Решение

Бремя ожиданий, и как с ним справиться

Константин Лысаков
Журнал/Архив/Номер 67/Бремя ожиданий, и как с ним справиться
Бремя ожиданий, и как с ним справиться

«Клуб-27» объединил музыкантов различных стилей и направлений, ушедших из жизни до 30 лет: Дженис Джоплин, Брайан Джонс, Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Курт Кобейн и Эми Уайнхаус — все они умерли именно в этом возрасте. Кто-то не справился с наркотической зависимостью, кто-то наложил на себя руки. Этот клуб мог бы стать намного «представительней», если включить в него ушедших до срока известных людей за тридцать.

Американская писательница Элизабет Гилберт, автор бестселлера «Ешь, молись, люби», задалась вопросом, почему люди творческих профессий так часто страдают от эмоциональной неуравновешенности.

Гилберт ответила на свой вопрос так: поэтов, художников, писателей или композиторов разрушает прежде всего идея о том, что их вдохновение целиком и полностью зависит от них самих, что оно приходит к ним из глубины их собственного естества. Люди ожидали от Гилберт, что книга, над которой она работала, будет не менее популярна, чем ее знаменитый бестселлер. Ожидания людей порождают в творческом человеке неимоверное внутреннее давление; именно оно, считает Гилберт, приводит в действие те центробежные силы, которые неминуемо разрушают человека. Чем больше популярность и признание, тем больше это давление. Иначе говоря, писательнице было трудно нести бремя собственной славы.

По мнению Гилберт, человека, от веры далекого, эта проблема может быть решена, если творческие люди будут воспринимать вдохновение как влияние на них неких внешних сил, как это было в древности, не приписывая это состояние исключительно своим внутренним ресурсам: римляне не считали, что гений — это одаренный человек, они верили, что гений — это своего рода сверхъестественная сущность, которая помогает художнику в его работе, и результаты этой работы зависели тоже от нее. Творцы античности были защищены от таких вещей, как, например, нарциссизм. Если работа была превосходна, то ее создатель не мог присвоить себе всю славу — люди вокруг знали, что ему помог гений. Если же работа была плоха, все понимали, что у вас просто гений-калека*.

Мой отец, художник Виктор Лысаков, так прокомментировал проблему творчества: «Все художники думают, что они говорят с Богом, но большинство слушает только себя».

Но только ли творческие люди страдают от внутреннего гнета и неудовлетворенности жизнью?

Канадский философ Чарльз Тейлор в своем фундаментальном труде «Светский век» считает: чтобы жизнь была значимой в эпоху секулярных ценностей, человек должен добиться определенного успеха в своей личной и профессиональной деятельности, попутно убедившись, что его профессиональная деятельность на самом деле приносит пользу обществу. Поражение даже в одной из этих сфер ведет к тому, что мы теряем ощущение ценности нашей жизни.

Американский пастор и писатель Тимоти Келлер вторит ему: чтобы считаться успешными сегодня, мы должны добиться значительного прогресса практически во всех областях своей деятельности, притом что они, эти различные области, постоянно конфликтуют, ведь зачастую наше сердце посещают противоречащие друг другу желания. Так, все мы хотим быть потрясающими родителями и одновременно успешными профессионалами, а также зарабатывать деньги, делая исключительно то, чего нам хочется больше всего в жизни. Наверное, самый распространенный миф сегодня — «человек, который сам добился всего в жизни». Добиться-то он добился, но отчего тогда его гложет тоска, доводящая до зависимости от наркотиков, алкоголя и т. д., как, например, в случае с персонажами, о которых мы говорили в начале этой статьи?

Гнетущая человека неудовлетворенность собой и своей жизнью — самая распространенная проблема нашего времени. Она настигает человека практически в любом возрасте, но особенно в периоды возрастных кризисов. Например, подростки часто не видят смысла во взрослой жизни, не знают, куда приложить свои силы и ради чего их вообще нужно куда-то прикладывать, у них нет авторитетов и перспектив, им не нравятся люди, они не нравятся сами себе. А люди в среднем возрасте осознают, что прожили бóльшую и лучшую часть своей жизни, но так и не достигли того, чего должны были достичь. Их жизнь так и не стала значимой. Каждый из переживаемых кризисов говорит человеку о том, что в его жизни что-то не так.

Но не только наши выбор, решения, дела, ошибки и их преодоление формируют нашу личность, есть и нечто высшее, что ведет нас по жизни, задает нам задачи, чтобы мы давали на них свои ответы. И это высшее определяет все то, что было в нас заложено с рождения: «…Ты создал все внутренности мои, в материнской утробе соткал меня… я… дивно устроен» (Пс 138:13–14. Здесь и далее: Новый русский перевод, IBS, 2010). Не многие задумываются об этом.

Есть Тот, кто создал нас и этот мир. И Он хочет показать вам путь, на котором вы избавитесь от любого бремени, тяготящего вас. Он говорит: «Придите ко Мне, все уставшие и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите на себя ярмо Мое и научитесь у Меня, потому что Я кроток и мягок сердцем, и вы найдете покой вашим душам. Ведь Мое ярмо не тяжело, и Моя ноша легка» (Мф 11:29–30).

Тот, кто сказал эти слова, полностью доверился Своему Отцу. Иисус Христос не искал Своего и не заботился о Себе ни в Гефсиманском саду, ни на голгофском кресте. Он прекрасно понимал, что Его ждет, и знал, что настанет момент, когда Отец отвернется от Него, потому что тяжелое бремя греха — гнет наших ошибок и преступлений — ляжет на Него. Он пошел на это, потому что Он любит нас. Он доверился Отцу в смерти, чтобы каждый из нас мог целиком и полностью доверять Ему в нашей жизни. Только так мы сможем не только избавиться от бремени несбыточных ожиданий, но и открыть для себя свою значимость, потому что Он всегда любит нас, сколь бы великой или обыденной ни была наша жизнь.

Отдадите ли вы Иисусу свое бремя, чтобы принять Его прощение? Скажите Ему в тихой молитве покаяния: «Боже, прости мне мои грехи, будь моим Богом. Спасибо Тебе за то, что Ты умер на кресте за меня, не ожидая от меня совершенства или великих свершений. Спасибо Тебе за то, что и сейчас Ты ждешь от меня лишь того, что я буду верить Тебе так, как ребенок верит своему отцу». Закройте глаза сейчас и произнесите эти слова про себя. Начните ходить в церковь, а через некоторое время примите таинство святого водного крещения, пригласив на него своих друзей и близких, чтобы рассказать им о том важном решении, которое вы приняли в своей жизни. *Электронный ресурс: Элизабет Гилберт, конференция TED 2009 (дата обращения 9 августа 2018 года).


ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone