Обложка

О добрых плодах

Екатерина Гуляева
Журнал/Архив/Номер 67/О добрых плодах
О добрых плодах

Философ Григорий Померанц часто говорил о творческом меньшинстве. Он писал, что народ — это масса, в которой живет и действует, заражая собою, творческое меньшинство. Это понятие, в том смысле, в котором его использовал Померанц, можно перевести на язык Библии. В притче о Царстве Небесном, сошедшем в мир, Христос говорит: «Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все»  (Лк 13:20). Что же это за закваска? Я подозреваю, что она действует в людях, способных видеть то, что людям со спящими сердцем и разумом не открывается. Когда я говорю о спящих сердце и разуме, я имею в виду неосознанную жизнь. То есть утром человек встает с постели, ест свой завтрак (если вкусный, он радуется, тем самым ненадолго просыпаясь и незаметно для себя восхваляя Творца) и отправляется на работу. Всё автоматически. В дороге он мало что замечает: проходит мимо вереница лиц и машин, и, если не случается ничего из ряда вон выходящего, его память не работает, информация стирается. Автоматически делает свою работу, живет изо дня в день, и чувство неудовлетворенности в нем растет, часто выливаясь в пьянство, наркоманию или в отчаяние, депрессию, или, если брать менее жесткий и, как кажется, приличный вариант, — в бессмысленное время в интернете или разговоры ни о чем: кажется, и говорит-то вроде о важном, но все проваливаются в бездну терпеливого молчания Бога. Отклика нет. Душа человека может дремать, даже когда он занимается со своими детьми, — общение не запоминается ни особыми моментами сердечной близости, ни душевной теплотой. Что же это? Душевная инвалидность Голема, созданного из праха земного?

Понятно, что в таком состоянии человек, даже если он успешный бизнесмен или чиновник, по-настоящему управлять своим маленьким миром не может, не говоря уже о мире большом. В таком состоянии можно сделать очень много зла, особенно если ты человек, облеченный властью. Не получится делать добро (разве что зло может обернуться добром по промыслу Господа). В этом-то и проблема.

Наш маленький мир, которым необходимо управлять, — внутри нас. И не какая-то — даже самая активная — деятельность, а именно он способен влиять на мир, изменяя его в лучшую сторону. Но для этого человеку необходимо новое рождение — рождение в Боге от Духа Святого. И если после этого всю жизнь искать Господа день и ночь, то человек очнется от сна и будет благодарить Его. Если же нет — жизнь Духа постепенно угаснет: «По плодам их узнаете их… Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф 7:16–18).

«…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:41), — говорил ученикам Христос в Свой самый трудный час. Если не делать этого, то жизнь потащит нас за собой, как река по своим каменистым порогам, но мы этого даже и не заметим. Если же это нам более-менее удается, то мы можем плыть по реке жизни даже против течения, и тогда Господь может через нас творить в мире Свою волю — благую, угодную, совершенную.

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone