Тема

Могут ли быть конфликты среди христиан?

Геннадий Савин
Журнал/Архив/Номер 69/Могут ли быть конфликты среди христиан?

Отсюда произошло огорчение,
так что они разлучились друг с другом;
и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
а Павел, избрав себе Силу, отправился,
быв поручен братиями благодати Божией…

Деян 15:39–40

 

Могут ли быть конфликты среди христиан?

Отношения между людьми в христианском сообществе, называемом церковью, с момента его появления и доныне остаются как предметом восторженных благодарений, так и споров и разногласий. Сам Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве пожелал христианам единства: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе…» (Ин 17:21). Единство в библейском контексте означает доверие ближнему, уважение, взаимопонимание, то есть то, что включается в прекрасное и всеобъемлющее понятие любовь, которая «никогда не перестает», а значит, никогда и нигде не прекращается и не изменяется во что-либо иное.

Пожелание понятно, авторитет Спасителя и Его Слова беспрекословен, дело за малым: воплощайте заповеди Писания в жизни, дорогие христиане! Да не тут-то было! Сколько конфликтов и разногласий в современном христианском мире: кто-то доказывает независимость своей поместной церкви; кто-то заявляет об ущемлении своих прав и готов противопоставить себя целой общине; кто-то говорит об «особом откровении» и на основании этого обличает своего ближнего. Даже между такими благословенными людьми, как апостолы Павел и Варнава, произошел конфликт. Синодальный перевод Библии описывает ситуацию достаточно сдержанно: «…произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом…» (Деян 15:39); а вот в Современном переводе РБО ситуация описывается гораздо более жестко и драматично: «Вспыхнула ссора, и они расстались». Что же произошло между ними? Как говорится в таких случаях, какая кошка между ними пробежала?

Прямой ответ на этот вопрос дает сам автор Книги Деяния Лука: «Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы» (Деян 15:37–38). Вот и произошло «огорчение». Кажется, что ответ лежит на поверхности: молодой брат Марк, возможно, начинающий служитель церкви, серьезно подводит Варнаву и Павла, оставив их в одном из городов южной части Малой Азии. Евангелист Лука не считает необходимым вдаваться в подробности описания произошедшего, он сообщает нам только о конфликте как о факте, и в этом есть определенный смысл, потому что болевая точка не в слабости или малодушии этого молодого человека (хорошо известно, что женщины и дети не самые лучшие спутники в долгой и утомительной дороге), а в отношениях главных персонажей нашего отрывка — Павла и Варнавы. Невольно вспоминаются строки Пушкина из поэмы «Евгений Онегин»: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…»

Благословенный апостол Павел — безусловный авторитет для христиан всех времен. Судя по книгам евангелиста Луки и по его описаниям, он был не только решительным, но и достаточно жестким в своих суждениях и решениях, когда дело касалось принципиальных вопросов жизни и веры. Вспомним его обличительную речь в адрес галатийской церкви, члены которой отступили от живого Христа и впали в законничество: «Галаты, глупцы, кто вас сглазил?! Вы же, казалось, собственными глазами видели распятого Иисуса Христа, когда слушали мою Весть» (Гал 3:1. Цит. по: Библия. Современный русский перевод. РБО). Полностью посвятив свою жизнь Христу, Павел планировал ее так, чтобы каждый день его жизни на земле не был бесплодным. Ни минуты простоя! Нужно идти и благовествовать!

Об апостоле Варнаве мы знаем гораздо меньше. Возможно, он был не менее решительным и мужественным человеком, чем Павел. Во всяком случае, его дружба и совместное служение с Павлом наводят именно на такие мысли. Но в отличие от Павла Варнава — педагог, терпеливый учитель. Он готов пожертвовать временем и даже отношениями с другом ради воспитания молодого человека. Да, период становления и формирования характера — непростое время. Похоже, что большинство ошибок в жизни мы допускаем при переходе от юности к зрелости. Варнава настаивает на своем и оставляет при себе Марка, временно разрывая отношения с Павлом.

Какой же вывод можно сделать из этой ситуации? Неужели конфликты в жизни христиан неизбежны? Увы, но дело обстоит именно так. Хотя в данном случае мне хочется заменить слово «конфликт» на слово «кризис» (ведь не всегда кризисная ситуация может привести к конфликту). Однако в этой истории есть еще одна деталь: интересен способ описания конфликта евангелистом Лукой. В нем полностью отсутствуют какие-либо оценочные суждения по поводу апостолов и их поступков. Евангелист Лука любит и уважает как Павла, так и Варнаву, но более всего он любит Христа, которому служат эти благословенные люди, и в этом евангелист Лука проявляет свой христианский характер. Слова Спасителя: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15:12) становятся для евангелиста девизом жизни. Любить значит принимать, уважать, не осуждать, до конца не понимая целей и мотивов человека. Конфликт — это не конец, а, может быть, определенный этап или даже начало для будущего большого дела. Конечно, мы не должны искать конфликтных ситуаций, речь не об этом. Речь о том, что нужно уметь конфликт пережить и достойно из него выйти, как это в конечном счете получилось с Павлом и Варнавой. Они разошлись на время, чтобы переосмыслить свою жизнь и на новом этапе развивать свое служение.

Сущность христианства и христианского характера, как нас учит евангелист Лука, заключается в том, чтобы принимать ближнего таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, сильными и слабыми чертами характера, в чем-то привлекательного, а в чем-то не очень. Только тогда мы сможем воплотить в жизнь слова нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, высказанные Им в Первосвященнической молитве: «…да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе…»

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone