Мир Библии

Посмертная участь в Библии

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 68/Посмертная участь в Библии
Посмертная участь в Библии

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» завершается так: «…на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: “Он бачь, яка кака намалевана!” — и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери»¹. Образ ужасного ада и гадких чертей сопровождает в общем виде представление о посмертном бытии человека. Но так ли это в Библии?

С одной стороны, в Евангелии от Луки мы находим такое выражение: «И в аде, будучи в муках…» (Лк 16:23), речь идет о богаче в притче об этом богаче и Лазаре, получается, что об адских муках, кажется, говорится прямым текстом; с другой — в каком виде это происходит, что именно мучается — тело (очевидно) или душа (?), абсолютно не ясно.

Вспомним еще один литературный опыт: монастырскую поэмку, упоминаемую в «Братьях Карамазовых» братом Иваном, «Хождение Богородицы по мукам»: «Богоматерь посещает ад, и руководит Ее “по мукам” архангел Михаил. Она видит грешников и мучения их. Там есть между прочими один презанимательный разряд грешников в горящем озере: которые из них погружаются в это озеро так, что уж и выплыть более не могут, то “тех уже забывает Бог”»².

Такого рода литературные образы созидают наши нынешние представления, но опираются они, конечно же, на бытовавшие в то время расхожие и уверенные штампы.

Вернемся к притче о богаче и Лазаре (см.: Лк 16:19–31). В ней Иисус отвечает на насмешки фарисеев над Его словами о служении двум господам (см.: Лк 16:14). Сами фарисеи у Луки сребролюбивы, то есть люди, жадные до денег, корыстолюбивые. И вот звучит притча (согласимся, что это притча), что жил-был однажды человек богатый, жил он в роскоши, а у его ворот лежал бедный и больной Лазарь — ему ни крошки от этого земного богатства не доставалось. А после смерти все изменилось: Лазаря ангелы отнесли на «лоно Авраамово», а богача похоронили. Далее следует фраза «и в аде, будучи в муках». Здесь нет перехода, и это важно. Богач похоронен, и он оказывается в аду (греч. «гадес», «мир мертвых»). Если бы мы искали еврейский аналог этого слова, вероятно, речь бы шла о Шеоле, месте посмертного пребывания у евреев. Исследователи отмечают, что состояние, в котором пребывали души умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «шеол» — безвидное, сумеречное и без-образное место, в котором ничего не видно (см.: Иов 10:21– 22). Это скорее состояние тяжкого и бесцельного сна (см.: Иов 14:12), чем место каких-то конкретных мучений. Это царство теней. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, бессмертие души не находит подтверждения в Ветхом Завете и противоречит ему. 

Далее богач видит Лазаря в благословенном месте. «Лоно Авраама» — типичная еврейская идиома, обозначающая место благословенно умерших. В другом случае Иисус говорил о времени, когда многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом на пире Царства Небесного (см.: Мф 8:11; Лк 14:15). Евреи представляли, что Авраам, их отец, будет приветствовать их в месте спасения Божия, как сегодня христиане представляют, что у ворот рая их встретит Петр. Вспомните фреску Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире: «дети Авраамовы» (они маленькие, а лица у них взрослые) виднеются у него за пазухой, выглядывают оттуда, и их много, а рядышком еще огромная толпа, что там не поместилась.

И вот бывший богач просит у Авраама сначала об облегчении своих мук: пусть Лазарь прохладит его язык каплей воды с пальца, но Авраам говорит о невозможности изменения участи. Тогда богач просит Авраама послать Лазаря с вестью к пятерым братьям богача о том, как надо правильно жить, чтобы не попасть в место мучения. Но главная мысль притчи заключена в следующих словах: «…у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их… а если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 6:29).

Отметим, что в этой притче ни разу не упоминается слово «душа» (греч. «псюхе»). И нам нужно было убедиться, что эта притча не о посмертном бытии человека. Крупнейший современный библеист епископ Даремский (Н. Т. Райт) пишет в своем исследовании об этой притче: «Высокая роль покаяния видна также из притчи о богаче и Лазаре… Вопреки распространенному мнению говорит она вовсе не о загробной жизни и конечной участи людей. Иначе она не была бы притчей!.. Мы давно бы разобрались в сути дела, если бы нам не мешало очевидное предубеждение. Мы ошибочно исходим из того, что основная забота Иисуса — научить людей, как после смерти попасть на небеса. Авраам привечает Лазаря. Это напоминает о встрече… блудного сына c отцом… бедные и отверженные оказываются на лоне Авраама. Этот… мотив находит воплощение в реальной жизни, когда Иисус принимает отверженных… [Притча] не говорит о загробном мире и не учит “этическим” абстракциям о богатстве и бедности. Она объясняет, что происходит с богатыми в настоящем. [Пяти братьям]… отказано в дополнительном откровении от умершего: Моисей и пророки обо всем сказали ясно» (Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. — М.: ББИ, 2004. С. 233).

Теперь нам важно ответить на вопрос: что же происходит с человеком после смерти? Или, говоря словами Писания: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов 14:14). Возможно, ответ мы найдем в Новом Завете, в посланиях Павла, где определенно говорится о посещении рая и притом, скорее всего, бестелесно (см.: 2 Кор 12:2–4). Но здесь тоже не говорится о посмертном бытии — это описание видения, которое было открыто живому человеку, скорее всего, самому апостолу.

Говоря о человеческой природе, мы исходим из априорной предпосылки, что в человеке есть отделяемая субстанция, душа (греч. псюхе), которая после смерти отходит к Богу (ср. русское: «Отдал Богу душу»). Но если мы обратимся к Ветхому Завету, то там этому понятию соответствует слово «нефеш». В Книге Бытие мы читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (2:7). Если внимательно посмотреть на этот отрывок, то получается, что становление души происходит, когда соединяются «прах земной» и вдунутое Богом дыхание жизни. Вот как пишет об этом богослов Джанфранко Равази: «…попробуем собрать все части нашего стиха (Быт 2:7. — И. Л.) и составить из них портрет человека. Он “создан” (“вылеплен”) из праха земного, он adam, ибо взят из ‘adamah; на библейском языке он basar — плоть, хрупкая и недолговечная. Однако он получает дыхание жизни, rûah — дух, который объединяет его с живым творением. У человека имеется еще одно измерение, дарованное Творцом, которое делает человека Ему подобным: это nishmat-hajjim — сознание, совесть, способность различать добро и зло и свобода нравственного выбора. Из этих трех основных компонентов, которые на еврейском языке называются basar, rûah, neshamah/nishmat, и состоит nefesh hajjah — человек, личность» (Джанфранко Равази. Краткая история души. — М.: ББИ, 2012. С. 83).

Посмертная участь в Библии

При уходе человека из этого мира происходит обратная «операция»: «... отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы… И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (евр. Руах. — И. Л.) возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл 12:5, 7).

Ответ на наш вопрос о посмертном бытии может быть совсем прост, если мы обратим свой взор на Того, Кто победил смерть, о Ком мы поем на Пасху, что Он «воскрес из мертвых, смертию смерть поправ». Он воскрес и даровал нам надежду на воскресение. Получается, что посмертное бытие человека верующего — это не существование в мире духов, но телесное воскресение. И тут кстати будут два подтверждения. Первое — из посланий апостола Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Но Христос воскрес из мертвых… Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… в пришествие Его» (1 Кор 15:13–14, 20–23). Второе — из Никео-Цареградского символа веры, чл. 11: «Чаю (надеюсь. — И. Л.) воскресения мертвых».

В заключение приведем слова профессора кафедры Нового Завета и истории древней Церкви Оскара Кульмана, написанные им в 1956 году: «Освобождение состоит не в отделении души от тела, а в отделении их обоих от плоти. Не мы освобождаемся от тела, скорее, само тело становится свободным. Даже слова Иисуса: “…не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…” (Мф 10:28) ни в коем случае не предполагают античной трактовки... То есть бойтесь Бога, который может предать окончательной смерти, если не воскресит к жизни… Тело можно вернуть к жизни. Но при этом и душу можно убить... Должно воскреснуть и то и другое. Полное преображение тела произойдет во время преображения мира, когда все сотворенное будет обновлено Святым Духом, когда не будет ни смерти, ни тлена… Это не переход из этого мира в другой, это переход из настоящей эпохи в будущую» (Кульман Оскар. Бессмертие души или воскресение из мертвых? // Studia Petropolitana Biblica I. СПб.: Контраст, 2015. С. 565,  566).

Стоит сказать и о людях, которые не приняли спасительной вести. О них мы можем прочитать в Библии довольно определенные вещи: в притче Спасителя об овцах и козлах (см.: Мф 25:31–46) говорится о Страшном суде и о том, что ожидает «козлов», проклятых: они пойдут «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». В Книге Откровение этот образ предстает в виде «огненного озера», куда брошены все не записанные в Книге жизни (см.: Откр 20:15). Здесь речь уже идет об окончательной гибели грешников, сказано, что это «смерть вторая»: через тысячу лет сатана освобождается из темницы и начинает прельщать все народы, и вот все они уже выходят на брань с Богом, и огонь с неба пожирает противников Божьих. И звучит торжественная весть: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр 20:14, 15).

  Осталось подвести итог и ответить на вопрос, при каких условиях человеку дана возможность жить вечно в преображенном теле. Каким образом в наши смертные тела вернется Богом данная жизнь? В Библии есть замечательный образ, описанный пророком Иезекиилем (см.: Иез 37): долина, наполненная иссохшими костями умерших людей. Господь спрашивает у пророка: «Могут ли ожить эти кости?» — «Ты, Господи, знаешь это». — «Пророчествуй от Моего имени: “Я вложу в вас дыхание, и вы оживете! Жилы по воле Моей появятся, плоть, кожей покрою Я их — и оживете вы!”» Так и случилось: пророк видел, как с грохотом и треском кости соединились, обросли плотью и кожей, восстала армия людская, великое, несметное воинство. Огромное воинство спасенных описывает и Книга заключительных событий истории земли — Откровение, где «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стоит пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр 7:9). Воскресение из мертвых для усопших и преображение живых для вечной жизни дается на условии веры в Господа нашего Иисуса Христа. Он сказал Марфе, женщине, только что потерявшей своего брата: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин11:24). Сначала происходит преображение души, уверовавшей в Спасителя, но с этим дается обещание вечной жизни на новой земле вместе с целым сонмом спасенных верующих.

1Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки.  Электронный ресурс: http://www.klassika.ru/read.html?proza/gogol/vechera2.txt&page=9 (дата обращения 12 октября 2018 года).

2Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Электронный ресурс: http://rulibrary.ru/dostoevskiy/bratya_karamazovy/235 (дата обращения 12 октября 2018 года).

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone