Портрет

Альберт Швейцер: посвященная жизнь против смерти

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 68/Альберт Швейцер: посвященная жизнь против смерти
Альберт Швейцер: посвященная жизнь против смерти

Врач, богослов, философ, музыкант Альберт Швейцер родился в 1875 году в городе Кайзерсберге (Верхний Эльзас) в семье священника. Он рос в селе Гюнсбах в большой семье, где помимо него было еще пятеро детей. Мать Швейцера была дочерью пастора и органиста. В пять лет он уже играл на рояле. Окончив сельскую школу, Альберт поступил в гимназию в Мюльхаузене. Затем обучался в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа.

Молодой ученый достиг успеха в самых разных областях. Во-первых, он стал ректором семинарии в Страсбурге, написал научный труд о жизни Христа. Получил Швейцер и официальное признание в богословских и философских кругах, имели известность две его диссертации: о философии религии Иммануила Канта и о смысле Тайной вечери. Во-вторых, не угасал интерес Швейцера к музыке. Он стал органистом и написал работу о великом Бахе, где трактовал его музыку как религиозное откровение. Швейцер также изучал особенности строения оргáнов XIX века и был сторонником их барочного звучания. Объединив исследователей и поклонников Баха, Швейцер стал основателем Баховского общества.

Казалось бы, у одаренного человека складывается блестящая карьера. Однако Швейцер, человек по натуре беспокойный и ищущий, еще в двадцать один год, когда жизнь только начиналась, принял решение: до тридцати лет он занимается наукой и искусством, тем, что ему нравится, а дальше — полностью и без остатка служит людям. Швейцер смутно ощущал, что богословие, наука и музыка слишком легко ему даются, — в чем же тут жертва? Нужно заняться тем, что не только раскрывает способности, но и требует множества усилий. Что бы это могло быть? Швейцер отложил этот вопрос до обозначенного им самим срока — тридцати лет.

В 1904 году ему на глаза случайно попалась брошюрка Парижского миссионерского общества «В чем нуждается миссия в Конго?». В ней авторы сетовали на нехватку квалифицированных врачей в Африке. И одаренный музыкант, философ и богослов принимает решение стать студентом медицинского факультета. Его решение вызвало переполох среди близких ему людей. Один из учителей и наставников Швейцера в споре с ним раздраженно бросил: «Генералы не ходят в бой с винтовкой». Мать Альберта не захотела смириться с его решением и дать ему свое благословение. В своей решимости Швейцер остался почти одинок, но уверенно шел к своей цели.

Начались трудные годы обучения. Семь лет преподаватель университета сидел на одной скамье со студентами и изучал совершенно новую для него область. Обучение же приходилось оплачивать из гонораров за органные концерты, которые Швейцер продолжал давать. Он свидетельствовал, что сбегать в церковь послушать орган было для него глотком свежего воздуха. Наконец Швейцер получил свидетельство об окончании медицинского факультета и защитил диссертацию.

Когда обучение было закончено, пришло время отправляться в путешествие — Швейцер хотел служить самым обез­доленным. Его сопровождала жена Хелен Бреслау, тоже личность незаурядная. Она работала учительницей в школах на рабочих окраинах, была одной из немногих молодых преподавательниц, решившихся учительствовать в домах для одиноких матерей с детьми, несмотря на осуждение общества, считавшего таких женщин порочными. Хелен была независимой и целеустремленной, знала, что такое реальная жизнь, и не боялась ее. Со Швейцером она познакомилась благодаря музыке Баха. Две сильные натуры сошлись и, как бывает не часто, поладили друг с другом. Хелен всячески поддерживала мужа в его жертвенном решении, что было немаловажно для Швейцера, устававшего не только от изматывающей учебы, но и от непонимания самых близких людей.

Альберт Швейцер: посвященная жизнь против смерти

Итак, в 1913 году Швейцеры прибыли во Французскую Экваториальную Африку (сейчас это территория Габона) в город Ламбарене. На собственные средства Швейцер открыл больницу и трудился там до конца жизни, принимая больных проказой, малярией и т. п. Условия жизни были крайне тяжелыми — духота, насекомые, болезни. Все приходилось делать самостоятельно. Швейцер с недоверием относился к современной ему благотворительности. Ему казалось, что это не самый очевидный способ помочь людям. Как-то надежнее, когда ты с уверенностью можешь сказать, кого конкретно ты спас и кому помог. Не по душе ему пришлись и официальные миссионеры — многие из них были заняты богословскими спорами. Швейцер же считал, что нет ничего важнее, чем христианская любовь, но не абстракция сытого благополучного христианина, а активная и жертвенная деятельность.

Значит ли это, что Швейцер, став врачом, полностью оставил прочие свои занятия? Вовсе нет. С 1919 года, то есть спустя шесть лет после переезда в Африку, Швейцер стал ездить в длительные европейские командировки — читал лекции, давал органные концерты. Все гонорары за его книги и концерты шли на содержание больницы в Ламбарене. Продолжил он свою деятельность и как мыслитель. Швейцер писал о философии культуры, о христианстве и мировых религиях, об индийской культуре, наконец, о великом немецком поэте Иоганне Гете. Автобиография Швейцера «Жизнь и мысли» (1931) была переведена на двадцать языков.

В зрелом возрасте он философски осмыслил свой жизненный опыт. Главным нервом его философии было «благо­говение перед жизнью», ставшее ответом на чудо жизни. Человек, потрясенный этим чудом и благодарный Богу за него, старается быть лучше и отказывается от личных эгоистических выгод. Отказ человека видеть чудо жизни, быть за него благодарным, отвечать на него открытым сердцем и посвященной жизнью и есть, по Швейцеру, причина кризиса современной культуры: материальное доминирует над духовным, общество — над человеком. По Швейцеру, добро — это не абстракция, а то, что помогает сохранить и продолжать жизнь, а зло — то, что жизни мешает или ее уничтожает. Зло — это смерть физическая, с которой сам Швейцер деятельно боролся почти всю жизнь, зло — это смерть духовная, неумение поднять глаза к небу и чем-то поделиться с другим. Швейцер также полагал, что современная ему (и нам) погоня за счастьем и попытка совместить ее с добродетелью — бесплодны. Если понимать под счастьем состояние ровного, невозмутимого довольства, то христианская добродетель, которая требует напряжения сил и отдачи своего сердца, такому счастью помешает. Швейцер опирался на пример своей жизни — есть время счастью, есть время строгой добродетели. И еще важный момент: никто не может, по Швейцеру, контролировать твое «благоговение перед жизнью» — ты сам отвечаешь перед собой.

Альберт Швейцер оказался верен своей жертвенности до конца: Нобелевская премия, которую он получил в 1952 году, пошла на строительство лепрозория. Он умер в Ламбарене в 1965 году, где до сих пор существует построенная им больница.

 

ФОТО: Wikipedia.org

Работает на Cornerstone