Тема

Соблазн власти

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 67/Соблазн власти
Соблазн власти

Прежде чем выйти на общественное служение, Сыну Божьему надлежало пройти три искушения от дьявола. Искушение о принятии власти от сатаны евангелист Лука ставит вторым, а Матфей — последним.

Приступая к очередному искушению, сатана возводит Иисуса на высокую гору. По одной из версий, это была вершина горы Фасги, с которой в свое время вождь Израиля обозревал землю Ханаанскую. Охваченный беспредельной гордыней, искуситель делает беспримерное заявление: «…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк 4:6).

Если судить по утверждениям сатаны, то складывается впечатление, что именно он — полновластный хозяин и распорядитель всего, что есть на земле. Но в данном случае это всего лишь очень ловкий, хитрый и коварный обман. Каким образом сатана являет Христу заманчивые царства? «...во мгновение времени» (Лк 4:5), отмечает евангелист. Сатана как фокусник-иллюзионист не дает наблюдателю возможности основательно всмотреться в представленные картины. Панорама царств проносится в одно мгновение, создавая иллюзию полноты и масштабности. Показывая Христу ложное видение и внушая ложную мысль, сатана предстает перед Спасителем как притворщик, обманщик и хитроумный лжец. Надеясь поразить Хрис­та минутным, но ярким зрелищем, он старается убедить Сына Божьего, что все властные права и полномочия принадлежат ему, сатане.

В Новом Завете сатана именуется богом века сего, князем мира сего (см.: 2 Кор 4:4; Еф 2:2). Но каковы пределы «божества» и «княжества» дьявола? Власть сатаны простирается в те места и в те души, где есть место греху, пороку и беззаконию. «Престол сатаны» возвышается там, где действует грубый произвол и процветает идолопоклонство (см.: Откр 2:13).

Сатана пытается склонить Христа на путь ложного поклонения и подражания земным властителям. Но Иисус не приемлет власти, основанной на золоте, силе и идолопоклонстве. «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк 4:8), — таков был ответ Иису­са на предложение сатаны.

Владычество Христа иного порядка. Народ иудейский ожидал Мессию-воина, который установит царство справедливости на земле грозной внешней силой и земным могуществом. А Иис­ус является в священный город Иерусалим не на боевой колеснице, а на ослике. Царь кроткий идет на встречу с народом. К лицу ли кротость земному властителю? Ведь цари земные больше состязаются между собой в жестокости и коварстве, бряцая оружием. Совсем не случайно Иисус въезжает в Иерусалим на осле, показывая тем самым, что Он — царь мира и несет мир. Он не претендует на царский престол в Иерусалиме. Он хочет царствовать в сердцах его жителей.

Христос правит любовью. В известной притче отец не посылает угроз и проклятий вслед уходящему на поиски земного счастья младшему сыну. Он скорбит молча (см.: Лк 15:12). Когда часть учеников покинула Христа, Он обращается к оставшимся с вопросом: «…не хотите ли и вы отойти?» (Ин 6:67). Возвышенная любовь дает право на самоопределение, не лишая свободы воли.

Психоаналитик Зигмунд Фрейд считал половой инстинкт (либидо) главной движущей силой человечества. Однако его действие ограниченно, причины при этом могут быть различны — возраст, болезнь, наконец, просто выбор человека. На мой взгляд, в человеке главенствует более сильный инстинкт — властолюбие. Жажда власти в той или иной форме может сопровождать человека всю жизнь — и в детстве, и в болезни, и в немощной старости. Желание командовать, беспрерывно поучать, управлять окружающими всегда остается для человека притягательным, приятным, достойным того, чтобы постоянно лелеять его.

Почему этот вирус так глубоко и основательно укоренился в душе человека? Ответ, в общем, прост — он передается из поколения в поколение начиная от наших древнейших прародителей Адама и Евы. Грехопадение первых людей внесло дисгармонию в мироздание. Первородный грех оставил свой характерный отпечаток на всей человеческой цивилизации.

Плод, который вкусила Ева по наущению сатаны, был привлекательным, приятным и давал особое знание. «… вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3:5) — вот главный аргумент искусителя. Добро и зло в данном случае не имели прямого отношения собственно к этическим, моральным категориям. Добро и зло тут — иносказательное словосочетание, идиома, которое связывает разные полюсы бытия и которая вобрала в себя всю природу и весь мир. С подачи сатаны Адам и Ева возжелали обрести сверхъестественную власть над определенной сферой бытия. Там, в Эдемском саду, в результате грехопадения зародилось это желание властвования — над природой, над миром, над людьми.

Стремление к власти подобно сильнодействующему наркотику. Хочешь узнать истинную сущность человека, дай ему власть, гласит житейская мудрость. Во времена Христа Римской империей правил Тиберий. Его считали самым могущественным властителем на земле. Упиваясь неограниченной властью, он искал счастья в безудержных удовольствиях и роскоши. Но при всех внешних благах и преимуществах среди близко знавших его он слыл крайне несчастным и жалким человеком. Да и сама языческая Римская империя в целом неуклонно двигалась к упадку и за­гниванию.

Иисус же отверг лукавые уловки сатаны, не взыскал власти земной, не стал покорять сердца людей внешним могуществом и силой. В земной жизни и в служении Он занял самое последнее место, на которое никто не мог посягнуть. Принципы и законы Царства Небесного, провозглашенные Христом, диаметрально противоположны принципам и правилам мира сего. Над Царством Небесным сатана не имеет никакой власти. Неподвластны ему и наследники этого Царства. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»  (Мф 16:26) — эти слова Христа многим помогли уйти из-под власти сатаны, оторваться от обольстительных приманок мира и соединить свою судьбу с Тем, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6).

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone