Тема смерти и сопутствующая ей тема погребения достаточно популярны в научно-публицистической литературе. Тем не менее специалисты в этой области указывают на их недостаточную изученность. В этой статье мы сделаем обзор погребальных церемоний различных религиозных и философских систем и рассмотрим их базовые представления о душе, жизни после смерти и загробном мире. Мы увидим, насколько разнообразны эти представления, где-то скудные и схематичные, а где-то богатые и проработанные. Любой погребальный обряд отражает эмоции скорби и горя. Поэтому мы опускаем такие его формы, как оплакивание, ритуальные приготовления умершего к захоронению, и остановимся на самом обряде погребения, часто являющемся квинтэссенцией религиозной антропологии.
Шумерская цивилизация — современница Авраама. Интересно представить, в каком мировоззренческом окружении жил отец веры. Как говорит Библия, Фарра взял своих сына и племянника и отправился из Ура Халдейского в землю Хананейскую. Ур был одним из городов-государств древней Месопотамии. Населявшие ее народы поклонялись богам, олицетворявшим различные природные явления, стихии, времена года. В Месопотамии посмертная участь человека была пессимистичной. После смерти он отправлялся к семи подземным владыкам (богам), где встречался с умершим героем шумерского эпоса Гильгамешем, который объяснял ему правила поведения и жизни в мире мертвых. Хоронили умерших за пределами города, зачастую на противоположном берегу реки, который считался берегом Гильгамеша, а перевозчик назывался человеком людей того берега. Гробов шумеры не знали, и, когда из-за наводнений берега размывались, можно было увидеть плывущие по реке трупы; в шумерско-аккадской словесности это стало символом бренности бытия. Участь умершего — вечное пребывание в подземном царстве. Даже известное по некоторым обрядам возвращение предков в землю живых носило временный характер (обычно на один день, после чего они опять возвращались в свои мрачные обители). Тем революционней была вера Авраама, готового принести Исаака в жертву, вера в то, что Бог силен воскресить его из мертвых. То есть полностью и совершенно вернуть его к жизни.
Погребальная литература Древнего Египта рисует перед нами пеструю картину представлений о душе и загробном мире. Религия египтян не относится к сотериологическому типу ¹. Но она обладает мощной идеей воскресения после смерти в образе властелина царства мертвых Осириса. У египтян достаточно развитая антропология. В их религиозных представлениях мы не увидим противопоставления материального и духовного. Душа, тело и еще три элемента (тень, двойник и имя) находятся в постоянном симбиотическом единстве даже после смерти человека. С какой целью тело египтянина должно быть сохранено от разрушительного тления? Согласно священной истории, Осирис, царь и бог, в результате подлого обмана был убит, а затем воскрешен своим сыном Гором. Это стало возможным благодаря тому, что тело Осириса имело целостное состояние. Подобно богу после путешествия по подземному царству Анубиса египтянин будет воскрешен в своем теле² и упокоится в раю в кругу близких. В религиозной системе Египта мы находим еще две важные детали: представление о справедливом суде, основанном на посмертном воздаянии за праведно или грешно прожитую жизнь. А также представление о рае (поля Иалу) и аде, где грешников после суда поедает чудовище Адамат. Но грех воспринимался не как порочный поступок, очерняющий душу, а как нарушение установленного богами мироустройства. Книга мертвых (хотя ее дословный перевод — «Изречения выхода в день»)³ представляет суд Осириса как некое юридическое состязание, на котором умерший перед богами отрицает свою вину во всякого рода преступлениях. Кроме того, книга снабжает покойного детальной топографией подземного мира, а также инструкциями и заклинаниями для прохождения всех этапов загробного пути.
В индийских религиозно-философских представлениях душа человека всецело подчинена закону кармы. Однако она может быть очищена через церемонию погребения. В индуизме нет противопоставления материи и духа. Тем не менее смертью завершается очередной этап колеса сансары4. Поэтому тело воспринимается уже как отжившее свой век и более не нужное обиталище души, которое теперь следует разрушить для скорейшего ее освобождения. Традиционная форма погребения — сожжение. Кремация должна проходить на берегу реки (лучше, если это будет священная река Ганг). На четвертый день родственники собирали прах и бросали его в воды Ганга, тем самым освящая останки покойного. Примечательно, что некоторые категории умерших не подлежат сожжению, так как при жизни испытали очищающие страдания. К ним относятся беременные женщины и те, что погибли во время родов. Человек, умерший от укуса кобры, тоже не нуждается в очищении. Дети младше двенадцати лет, праведные люди и монахи считались чистыми, и их не было смысла очищать огнем.
Буддийские представления о загробной участи души нам наиболее известны из Тибетской книги мертвых, или Бардо Тодол. Эта книга представляет собой психологическую драму встречи души с самой собой. Оставаясь в рамках закона кармы и цепи перерождений сансары, книга говорит о пути освобождения души при условии, что та смирится и отождествит себя с одним из своих гипертрофированных проявлений. Так, встречаясь с чистым светом, чистым порядком или чистой гармонией, душа отстраняется от их ослепительной яркости. Хотя, по сути, встречается с кристаллизацией самого лучшего, что было найдено в ее сердце. Далее она встретится с образами своих чувств и разума, но ни с чем из этого душа не захочет соединиться. В итоге она оказывается в месте, где вольна в своих поступках и одновременно не вольна. Это место суда. Мучаясь от страха, желая оправдаться в своих прижизненных деяниях, душа не смиряется с обвинениями, выдвигаемыми против нее. В таких метаниях душа приближается к своему очередному воплощению. Бардо Тодол — книга пессимистичная по настроению, так как в ней душа последовательно нисходит мимо спасительных дверей к новому рождению. Тем не менее книга продолжает давать советы, как можно выбрать место и статус своего нового бытия. По своей сути Бардо Тодол — это перечень инструкций для души; она может послушаться их или хотя бы принять во внимание в своих посмертных путешествиях. Для этого ламы зачитывают книгу у постели умирающего. Ведь самым важным является первый момент после остановки дыхания. Именно тогда возможно увидеть краткий путь к спасению и пойти по нему.
Китай — цивилизация, построенная предками, и их обожествляют. Почитание отцов задает ценностные ориентиры в философии и культуре, скрепляет основы мировоззрения. Поэтому все, что связано с родителями, в том числе их смерть и погребение, имеет большое значение. Две маленькие зарисовки это проиллюстрируют. Даже небогатые люди желают быть похороненными в добротном гробу. Это стоит недешево. Поэтому бывали случаи, когда дети бедняков продавались в рабство, чтобы иметь возможность купить родителям хорошие гробы. Похвальным поступком считается, если сын подарит отцу на день рождения гроб, выполненный из качественного материала. Существовал обычай, по которому в день 59-летия дети дарили родителям похоронную одежду. Это воспринималось как глубокое проявление сыновьего почтения. Получившие такой дар надевали ее и при жизни, но только в самых торжественных случаях. В Китае ни даосская, ни буддийская религиозные системы не индивидуалистичны по своей сути. Человек важен тем, какую роль он играет в слаженном механизме, именуемом государством. Этим же определяется и его посмертная участь. Точнее, то, как его будут почитать потомки.
Религия зороастризма стоит особняком в ряду других языческих религий. В ней появляется этическое измерение души. Верховное божество огня Ахура-Мазда наделяется исключительно благими характеристиками, в то время как злое начало Ангра-Манью, хоть и равно по силе доброму, несет ценностно негативную смысловую нагрузку. Между этими началами невозможно никакое общее дело, никакой компромисс5. Такой радикальный дуализм нашел свое отражение в весьма специфических погребальных обычаях и особых местах захоронения — дахмах. Суть похоронного обряда в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не допустить соприкосновения чистого с нечистым, коим считаются и покойники. Их нельзя предать огню, так как огонь священен, он — символ Ахура-Мазды. Но и предать земле — значит осквернить ее. Поэтому возводились специальные сооружения с полом, выложенным камнями, изолирующими внутренность помещения от земли. Оно было округлой формы, имело два этажа, перекрытие между которыми выполнялось в виде решетки. Называлось это сооружение башней молчания5, или астоданом. Участники похоронной процессии приносили тело умершего к нему. На второй уровень поднималась только специальная похоронная команда, так называемые мойщики трупов, и оставляла труп. За несколько дней птицы-стервятники, хищники и дневное солнце освобождали кости от мягких тканей. После этого кости сбрасывались на пол первого уровня. Считалось, что за четыре дня душа умершего полностью очищается, освободившись от плоти, и водворяется в царстве духов. Далее она существовала изолированно от мира живых, и всякое сообщение с ней считалось невозможным. В зороастризме мы не наблюдаем культа предков. Во многом это определялось представлениями о структуре души, в которой светлое, огненное начало считалось принадлежностью верховного бога огня, и душа, так сказать, деперсонифицировалась. Таким образом, смерть и ее атрибуты в зороастризме относятся к злому началу, являются нечистыми. Смерть воспринималась однозначно негативно.
В иудаизме отношение к смерти было реалистичным. Смерть не считалась чем-то злым. Особенно когда человек прожил долгую, мирную и плодотворную жизнь. Представления о загробном мире и жизни души после смерти со временем претерпевали трансформацию. Ветхозаветный Шеол — достаточно мрачное место, в котором, однако, есть разделение на территорию праведников, мирно почивающих «на ложе Авраама», и территорию «остальных»6. Каждый занимал место в соответствии со своими заслугами при жизни. По мере появления книг Ветхого Завета в религиозное мировоззрение входило понятие о Мессии, который не только спасет существующий Израиль, но и воскресит праведников из Своего народа, чтобы они пребывали в Его царстве. Постепенно евреями усваивается категория вечности, и жизнь по воскресении носит уже вечный характер. Именно надежда на воскресение придает всей погребальной церемонии нотки умиротворенности. Читаются псалмы, где Бог представляется всемогущим, властвующим и над живыми, и над мертвыми. Иудейские взгляды на возможность воскресения души легли в основание христианской надежды на вечную жизнь с Богом.
Общую канву приведенных выше (и многих других) воззрений на душу, смерть и погребение замечательно проследил и описал отец Александр Мень в своем семитомном издании «История религий»7. Он показал, как постепенно сквозь все цивилизации и культуры, религиозные и философские системы Бог давал прозревать задуманную Им антропологию, подготавливая человечество к приходу Спасителя.
1Религии, центром которых является понятие греха и жертвы за его искупление. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сотериология
2В случае, если не удавалось сохранить тело, делали посмертные маски или статуэтки.
3Или Книга воскресения. В названии отражается основная суть текста: помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, то есть ожить, воскреснуть — обновиться, как говорили египтяне. Напр., здесь: https://www.e-reading.club/book.php?book=131316
4Цикл перерождений. Напр., здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сансара
5См.: Шкода В. Г. Погребальный обряд зороастрийцев. // Митра, 2009, №10 (14).
6К ним относились грешники из народа Израиля, а также язычники. Напр., здесь: http://terme.ru/termin/sheol.html
7Мень А. История религий. В поисках пути, истины и жизни. В 7 тт. Напр., здесь: http://lib.ru/HRISTIAN/MEN/1__tom.txt
ФОТО: Gettyimages.ru, Wikipedia.org