Ян Амос Коменский (1592– 1670) — выдающийся чешский педагог, писатель, протестантский епископ. Он родился в Моравии, в городе Нивнице, в семье христиан, принадлежавших к Моравским братьям*, был назван при рождении Яном. Когда в 1602–1604 годах от чумы умерли все его родные, двенадцатилетнего Яна с сестрой взяла к себе тетя. Мальчик учился в школе в городе Пршеров и именно оттуда вынес отвращение к тогдашнему школьному образованию с его зубрежкой, равнодушными и озлобленными педагогами. В 1610 году Коменский крестился и получил по обычаю второе имя — Амос.
Способный юноша учился в Герборнской академии и Гейдельбергском университете, путешествовал по Европе. В этот период Коменский начал два своих грандиозных проекта — словарь «Сокровищница чешского языка» (1612–1656) и энциклопедию «Театр всех вещей» (1614–1627). В 1614 году Коменский стал учителем, через два года — пастором.
Начало XVII века — эпоха религиозных войн, взаимной нетерпимости католиков и протестантов. Из-за волны гонений Коменский в 1621 году был вынужден бежать из родного города и несколько лет скитаться по стране. Во время странствий он узнал страшную новость — его жена и дети умерли от чумы, а дом и библиотека сожжены. Только через семь лет Коменский смог уехать в более безопасное место — в польский город Лешно. Поразительно, что в такой крайне сложный и нестабильный период жизни Коменский продолжал свой труд: в 1627 году он начал работать над книгой о дидактике — искусстве преподавания. Надежда на Бога оставалась для Коменского точкой опоры, это видно по поэме «Лабиринт света и рай сердца» (1623), где говорится о страннике, который обошел весь мир и понял, что нет другого блага, кроме единства с Богом.
1630-е годы — самые важные для Коменского-педагога. В 1631 году он написал новаторский учебник по латыни «Открытая дверь языков». Уже там видны основные идеи Коменского — не отвлеченное изучение структуры языка, а обучение на конкретных примерах. Через год на чешском языке вышел самый выдающийся труд Коменского — «Дидактика», латинская версия, где книга названа «Великой дидактикой», была опубликована во второй половине 1630-х годов.
Каковы основные принципы педагогики Коменского? Высший смысл любого обучения — это подготовка к вечности, поэтому воспитание и образование неразделимы. Получая образование, дети учатся мудрости, умеренности, мужеству и справедливости, в основном ориентируясь на достойный пример взрослых. Коменский считал, что учитель должен быть образцом для своих учеников и решить сложную задачу: с одной стороны, строгостью склонить юношество к страху и смиренному повиновению, а с другой стороны, ласково поднять до любви и радостной бодрости. Именно на учителя возлагается вся ответственность за нерадивость и безнравственность его воспитанников. Учитель должен ориентировать детей прежде всего на подражание Христу как главному примеру нравственной жизни.
Именно в воспитательных целях Коменский предполагал обязательным коллективное обучение: дети учатся общаться и поддерживать друг друга.
Обучение в школе должно быть открыто для всех, поскольку и воспитывать нужно всех. Как обучать? Ориентируясь на педагога-новатора Вольфганга Ратихия, Коменский указывал, что необходимо идти от простого к сложному и сделать ставку не на выучивание текстов, а на естественную любознательность детей, которую нужно пробудить. Чтобы детям было интересно, нужно, чтобы материал был наглядным, а не отвлеченным, чтобы сначала шли конкретные примеры, а только потом — отвлеченные правила.
Коменский, будучи прежде всего практиком, сразу предлагал конкретные пособия, основанные на его идеях: им были написаны новаторские учебники по физике, астрономии, пособие для семейного обучения «Материнская школа».
В 1640-е годы Коменский продолжил серию своих учебников. В эти годы к нему пришло постепенное признание: его приглашали для реформы школьного образования в Англию и в Швецию, а его труды начали переводить на европейские языки. Моравские братья избрали Коменского епископом.
В 1644 году чешский педагог начал работать над капитальным трудом-у топией, который назвал «Всеобщим советом об исправлении дел человеческих». Именно там появляется слово «пансофия» — ключ к пониманию системы образования Коменского. Пансофия — это всеобщая премудрость, восходящая к Богу, это общие и конкретные сведения о мире. По Коменскому, восхищение мудростью Творца приходит тогда, когда человек понимает мир в его целостности и гармонии, именно поэтому необходимо изучать в школе начала всех наук, а не делать обучение узкопрофильным; каждый человек должен себе представлять мир в его полноте и благодаря этому преклониться перед величием Создателя.
Важен в системе и человек — соработник Бога. Чтобы выполнить свою задачу, человек проходит определенный путь, и под этот путь Коменский, учитывая возрастную психологию, разработал единую школьную систему:
материнская школа (до шести лет): дошкольное обучение дома; школа родного языка (6–12 лет): изучение Священного Писания, родного языка, математики, географии, основ нескольких ремесел; латинская школа, или гимназия (12–18 лет): естествознание, история, этика, четыре (!) языка (родной, латынь, древнегреческий и древнееврейский), «семь свободных искусств»; академия (18–24 года), состоящая из трех факультетов: богословского, юридического и медицинского. Первые две ступени обучения предполагались обязательными для всех, гимназия — только для тех, чьи способности выше среднего, академия — только для одаренных.
Школы второй и третьей ступеней Коменский разбил на шесть классов, указав, что для каждого класса должна быть своя программа обучения, каждый предмет должен изучаться отдельно. Хотя такие эксперименты проводились и до Коменского, именно он считается основоположником современной классно-урочной системы образования.
В 1650–1654 годах чешский реформатор проводил по просьбе князя Трансильвании реформу венгерских школ. В 1655–1656 годах Лешно, город, где Коменский жил, попал в перипетии тогдашней войны между Речью Посполитой и шведами. Спасаясь, как протестант, от преследований, Коменский уехал в Амстердам. В 1650- е выдающийся педагог написал два важных сочинения — «Школа-и гра», посвященное тому, как учитель может сделать свой предмет интересным и увлекательным для детей, и первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). В 1660-е годы Коменский продолжил свою работу над «Всеобщим советом». Последним его произведением, подчеркивающим верность чешского педагога христианским взглядам, была книга «Единственно необходимое» (1668). Умер Коменский в 1670 году.
Для нас его жизнь и творчество — яркая иллюстрация того, как образование, подготовка к жизни может стать путем христианина ко Христу и подготовкой к встрече с Ним.
*Чешская религиозная организация, возникшая среди гуситов, последователей предреформационного проповедника Яна Гуса, в середине XV века.
ФОТО: WIKIPEDIA.ORG