй, работа, дом, где мы живем, друзья, здоровье, сегодняшние ценности, людские сообщества. И если мы отождествим себя с чем-то из этого неверного ряда, то это отождествление поведет к тому, что мы унаследуем их кратковременность, неверность, преходящесть. Поэтому Владимир Соловьев, о котором я уже упомянул, говорит следующее: «Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви». И тут перед каждым из нас стоит выбор: с чем я отождествляюсь — с миром Смерти и Времени, с миром, исчезающим в небытии, или с тем, что не подвластно ни смерти, ни времени? С миром общим и внешним, с миром, вывернутым наизнанку, или с миром внутренним? Что я выберу — эгоцентризм или реализацию личности? Ибо эго закрыто изнутри для солнца любви, для того, что неподвижно, для самого источника жизни. И только личность, точное определение которой невозможно найти в словаре, открыта для подобного света и подобного солнца.

У любви есть свойство вдохновлять, давать дополнительные силы, способность делать то, что без нее невозможно. И, став на трудный путь обретения себя, своей истинной природы, личности, на путь божественной, а не эгоистической любви, на путь отдачи, мы обязательно получим поддержку и испытаем вдохновение от Того, кто этот мир создал.

Но нельзя, сидя дома и размышляя о любви, ее обрести. Для этого нужны действия — иногда простые: помочь жене, не ответить на обидную реплику сослуживца, пожертвовать своим временем, поехать далеко, чтобы поддержать людей, которые тебя позвали, — такие действия нам всегда будут посланы. Иногда дела будут намного трудней, и тут важно не отшатнуться, не свернуть с пути. И тогда солнце любви, то единственное, что делает человека самим собой, что дает ему непреходящее счастье, постепенно начнет всходить в вашей жизни.

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone