Тема

В погоне за призрачным

Евгений Молев
Журнал/Архив/Номер 67/В погоне за призрачным
В погоне за призрачным

Одного весьма пожилого священнослужителя как-то спросили: — Что вы узнали о человеческом роде за свою жизнь? — Всего две вещи: то, что люди намного несчастнее, чем кажутся, и то, что взрослых не существует.

И действительно, если вдуматься, что мы сможем сказать о своей жизни? Ведь поскреби позолоту, и окажется, что мы живем совсем не той жизнью, о которой мечтали в детстве. Словно давит изнутри какая-то неуемная пружина — не так, все не так! Или нарочно Бог создал нас такими, чтобы мы не могли удовлетвориться настоящим и устремлялись в своем поиске в неведомое?

На тему счастья написано множество книг. О счастье говорят философы, психологи и различные «учителя жизни». Им занимаются проповедники, богословы и мистики. Не говоря уже о том, что у каждого из нас имеется собственная концепция более гармоничной и радостной жизни. Только вот становится ли больше счастья?

Природа нашего ума такова, что, с одной стороны, мы как бы запрограммированы на вечный поиск счастья, с другой — нас редко радуют результаты этого поиска. Всегда остается зазор между достигнутым и желаемым, между реальным и идеальным. Величина этого зазора, а вернее, субъективные переживания по этому поводу, определяют степень нашего страдания.

А доступное нам счастье ситуационно, минутно. Случаются, конечно, и волшебные мгновения, когда целая радуга красок заливает серый холст будней, но жизнь в целом — это пасмурный небосклон, на котором всего лишь две-три звезды, но это все же лучше, чем «беззвездная мýка».

Мы стареем, становимся немощными, теряем близких. Приходит срок, и мы расстаемся с тем, чем была для нас эта жизнь, чем мы старались ее наполнить. Мы учились, трудились, создали семью, созидали свой дом, завели детей, работали над собой. И никак нельзя было допустить остановку. Спрос на самоусовершенствование породил целую индустрию. Курсы, тренинги, вебинары, препараты, тренажеры… Мы отдали этому часть нашей жизни, но на поверку оказалось, что не это главное в ней. А где же оно — главное в нашей жизни?

Как писал Сергей Аверинцев, XX век скомпрометировал ответы, но не снял вопросы. Мы живем во времена размытых ценностей, утраченных ориентиров. Нам не на что опереться. Заполнить эту пустоту вещами, деньгами, отношениями не удается. И мы покорно доживаем свой век.

И все же есть те, кому удалось выломаться из «матрицы». С ними случилось нечто запустившее процесс переоценки ценностей и полностью изменившее их отношение к себе и к миру. В чем тут секрет?

Мы способны выйти за пределы своего ограниченного существования. Способны думать о добре, истине и смысле. Не удовлетворяясь миром вещественным, мы ищем высшего смысла, высшей правды, высшего обоснования своей жизни. И обязательно его находим, если честно ищем.

Мир существует не в двух измерениях и даже не в трех. Есть еще Вечность. И в нас есть то, что обращено к ней. Счастье не впишешь в формулу «хороший дом, хорошая жена». Это история встречи с собственной глубиной и с Тем, Кто может нас наполнить.  Мы вдруг на 180 градусов изменяем свою жизнь. Такое происходит, если человек встречает на своем пути Бога. И происходит чудо.

К этой Встрече мы идем разными путями. Для кого-то это болезнь, для кого-то — потеря близкого человека, а для кого-то — трагичная история отношений с пороком, азартом, пьянством, наркотиками. Но для любого из нас, как когда-то и для апостола Павла, шедшего в Дамаск убивать людей, это всегда встреча с Христом.

Жизнь конечна. Важно успеть вернуть себе права на нее в отведенное нам Богом время. И жить. Жить с Богом. На этом пути нет вещей маловажных. По этому поводу митрополит Антоний Сурожский сказал однажды: «…все имеет меру вечности, и все имеет измерение безмерности*».

*Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь и молитва — одно. Электронный ресурс: http://www.mitras.ru/molitva/odno.htm (дата обращения 22 августа 2018 года).


Работает на Cornerstone