Тема

Поиск целей жизни

Владимир Стрелов
Журнал/Архив/Номер 69/Поиск целей жизни
Поиск целей жизни

Драма футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева вот уже несколько месяцев удерживает внимание даже тех, кто не является футбольным болельщиком. Молодые звездные парни, спортсмены с миллионными гонорарами и столь же дорогими развлечениями из-за своего не знающего границ поведения внезапно оказались за решеткой. Журналистская братия переживает. Как это отразится на их спортивной карьере? Сколько они потеряют контрактных денег? Смогут ли они после нескольких месяцев без тренировок показывать хорошие результаты? Не выкинут ли их из команды?

Но для самих ребят эта ситуация — приглашение к более глубоким вопросам. Почему футбол, в который они вложили всю свою жизнь, не выручил на этот раз? Что останется, если нас лишить любимого дела? Что подобные кризисные ситуации открывают нам о нас самих? Какими мы стали? Чего достигли? Можно ли все ставить только на то, чтобы достичь совершенства в профессиональной сфере, или для полноценной жизни требуется и какое-то иное совершенство? Ради чего, зачем мы живем? «Куда жить» дальше? Каким хорошо бы быть, стать в итоге, к чему мы призваны?

Итак, к каким целям в жизни стоит стремиться и какими мы призваны стать — вот два вопроса, над которыми хотелось бы поразмышлять.

«А в чем проблема с первым вопросом?» — сразу скажут некоторые. Семья, общество сегодня предлагают стандартный набор целей: хорошо зарабатывать, создать семью, пользоваться общественным признанием, заботиться о здоровье, образовании, отдыхе, будущем, иметь хобби и вносить вклад в улучшение жизни на планете.

Я хотел бы, чтобы вы взвесили, буквально попробовали на вкус каждую из этих целей.

1. Честно трудиться и достойно зарабатывать. Только представьте: ваше время не уходит в песок, вы заняты полезным делом, и вашей зарплаты на все хватает. Вы не беспокоитесь о еде, одежде и транспорте, можете приобрести или снять отдельное жилье, позволить себе комфортный отдых, ваши дети получают качественное образование. Еще лучше, если ваша работа и ваше хобби совпадают, вам не нужно принуждать себя к работе, и вы заняты творческим делом, интересным и приносящим удовлетворение.

2. Создать любящую семью, где все заботятся друг о друге и поддерживают друг друга. Приходя домой, вы чувствуете, что дом — это место, где тепло, где тебя любят и ждут, где с тобой поделятся радостью и разделят трудности. Мой дом — моя крепость. Это место, где ты встречаешь свою вторую половину и обретаешь недостающую цельность, при этом оставаясь самим собой. Прекрасно, если это место, где ты можешь свободно приобщаться к опыту и мудрости старшего поколения.

3. Благодаря своему профессионализму и нравственным качествам стать уважаемым человеком в обществе. Вы показали себя надежным человеком, верным другом, хорошим специалистом. К вашему слову прислушиваются, к вам обращаются за советом, вы имеете определенное влияние и заслужили уважение не только коллег, но и соседей, друзей, общества.

4. Думать о будущем. Как благоразумный человек, вы стараетесь жить не одним днем и потому вкладываетесь в долгосрочные проекты: заботитесь о здоровье, постоянно повышаете свое образование, откладываете на будущее. Вы можете не тревожиться о своем будущем.

5. Не только жить для себя, но и заботиться о ближних, участвуя в благотворительных проектах, изменяя жизнь к лучшему. Вы заботитесь об экологии земли, о животных, братьях наших меньших, но также и не остаетесь безучастными к людям, которые нуждаются в сочувствии, ободрении и помощи.

Действительно достойные цели. Полезно время от времени сверяться с ними, представляя, как их реализация будет выглядеть именно в вашем случае. И для достижения каждой из них сил не жалко, не так ли?

Но парадокс в том, что, если поставить что-то из вышеприведенного списка в качестве главной цели жизни, в итоге можно либо самому оказаться несчастным, либо заставить страдать других. Посмотрите на тех, кто поставил на первое место деньги. Среди них распространены проблемы с семейной жизнью. Посмотрите на тех, кто поставил на первое место семью. Родные чувствуют себя несвободно со многими такими людьми, а если мечта о семье не осуществляется, они несчастнее всех на свете. Посмотрите на тех, кто ищет признания. В погоне за ним они нередко готовы казаться, а не быть, проживать внешнюю жизнь, а то и идти на некоторые непорядочные шаги, только бы заполучить желаемое. Посмотрите на тех, кто печется о будущем. Все свои свободные ресурсы они будут вкладывать в себя и в результате рискуют не увидеть тех, кто рядом с ними сейчас нуждается. Посмотрите на тех, кто выбрал своей целью служение другим. Разве не бывает, что они диктаторски начинают требовать, чтобы и другие жили и смотрели на мир так же, как они? Мы не говорим здесь о тренде последнего пятидесятилетия, когда во главу угла ставится «творческая самореализация» и ей в жертву приносится все — и стабильная работа, и семья, и отношения, ради нее можно позабыть и о будущем, и даже о настоящем, пройти мимо тех, кому ты действительно мог бы помочь…

А если такая цель вообще не осуществится по не зависящим от человека причинам (карьера не заладится, уйдет из жизни любимый человек, признание получат более пробивные люди, обнаружатся проблемы со здоровьем, и ресурсы на то, чтобы помогать другим, просто исчерпаются), — что, тогда крах всей жизни?

Можно было бы привести и другие искажения, возникающие на пути реализации этих жизненных целей, но основной тезис ясен: когда одна из этих добрых и прекрасных целей становится самоцелью, вероятность искажений возрастает. Кокорин и Мамаев преуспели в достижении первой цели, профессионализма в футболе, но куда это их привело?

Что же делать? Жить, не думая о целях, — это другая крайность. Животные, а точнее насекомые, живут инстинк­тами: автоматически ищут пищу, автоматически производят потомство. Человек, не имея значимых целей, теряет смысл существования, это приводит и к депрессии, и даже к отказу от жизни.

Поиск целей жизни

Человечество всегда задумывалось о том, в чем смысл жизни, и один из глубоких ответов на этот вопрос дали стоики. В «Нравственных письмах к Луциллию» великий Луций Анней Сенека утверждает, что нужно заниматься самовоспитанием и добиться того, чтобы не зависеть от внешних обстоятельств. Хорошо, когда наши мечты осуществляются, но наше счастье не должно зависеть от этого. К этой цели он ведет своего воспитанника постепенно: предлагает учиться довольствоваться немногим, стараться не выделяться внешне, перестать чего-то ожидать от жизни и вместе с тем рассчитывать на лучшее, не давая места тревоге и страхам. Он учит жить в настоящем с благодарностью и радоваться подлинному блаженству, которое дают чистая совесть, честные намерения, правильные поступки, презрение к случайному, иными словами, воспитать в себе душу философа, благородную, высокую.

Эти письма стоит прочесть, в них Сенека приводит, можно сказать, развернутую программу совершенствования себя. И безусловно, это важный шаг вперед в понимании тех целей, которые имеет смысл перед собой ставить. Внешние цели не всегда могут осуществиться, многое в них зависит от того, насколько удачно складываются обстоятельства. А вот внутренние цели, совершенство души, от внешнего мира не зависят.

Но если мы будем читать Сенеку дальше, то заметим, что это самовоспитание дается ой как непросто! Неоднократно Сенека жалуется, что сам не может выработать терпение к немощам своего возраста, не может полностью освободиться от страхов… Да и радости в том, что он пишет, мало. Стоики верно увидели направление совершенствования, но нюансы, место и способ этого изменения себя еще предстояло открыть человечеству.

Одновременно с Сенекой жил и действовал апостол Павел.

Особенность его опыта в том, что он мог бы понять и обычного человека, стремящегося к вполне мирским целям, ведь когда-то, до обращения, и сам Павел к ним стремился (для ветхозаветного человека успешность в мире — свидетельство того, что человек благословлен Богом). Павел смог бы понять и философа-стоика, ведь пафос работы над собой не был чужд ему, он даже многое заимствовал из народного стоицизма. Например, как и Сенека, Павел говорит о том, чтобы воспитывать в себе воздержание, культивировать радость, благодарность, надежду. Как и Сенека, он призывает трезвиться, исследовать свое внутреннее состояние, разумно использовать время…

Но у Павла есть нечто, делающее его опыт уникальным.

Главным событием в жизни Павла стала его встреча со Христом, и это перевернуло все. В свете нового опыта оказалось, что прежние попытки добиться совершенства человеческими способами тщетны. Только Бог может по-настоящему изменить нашу жизнь и наполнить ее смыслом. Можно сказать, что для Павла главной целью с этого момента стал Сам Бог: «…нет ничего, что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа. Ради Него я потерял все — и это все для меня не дороже, чем мусор! — лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нем». (Флп 3:8–9. Цит. по: Новый Завет в переводе В. Н. Кузнецовой).

В свете этого нового опыта он переосмысляет свое отношение к достижению мирских целей, и оказывается, что не так уж важно, женат ты или одинок, получаешь ли ты мало, много или вообще являешься рабом, достиг ли ты успеха и как на тебя смотрят окружающие. Главное, что ты с Богом.

Павел по-прежнему думал о совершенстве, ведь и Бог призывает к совершенству. Но, если для философов совершенство — это власть над собой, для Павла совершенством становится жизнь, отданная другим по примеру Христа. Луциллий, ученик Сенеки, может пребывать в своем поместье и заниматься самосовершенствованием — ради себя и философии. Павел же постоянно в путешествиях, трудах, он ищет, как бы угодить Богу и послужить ближнему. Совершенство в христианстве — любовь, никогда не жизнь для себя (как прекрасно он сказал об этом в гимне любви — 1 Кор 13).

А еще совершенство — это не то, над чем трудишься только ты сам. Для Павла достижение совершенства — дело благодати Божией. Верующий начинает, но именно Бог Духом Святым доводит все до совершенства, если человек не противится Духу. Такой взгляд уберегает от разочарований и позволяет всегда иметь надежду.

Мы посмотрели три варианта постановки целей: от внешних — к внутренним и затем к Богу как к высшей цели жизни. Ошибка часто заключается в том, что мы выбираем что-то одно, забывая об остальном. Но для полноценной жизни важны все три измерения. И как было бы замечательно, если бы и герои, с которых начался наш разговор, в результате своих нынешних злоключений также открыли для себя достойные их цели и смогли их достичь.

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone