С Сергеем Харивым, руководителем тюремного служения РОСХВЕ, беседовала Татьяна Горбачева
— В христианстве всегда поражает то, что люди после встречи с Богом преображаются, порой кардинально меняют свою судьбу. Это ярко видно в тюремном служении. Расскажите, какое наиболее яркое изменение человеческой жизни вы видели.
— Да, в тюремном служении можно наблюдать большой контраст в жизни человека: каким он был до своего обращения и каким становится после этого. У нас есть такая поговорка: «За одного битого десять небитых дают». И таких историй немало. Можно привести один из примеров, это бракосочетание Ани и Димы. Аня выросла в приюте, очень рано узнала, что такое греховная жизнь, и в 16 лет уже оказалась в тюрьме. Она рассказывала, что жизнь ей казалась бессмысленной, мир — жестоким, и она должна была защищаться от него, чего бы ей это ни стоило. Оказавшись на свободе, она уверовала в Бога, покаялась, церковь приняла ее в свою семью. Ее супруг Дмитрий покаялся в грехах в колонии, когда был там уже не в первый раз. Он описывал внутренние изменения после покаяния, когда вместо уныния и злости сердце наполнилось радостью и любовью. Давно забытые мечты о семье и полноценной жизни стали для него реальностью. Теперь Аня и Дима стали семьей и прославляют Бога в своей жизни. — Что же изменяет человека изнутри, по вашему мнению? — Мы верим, что кардинально изменить греховного человека может только благодать и сила Иисуса Христа, Господь может освободить человека от всякого рода зависимостей и вредных привычек, изменить преступный образ мышления. Человеку же необходимо следовать принятому им самим решению полностью доверить свою жизнь Богу и жить в согласии с Его заповедями, то есть «святыми понятиями» (шутка).
Когда человек обращается к Богу, верит Ему и искренне кается перед Ним, происходит переоценка ценностей, даже если человек в это время находится в заключении. Многим сложно отказаться от своих убеждений и привычек, но Божья благодать сильно действует и помогает им преодолеть силу привычки. Человек реально переживает встречу с Богом. Сам я тоже пережил такую встречу, когда был в заключении. Туда к нам не ходили священники, я не нашел никого из верующих. Я начал читать Евангелие и не мог больше сквернословить. Хотел — и не мог. Это очень яркий контраст с той системой, когда человек бросает пить, курить, наркотики, насилие. В тюрьме много греха, и человек испытывает его влияние, поэтому праведную жизнь там видно очень ярко. Некоторые обратившиеся в тюрьме думают, что, может быть, все это временно и такое состояние пройдет. Поэтому им нужны наставники, которые могут их поддержать в трудные времена. Но явное обращение бывает такой силы, что его плоды очевидны для окружающих. Например, я знаю об одном человеке, что он прожил в тюрьме два года в праведности без поддержки других христиан. — Мы читаем в Библии, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17). Откуда люди узнают о Боге? — Для заключенных доступны книги, поэтому им можно читать Евангелие. Даже в таких местах, как ЕПКТ (единое помещение камерного типа), ШИЗО (штрафной изолятор; это своего рода тюрьма в тюрьме, где человек находится один), есть Библия. Есть свидетельства, что и там люди переживают обращение. Господь творит чудеса, в том числе происходит исцеление больных или тех, кто был уже при смерти по разным причинам. Удивительно, что иногда люди находят Слово Божье даже тогда, когда, казалось бы, пренебрегают им. Кто-то скуривает книги и даже Библию, но есть свидетельства об обращении людей, которые пришли к вере через чтение страниц Писания перед скруткой папирос! — Как складывается дальнейшая судьба человека, который в заключении преодолел себя и принял решение меняться? Как ему изменить свой образ жизни?
— Реакция окружающих на покаяние бывает разная. Одни хвалят: «Молодец, что вырвался из наркотиков». Другие считают, что такому человеку «сорвало крышу», остро реагируют на потерю друга. Сотрудники, наблюдающие процесс изменения со стороны, свидетельствуют, что обратившиеся ко Христу в тюрьме реже возвращаются туда еще на один срок.
Конечно, для того чтобы изменились привычки и образ мыслей, важна поддержка других верующих. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Общение с людьми, которые разделяют твои духовные интересы, способствует переоценке ценностей, делает более плодотворным общение с Богом через молитву и чтение Слова Божия. — Что, по-вашему, самое трудное для человека, когда он выходит из тюрьмы и встречает реальную жизнь вне мест заключения?
— После обращения и укрепления в вере идет коренная трансформация человека, когда он учится жить по-другому. В тюрьме люди очень серьезно относятся к таким вещам. Они, как дети, очень чувствительны к малейшему лукавству. Это для них настолько важно, что иногда люди даже отказываются принимать Христа, понимая, что после этого им придется менять всю свою жизнь. Духовное окормление таких людей лучше начинать в местах заключения, чтобы человек к окончанию своего срока был готов к дальнейшей жизни в обществе.
После выхода из тюремного заключения самым сложным для человека оказывается адаптация в обществе, в котором он не чувствует себя принятым. Подобная ситуация описана в Новом Завете в Послании к Филимону. Апостол Павел в тюрьме послужил Онисиму, беглому рабу. Теперь, когда Онисим покаялся и как христианин возвращается к хозяину, Павел пишет его хозяину-христианину: «…прими же его, как мое сердце» (Флм 1:12). Войти в социум после длительного срока отбывания в местах заключения не просто, необходима ресоциализация, то есть социальное сопровождение человека, вернувшегося из мест лишения свободы. Мы создаем центры реабилитации и адаптации, помогающие бывшим заключенным приспособиться к жизни во Христе на свободе. Это обучение хорошо описывает библейский текст из Послания к Ефесянам: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (4:28).
За годы, проведенные в тюрьме, люди становятся потребителями, ведь там их кормят, поят, родственники присылают все необходимое. После выхода на свободу им приходится менять привычки, начинать работать и зарабатывать себе на жизнь. Это сложно для тех, кто привык жить преступлениями, некоторые преступники вообще считают, что им работать не пристало. Кроме того, необходимо учиться распоряжаться финансами, преодолевать привычку спускать все деньги сразу, обучаться практике отделения десятины, выделять деньги для нуждающихся. В характере у таких людей, бывает, отсутствует терпение по отношению к трате денег, они не приучены ждать, когда решаются разные вопросы, например такая простая вещь, как запись по очереди, над этим приходится работать.
Молодым верующим нужно научиться жить в обществе, решать вопросы в бюрократической системе, находить место работы. Для этого важно поменять круг общения, укрепиться в церкви, ходить на курсы новообращенных, найти душепопечителя, пройти первые шаги ученичества. Когда такие люди приходят в церковь и начинают работать над собой, успех к ним приходит не сразу. Иногда они возвращаются к прошлому, начинают воровать, падают, и с ними приходится много работать.
Мы настраиваем людей на то, чтобы они установили близкие отношения с Богом, тогда и произойдут чудеса, которые могут изменить их жизнь. И есть хорошие примеры успешной работы, когда человек становится предпринимателем, начинает подниматься социально, создает семью, рожает детей. Другие чувствуют призвание к тюремному служению, некоторые служат в церкви или занимаются социальной работой. Многие восстановившиеся свидетельствуют об изменении жизни благодаря вере и живым отношениям с Богом. — Что вдохновляет вас в служении? — Лично меня вдохновляют мои отношения с Богом. Я верю, что имею призвание, которое мне нужно исполнить. Это первично. Когда я вижу Божье действие в этом служении, меня это очень мотивирует и вдохновляет. Моя цель — поднять учеников Иисуса Христа в тюремной системе, чтобы больше людей, находящихся в заключении, могли измениться и состояться как личности во Христе и в обществе.
ФОТО: предоставлены Сергеем Харивым