Обычно тот, кто плюет на Бога, плюет сначала на человека. Иосиф Бродский Однажды человек спросил у Бога: «…какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф 22:36). И Бог ответил ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя (см.: Мф 22:37–40).
Таким образом, мы видим в Евангелии две модели взаимоотношений: человек—Бог и человек—человек. В первой модели отношений, человек—Бог, наша жизнь — это дар (см.: Пс 126:3), представленный дорожной картой (см.: Пс 138:16), в которой христианская традиция выделяет два основных ориентира — главное и важное.
Важное в нашей жизни — это здоровье, дети, семья, самореализация и творческий рост, отношения с близкими и друзьями, деньги и вещи, стабильность, понимание и принятие, работа, счастье. Главное — это Бог и спасение души.
Все, что относится к важному, замыслено горним миром как благословение, которое «обогащает и печали с собою не приносит» (Притч 10:22). А вот когда важное занимает место главного в нашей жизни, то оно, согласно Библии, становится идолом.
С идолом в жизнь человека сразу же входит страх возможной потери. Инфицированный латентной тревогой человек направляет всю свою жизнь на обслуживание и удовлетворение запросов идола. Однако рано или поздно обстоятельства, время или некая злая сила заберут идола, и жизнь сразу же потеряет всякий смысл. И тогда мы услышим примерно такие слова: я жил этой работой, я жила только ребенком, я жил только ради них — а что теперь?
Конечно же, Церковь на протяжении двухтысячелетней истории слышит одни и те же слова: «Да о чем вы говорите? Такой порядочный и добрый человек. Поступает лучше, чем многие “верующие”. Ну и что, что не живет по Божьему закону? Зато живет по совести. Неужели Бог его не спасет?» В евангельской притче о брачном пире мы видим три образа достойных и порядочных настоящих мужчин. Они считали себя друзьями царя, который устроил брачный пир для своего сына. Они верили в Бога, но по-своему верили — в душе. Но место главного в их жизни давно было занято важным. Итак, притча о брачном пире (см.: Лк 14:16–24).
Первый мужчина, которого царь позвал на брачный пир, стремился к стабильности, поэтому предусмотрительно позаботился о завтрашнем дне для своих детей и купил землю. Второй мужчина также не сидел без дела. Семью необходимо кормить. Он всегда был в работе — пахал как вол.
Третий мужчина любил свой дом. Ценил время, проведенное с самыми близкими. Он был полностью поглощен своей радостью и тихим семейным счастьем.
И все трое, «как бы сговорившись» (Лк 14:18), отказались от приглашения и не нашли времени для радостного общения с царем.
Первые двое бросили дежурное: «Извини. У меня дела, Господь, и за меня их никто не сделает». А третий просто констатировал: «Я женился, сейчас мне не до Тебя».
Вот так и остались трое достойных и успешных мужчин со своими по-настоящему важными делами, но без Бога и без спасения. Вот почему и сегодня для каждого актуальны слова Христовы: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16:26).
Во второй модели отношений, человек—человек, для христианской традиции важны два основных глагола — «быть» и «делать».
Человек уже давно разучился быть, поскольку он поврежден грехом. Он постоянно промахивается, надеясь, что его активность сегодня принесет ему долгожданный покой завтра. Он зафиксирован на делах и не способен остановиться, для того чтобы установить отношения с близкими.
Церковь же предлагает человеку овладеть навыком быть, то есть вдумчиво и ответственно относиться к своей жизни и к близким здесь и сейчас. Необходимо научиться не спешить с оценкой слов, реакций и поступков близкого человека, которая может спровоцировать разрыв отношений. Не оценивать на ходу, а остановиться. Отложить нескончаемые дела на потом. И попытаться именно сейчас увидеть ситуацию глазами ближнего, дорожа его присутствием в нашей жизни.
Американский профессор психиатрии Ирвин Ялом приводит случай из своей клинической практики. Однажды он принимал пациентку с раком груди. Во времена своей молодости она находилась в долгой мучительной борьбе с отцом. Стремясь к примирению, к новому, свежему началу в их отношениях, она с нетерпением ждала, когда отец повезет ее в колледж на машине, — тогда она могла бы побыть с ним наедине в течение нескольких часов. Но столь долго ожидаемая поездка обернулась катастрофой: ее отец был в своем репертуаре, долго ворчал по поводу отвратительной, заваленной мусором речушки в стороне от дороги. Она же со своей стороны не видела никакого мусора в этом прекрасном чистом сельском потоке. Она не нашлась, что ответить, и, в конце концов погрузившись в молчание, они провели остаток пути, не глядя друг на друга. Позже она ехала той же самой дорогой одна и была поражена, заметив, что там было две реки — по одной на каждой стороне дороги. В тот раз она сама вела машину, и река, которую она видела из окна со стороны водителя, была именно такой безобразной и загрязненной, какой ее описал когда-то отец. Но к тому времени, когда она научилась видеть мир из окна своего отца, было слишком поздно — он уже скончался.
На секундочку подумаем вот о чем: а сколько еще выходных мы успеем побыть с самыми близкими? Сколько нам и нашим близким осталось? Наша жизнь идет сейчас, потом она может закончиться. То, что мы откладываем на потом, как правило, мешает нам оказаться потом там, где нам хотелось бы. Отложил проекты и отчеты на потом, а потом руководитель зарубил твой карьерный рост, а в бухгалтерии не начислили премию и не выплатили годовой бонус.
Отложил здоровье на потом, а потом оно подвело и изрядно потрепало твой бюджет.
Отложил отношения на потом, а потом, когда появилось лишнее время, вспомнил, позвонил, пришел. Пришел, глядь, а в тебе самом уже все умерло, да и там уже привыкли обходиться без тебя.
Отложил финансовый вопрос на потом, а потом — долги, пени, штрафы, испорченная кредитная история, напряженность в отношениях, короче, нервотрепка.
Отложил духовную жизнь на потом, но потом ее уже не будет. А будет то, о чем мы старались не думать, — смерть и ад.
Зрелость и мудрость человека видны в его отношении к жизни, к времени и к другому человеку: «…поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф 5:15–16). Итак, твоя жизнь и твой ближний даны тебе здесь и сейчас, а не когда-то потом.
Однако жизнь человека бедна, если он с завидным постоянством не создает и не делится благом как с ближними, так и с дальними. И это второй необходимый навык, о котором говорит Писание, — «навык 3D»: думать, делать, давать.
Человек на протяжении своего земного пути получает ресурсы. И на нем лежит ответственность за разумное производство, накопление и распределение данных ему благ. Об этом повествует евангельская притча о талантах (см.: Мф 25:14–30).
Получивший десять талантов оказался послушным, верным и благодарным. Он послушался Господина и с мудростью распорядился Его средствами. Послушание вырастает в трудолюбие. Итогом трудолюбия становится умножение. Плодом умножения — жизнь и избыток. А Господин еще и добавил имеющему — сверх приобретенного (см.: Мф 25:28).
Отсутствие навыков послушания, верности и благодарности приводит к неверности, искажает образ Бога (см.: Мф 25:24), рождает разрушительный страх перед Ним (см.: Мф 25:25). Плод страха — упущенные возможности, разрушительное предчувствие чего-то плохого, отсутствие жизни и тьма внешняя, «плач и скрежет зубов» (Мф 8:12).
В определенном смысле каждый человек замыслен Богом как ответственный и компетентный строитель своей жизни. Жизнь человека — это сплошная стройка, состоящая из многочисленных проектов, которые должны не только быть полезными для жизни в настоящем, но и иметь продолжение и смысл в нашем завтрашнем дне. Жизнь — это проект. Дружба — это проект. Семья — это проект. Близкий человек — это проект. Дети — это проект. Вера — это проект. Работа — это проект. Творчество — это проект.
Для воплощения любого из этих проектов необходимы верность проекту (см.: 1 Кор 4:2), воздержание от всего того, что проектом не является (см.: 1 Кор 9:25), верность Господним ценностям, с тем чтобы по своей ограниченности не изуродовать свой проект (см.: 2 Тим 2:15).
Но случается и так, что, отдавая, реализуя, даря, мы не получаем обратной связи. Нет благодарности и пока нет результата. «Как часто бывает, что колеблется наша душа, — пишет митрополит Антоний Сурожский (1914–2003), — что после того, как мы сделали все, что мы должны были сделать, сказали слово доброе, правдивое, сделали то, что только могли, для того чтобы другой человек ожил радостью и воскрес душой и начал жить весенней жизнью вечности, вдруг находит колебание... Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле... Стоило ли все это делать? Я не вижу плода, я не знаю, что будет, а погубил-то я столько веры, столько любви... Стоило ли все это делать? И Господь нам не отвечает на это свидетельством УСПЕХА. Он нам говорит: Достаточно того, что все это было, что все это было добром, достаточно тебе, что ты сделал то, что надо было... В этом — всё...»*
Все определяет наш выбор. Выбор в пользу проекта или в пользу пустоты. Порою мы можем не видеть смысла в том, чтобы быть верными в малом. Случается, мы думаем, что это малое нелогично и неуместно. Приходят ложные мысли, что это не наш уровень, мы достойны больших дел и лучшего отношения.
Но, если сегодня Господь посылает нас за обычной водой для кого-то, мы идем (см.: Ин 2:5–9). Это наш выбор, сделанный вопреки нашим чувствам и мыслям. Выбор в пользу Его Слова и Его ценностей.
И мы верим — Он сделает все, что запланировал, а значит, мы увидим результат, став частью большого дела и новых отношений.
Зачем Он так много дал людям? Господь показал человеку, что нет у него такого недостатка, который бы Он не восполнил Своим избытком. Однажды мы выбрали слушаться Его. И у нас вместе с Ним получается воплощать наши общие проекты. Получится и у тебя. С Богом у тебя обязательно все получится. *Митрополит Антоний Сурожский. Слово об Иоанне Предтече. Электронный ресурс: http://www.mitras.ru/archive/020705.htm (дата обращения 29 августа 2018 года).
ФОТО: Gettyimages.ru