Обложка

«Быть иль не быть?!»

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 68/«Быть иль не быть?!»
«Быть иль не быть?!»

Один из самых сильных страхов человека — это страх перед смертью. Это на уровне инстинкта (недаром в психоанализе появляется термин «мортидо» — «инстинкт смерти»). Как избавиться от него? Об этом можно думать или не думать. Как правило, ко второму прибегают чаще. В современном изложении высказывание Сократа выглядит так: «Зачем думать о смерти? Пока я живу, ее еще нет, а когда она придет, не будет меня. Мы с ней разминемся».

А вот если думать, то возникает вопрос о том, что же происходит с человеком после смерти. На память приходят разные истории о выходе из тела при клинической смерти, впрочем, это все же еще не смерть. Эдгар Аллан По в рассказе «Преждевременные похороны» пишет: «Границы между жиз нью и смертью темны и очень приблизительны. Кто скажет, где кончается одна и начинается другая?»

Итак, допустим, перед нами две концепции: материалистическая и идеалистическая. Первая предполагает, что со смертью прекращается всякая жизнь тела и ничего более не будет. Живем только раз. Вторая концепция не столь однозначна, в ней есть различные вариации. Но главное, пожалуй, в ней то, что в человеке есть нематериальная субстанция, которая живет после смерти. 

Христиане в своих взаимоотношениях с небытием опираются на Биб­лию, которая определенно говорит о будущем человека и человечества. Иов в своих страданиях пессимистичен и говорит о смерти так: «…человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12). Ему вторит Екклезиаст: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл 9:5– 6). Но вот у пророка Даниила звучит предвестие Евангелия: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12:2). И в Новом Завете смерть названа последним врагом, который будет истреблен (см.: 1 Кор 15:26). А главной надеждой для христиан становится воскресение из мертвых для усопших и преображение (изменение тела) для живых верующих при Втором пришествии Христа (см.: 1 Кор 15:35–56 и 1 Фес 4:13–18). А залогом всеобщего воскресения стало воскресение Иисуса Христа, который победил смерть и дал нам надежду на спасение.

До воскресения Христова нужно дорасти, преодолевая трехдневную трагедию отсутствия Бога рядом: «Но пройдут такие трое суток и столкнут в такую пустоту, что за этот страшный промежуток я до Воскресенья до­расту» (Борис Пастернак). Возможности роста — до Воскресенья — заложены в человеке Самим Творцом.  И открывает ее в человеке ключ веры, дар Божий. Да будет так!

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone