Тема

Где тот мир, которым мы управляем?

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 67/Где тот мир, которым мы управляем?
Где тот мир, которым мы управляем?

Безусловно, всем нам памятен описанный Михаилом Булгаковым разговор на Патриарших прудах в Москве, в котором неизвестный усомнился в способности человека управлять как «жизнью человеческой, так и всем вообще распорядком на земле». Все дело в том, как заметил Воланд, что, «чтобы управлять, нужно как-никак иметь точный план на некоторый хоть сколько-нибудь приличный срок… как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?»* А самое ужасное, что человек еще и «внезапно смертен».

Как ни странно, эти рассуждения очень созвучны словам из Библии: «Теперь вот еще о чем задумайтесь. Вы говорите: “Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город, будем там целый год торговать и вернемся с прибылью”. Говорите вы это, а сами не знаете, что принесет вам завтрашний день. И вообще, что такое жизнь ваша? Пар, который появляется ненадолго, а затем исчезает. Вам следовало бы говорить по-другому: “Если угодно то будет Гос­поду, мы будем жить и сделаем то-то и то-то”» (Иак 4:13–15, здесь и далее пер. под ред. Кулакова). А слова Спасителя в Нагорной проповеди подтверждают эту максиму: «Да и кто из вас, сколько бы он ни заботился, может хотя бы на час продлить свою жизнь?» (Мф 6:27).

Исходя из этого у нас нет выбора. Так ли это? Иногда вполне очевидные вещи на поверку оказываются не столь очевидны. В известной притче о двух лягушках, которые попали в крынку с молоком, одна из них уверилась, что выбраться отсюда невозможно, потому сложила лапки и утонула, а другая барахталась и сбила масло, встала на твердое и выпрыгнула наружу.

Получается, все зависит от нашего отношения к действительности. Мы можем считать, что от нас не зависит ничего, следовательно, мы ничем не управляем, а если даже нам и кажется, что у нас что-то выходит, то это иллюзия. Возможен и другой подход: нужно разобраться, где, что и как я могу сделать, а затем поставить цель и двигаться к ней. При таком подходе нужно не забывать о незыблемых вещах, точках опоры, которые помогут при неудачах.

Сначала поговорим о точках опоры, а потом посмотрим на то, как мы можем (если можем) управлять собой, судьбой, семьей, обществом, миром. Мы очертим нашу область ответственности — это такая универсальная инструкция. Надо только оговорить, что пишу я ее, имея в виду прежде всего самого себя, излагая свою точку зрения.

Первая основополагающая точка опоры — вера. Я избрал для себя библейскую веру в единого Бога. Он есть, Ему подвластен весь мир, Он — мой Господь, то есть Ему я доверяю все свои дела — они должны прославлять Его.

Вторая точка опоры — безусловное доверие людям. Только с таким настроем я могу жить без нервных болезней и с настоящей радостью. А если люди подведут, или предадут, или просто не оправдают моих надежд? То, что это может быть, надо осознавать, таковы риски общения и жизни с людьми. Тогда у меня есть первая точка опоры — Бог не обманет.

Третья точка опоры — моя верность библейским принципам в семье, на работе и с окружающими людьми. Перечислять эти принципы можно долго. Назову только два документа из Священного Писания, которые составляют основу моего этического идеала: Десять заповедей в Пятикнижии и интерпретация ветхозаветных воззрений в Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Где тот мир, которым мы управляем?

Теперь по порядку: управляем ли мы собой, своим внутренним миром? Когда мы начинаем рефлексировать, задумываться над своим местом на земле, тогда-то нам и приходит в голову мысль о своей значимости. Правда, самооценка может быть завышенной или заниженной. Биб­лия предостерегает нас от гордости и призывает к скромности: «Не думайте о себе более, чем следует, но старайтесь судить о своих способностях здраво, помня, что Бог дал каждому свою меру веры» (Рим 12:3). В то же время от неуверенности и застенчивости нас должна удержать мысль о том, что Господь дал верующим право быть детьми Божь­ими (см.: Ин 1:12): еще при сотворении человеку был дан образ Божий в мышлении (см.: Быт 1:26), а после искупления Иисус не стыдится называть нас Своими братьями (см.: Евр 2:11). Вот и выходит, что нам дана величайшая возможность стать подобными Тому, кто нас создал и искупил. Окончательное преображение произойдет после Второго пришествия, но уже сегодня мы делаем выбор и вручаем себя Богу  и при этом не оставляем работы над своим характером, формируем здоровые привычки (это доступно каждому), приобретаем необходимые для жизни знания, профессию. На нас влияют извне разного рода обстоятельства, наш темперамент, которые неизбежно действуют на наш внутренний настрой, но это не лишает нас воли, которая в любых условиях помогает нам вести себя достойно.

Далее, управляем ли мы своей судьбой? Наша судьба не предопределена, хотя мудрость человеческая и заявляет, что судьба зависит от трех жизненных обстоятельств: у кого ты родился, у кого учился и на ком женился. Если первые два не поддаются полностью нашему контролю, то последнее, как правило, зависит во многом от нас. Выбор спутника жизни — вот то, к чему мы можем подойти ответственно. Нам стоит позаботиться заранее об основе нашего выбора: какова должна быть моя избранница, что нужно мне для жизни в семье. И при этом не стоит размениваться на временные увлеченности или непостоянные связи. Совершая ошибки в отношениях с противоположным полом, мы действительно предопределяем круг последующих проблем. Кстати, в отношении места, где вы хотите жить, все тоже в вашей власти, только желание переехать должно быть достаточно сильным, чтобы преодолеть естественные преграды существующих границ, в том числе, если понадобится, и языковых.

А как обстоит дело в моей семье? Управляю ли я тут? Для меня принципиально, чтобы я не находился в несвойственной мне роли тирана семьи или безусловного повелителя. Управление ведь может быть авторитарным, а может быть основано на сотрудничестве. И если мы с моей женой не соперники, а спутники (как это задумано Богом), то мы вместе решаем, что нужно нам делать, чтобы наша семья была счастливой и выполняла с честью возложенную на нас миссию: рожать и воспитывать детей. Бог «создал нас для себя» (Августин), а мы производим на свет детей, чтобы радоваться и радовать друг друга. До определенного возраста я могу направлять своих детей идти по выбранному мной пути, а потом я соглашаюсь с тем, что им предстоит сделать свой собственный выбор.

Способны ли мы влиять на окружающее нас общество? Здесь очень много условий, которые нужно оговорить. Если мое управление касается моего клочка земли и прилегающей к нему территории, то да, это влияние, которое трудно переоценить. Я возделываю свой сад, обрабатываю землю, строю дом. Но если мне небезразлично, в каком обществе будут жить мои дети, то я выступаю как гражданин, который законными методами влияет на существующее положение вещей. Я молюсь за нынешнюю власть, а участвуя в выборах, избираю достойного, на мой взгляд, кандидата. Я могу выразить свое мнение и отстаивать свою позицию, но при этом как христианину мне не нужно прилагать к этому все свои силы и поступаться интересами, скажем, семьи. Мое подлинное отечество все же на небесах, как пишет об этом апостол Павел (см.: Флп 3:20).

Как член общества, я вовлечен и в трудовую деятельность, где я хочу и могу принести пользу благодаря своим профессиональным навыкам. В начале своей деятельности я был не вполне в себе уверен — насколько хорошо у меня получается моя работа. Со временем появляется опыт, растет уверенность, и я уже понимаю, что удается, а что нет. Но и здесь с помощью Божьей я действую, управляя обществом Ему во славу.

И наконец, управление миром. Что здесь? Да, власть, если мы ее обрели, может позволить нам серьезно изменять этот мир. Но тут есть два «но»: путь к власти часто требует компромиссов с совестью, а кроме того, большая власть — это и большая ответственность. В Писании сказано: «Что пользы будет человеку, если он весь мир приобретет, а себе нанесет вред непоправимый?» (Мф 16:26). Впрочем, если так сложилось в вашей жизни, что вы уже на вершине властной пирамиды, то важно не забывать и библейское правило, о котором говорит советник царя (второе лицо в государстве) пророк Даниил: «У Бога — мудрость и сила! Одни времена Он сменяет другими, одних царей свергает — других на царство ставит, наделяет мудрых мудростью и разумных — знанием» (Дан 2:20–21). Признающий над собой власть Божью и Его волю способен управлять и целым миром.

Что же можно возразить Воланду на его слова: «… как же может управлять человек, если он… не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?» Его утверждение опиралось на одно допущение: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой? Уж коли это так, то этот персонаж повсюду прав. А я верю, что Бог есть, и тогда правда на моей и Его стороне. И я управляю этим миром как доверенным мне Богом поместьем. От меня как от управляющего требуется верность, у апостола Павла написано: «Итак, вам надлежит смотреть на нас как на служителей Христовых и как на хранителей (букв. “управляющих”. — И. Л.) тайн Божьих. При этом от каждого, на ком лежит такая ответственность, требуется, чтобы он всегда оставался верным» (1 Кор 4:1– 2). Пусть так и будет.

*Булгаков М. Мастер и Маргарита. — Frankfurt am Main: Посев, 1977. С. 19–21.

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone