Зачем нужна семья? Для людей традиционных культур ответ очевиден, однако количество наших современников, выбирающих жизнь без семьи ради профессионального развития или собственного благополучия, все растет. Семья кажется обременительной, ведь она требует стольких забот, физических и душевных сил для создания отношений, воспитания детей, обустройства дома. Может, лучше человеку остаться одному? Сегодня вопрос приоритета личных целей над общественными и традиционными ставится на обсуждение как в теоретических плоскостях философии и антропологии, так и в практической плоскости общественного и семейного существования.
Очень глубокий взгляд на значимость для человека другого и отношений с ним представляет один из известных современных богословов Иоанн Зизиулас в своей книге «Общение и инаковость» (Зизиулас Иоанн. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви / Пер. с англ. // Серия «Современное богословие». — М.: Изд-во ББИ, 2012. С. 407). Он утверждает, что суть богословских представлений о человеке выражена в одном понятии — понятии личности. В зависимости от сферы гуманитарного знания слово «личность» может означать много всего разного. Зизиулас же понимает личность как идентичность, возникающую через отношения с другими. Именно отношения с другим утверждают существование личности. Еще одна важная характеристика, которую подчеркивает Зизиулас, — это инаковость каждой личности, каждого «я». «Я» возникает из отношения к другому «ты». В случае изоляции одного от другого исчезает не только инаковость «я», но и само его существование как личности. Прообразом такого богословского понимания человеческой личности является Троица, в которой существование каждой ипостаси невозможно без существования других. Даже на уровне языка сущность отца требует существования ребенка, а у сына должен быть отец. В христианском догмате о Троице нет Отца отдельно от Сына и Духа, нет и Сына без Отца и Духа, а Дух без Отца и Сына тоже немыслим. При этом уникальность каждой из ипостасей Троицы подчеркивается невозможностью передать их ипостасные (личностные) свойства друг другу. По Зизиуласу, общение и инаковость лежат в сердце учения о Троице. Личность подразумевает не просто отличие от других, но и свободу быть собой. Так как в отрыве от других личность исчезает, то свобода понимается не как отделенность от другого, а как свобода любить иного (см.: там же. С. 11).
Эти богословские основания приводят к многочисленным выводам в отношении семейной жизни. Сотворение человека как мужчины и женщины, отличающихся друг от друга и соединенных в семью, подтверждает принцип инаковости и общения, проистекающий из подобия образу Божию, из жизни Троицы. Мужчина и женщина по-разному отражают Божий образ. Мужество, сила, разум, стойкость, честь, благородство, покровительство и другие подобные качества проявляются у мужчин. Красота, забота, нежность и сострадательность свойственны женщинам. Эти качества уникальны и ценны для семьи. Богом предусмотрено их различие и взаимодополняемость.
На практике инаковость мужского и женского, так же как и разница в характерах, очень привлекательна на этапе знакомства, она притягивает людей друг к другу. «Она была так заботлива!», «Он был такой умный и сильный» — с восхищением говорят влюбленные. Начинается знакомство, дружеские отношения. По мере сближения, возникновения общих дел и ответственности те же различия начинают тяготить и приводят к многочисленным недоразумениям и конфликтам, которые никуда не деваются и в семейной жизни. По принципу доминирования более сильный навязывает свой интерес и решения, подавляя более слабого, возникает желание настроить другого на свой лад, переделать. Свобода нарушается, и отношения начинают страдать. При этом, как правило, оба партнера испытывают напряжение и скованность в отношениях, исчезают свобода и легкость, характерные для времени ухаживания. В этот кризисный момент осознания глубины различий происходит переоценка значимости отношений, и некоторые пары распадаются. Партнеры в других парах, переступая через стремление одержать верх, приходят к необходимости принятия уникальности другого без попыток изменить его или ее в угоду себе. Безусловная любовь снимает противоборство ради превосходства, отношения начинают цениться больше своей правды. «Ты не можешь быть прав и иметь семью одновременно», — гласит народная мудрость. С точки зрения личностного развития преодоление границ собственного «я» — один из важнейших этапов роста, позволяющий получить свободу от своих ограничений. Свобода быть собой в семейных отношениях — результат преодоления кризиса различий. Атмосфера свободы в семье активизирует внимание и заботу о другом, приложение сил к высвобождению лучших сторон характера и творчества в деятельности супруга и детей.
Насколько семья способна раскрыть личность каждого своего члена, выражается в общении. На протяжении веков семейная жизнь ярко проявляла себя на праздниках, за столом, когда все члены семьи собирались по особому поводу. Семейные торжества могут носить разный характер. Могут приносить благодарность и обогащение через свободное общение с другими. В иных случаях могут быть тяжелым бременем формальных разговоров, далеких от жизни и переживаний участников. Свободное общение позволяет каждому делиться своей индивидуальностью, получать и давать поддержку другим. Вместе обсуждаются и решаются проблемы. Как правило, в такое общение втягиваются не только члены одной семьи, к ним присоединяются знакомые, друзья, сослуживцы и соседи. Свобода в общении создает атмосферу роста, каждый находит опору для развития. Для того чтобы стать личностью, человек должен увидеть себя в другом, понять, чем он или она является и не является. Свободные личности, связанные любовью, представляют собой отражение Божьего замысла о семье.
Надо признаться, что идеальная картина единства непохожих в семье наблюдается довольно редко. Сила влюбленности не всегда перерастает в глубокую посвященность и верность, «пока смерть не разлучит». Отчасти виною этому распространенные убеждения, что каждый может быть счастлив в одиночку или что семейное благополучие второстепенно по отношению к профессиональным успехам. Но чаще хрупкие отношения доверия между мужчиной и женщиной не выдерживают испытаний каждодневной жизни. Искусство любить другого оказывается слишком сложным. Мы плохо умеем любить. Мы не представляем себе четко Образ Бога, который дает нам понимание того, что такое «труд любви», упомянутый в Новом Завете. Тем более радостной оказывается евангельская весть о пришествии Спасителя, Бога посреди нас. Картины Рождественского вертепа, где Младенец пришел к мужу и жене посреди житейского неустройства с гостиницей, в самую гущу жизни, касаются самой глубины наших сердец. Они напоминают нам, что Бог хочет прийти в наши жизни, принести свет и любовь, сделать нас свободными и любящими. В этом божественном свете семья может стать благословенным местом присутствия двоих и троих, где любящий Бог посреди них.
ФОТО: Gettyimages.ru