Тема

Смена империй. Кто управляет процессом?

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 67/Смена империй. Кто управляет процессом?
Смена империй. Кто управляет процессом?

«Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» (Пс 2:1) — этот древний вопрос сегодня звучит очень актуально. На повестке дня в сильных государствах проблемным вопросом стала миграция, в государствах более слабых — экономические вызовы и падение уровня жизни. СМИ распространяют информацию о локальных военных конфликтах и гибридных войнах. Одни объясняют это сменой общественной формации цивилизации, другие — системными кризисами общества, теория заговора возлагает вину за происходящее на олигархическую верхушку или секретные службы, тайно проводящие свою темную политику. Но как объясняет подобные кризисные времена Библия?

Хорошим примером духовного взгляда на историю цивилизации является Книга пророка Иеремии, написанная во время падения Иудеи от нашествия вавилонян в VI веке до н. э. Иеремия был свидетелем этих событий, он искал у Бога ответ на вопросы, почему это произошло и как жить дальше.

Иеремия был призван Богом на пророческое служение, и Он возвестил Божье Слово о времени суда: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1:10). Это было время, в которое Бог исполнил обещанное в Книге Второзаконие и лишил народ земли за его неверность завету с Ним, лицемерие и идолослужение. Действительно, религиозно-политическая реформа царя Иосии (см.: 4 Цар 22:1–23:28) привела к массовой религиозности, однако выросший в мировоззрении язычества народ воспринял ее как государственную патриотическую идеологию, при этом не мешавшую в быту поклоняться семейным богам¹.

Пророческое слово Иеремии к жителям Иудеи звучит грозно. Бог возвещает начало Своего суда. Суд приходит за то, что народ длительный период был неверен, не исполнял Божьих заповедей, и по этой причине неправда и несправедливость стали основой отношений между людьми. Господь описывает это так: «Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер 5:26–31).

Интересно, что библейские пророчества не приговор, в них заложена возможность отмены наказания. Возвещая суд, Бог неоднократно призывает Свой народ вернуться к Его заповедям, так как хочет для них благословения, а не проклятия, но народ не признает своей вины: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: “не пойдем”» (Иер 6:16). Если народ обратится к Нему, выпрямит свои пути, установит справедливый суд, будет держаться правды, будет милостив к обездоленным, тогда бедствие не случится. Возможность покаяния всегда открыта человеку сокрушенному и смиренному перед Богом, когда установления и заповеди Божьи он признает истинными и исполняет их — иногда вопреки собственным интересам. Библейские книги утверждают, что Господь управляет жизнью народа через установление нравственного закона: Он гарантирует народу благополучие при соблюдении закона и бедствие при отклонении от него.

Смена империй. Кто управляет процессом?

Далее Иеремия описывает уничтожение и разорение земли за неверие народа Божьего, причем разорители-вавилоняне выступают как инструмент суда: они исполняют Божью волю, сокрушая независимость и гордость Иерусалима: «И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей. Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста Господни — объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней?» (Иер 9:11–12). Слово Божье, посланное народу через Иеремию, не было услышано царем и знатью Иудеи, потому что оно шло вразрез с их политикой и желанием сохранить свою власть. Пророк предвозвещает им поражение и пленение халдеями в течение семидесяти лет, по прошествии которых суд, в свою очередь, ожидает и Вавилонское царство за его нечестие. Чаша ярости Господа изливается на все окрестные народы: «И будут пораженные Господом в тот день от конца земли до конца земли…» (Иер 25:33); «Истребляются мирные селения от ярости гнева Гос­подня. Он оставил жилище Свое, как лев; и земля их сделалась пустынею от ярости опустошителя и от пламенного гнева Его» (Иер 25:37–38). Бог в Книге Иеремии активно участвует в истории человечества и устанавливает Свои правила, выступая против тех правителей и народов, которые не исполняют принципов нравственной святости, справедливости и заботы об обездоленных, не признают Его господства.

Надо сказать, что подобные теоцентричные представления об истории характерны для многих библейских книг: Бог полагает принцип благословения земли через послушание Ему и соблюдение закона, предупреждает о последствиях отклонения от праведности, судит народ, посылая бедствия от соседних народов вплоть до лишения земли, изгнания и пленения.

Начиная с 27-й главы в пророчествах Иеремии происходят удивительные изменения. Исторически это совпадает с разрушением Иерусалима Навуходоносором в 587 году до н. э., с пленением и переселением аристократии в Вавилон. В Иудее остаются лишь земледельцы, чтобы следить за виноградниками и полями. В момент наибольшего уничижения еврейского народа Бог сеет в душах людей семена надежды на спасение в будущем: Он призывает евреев в плену строить дома, сажать плодовые деревья и рожать детей. Иеремия пишет переселенцам письмо, в котором ободряет их обещанием Бога вернуть их домой через 70 лет. В это сложно поверить посреди разрухи, гибели людей, ужасов войны и плена! Тем не менее Бог говорит: «…только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» (Иер 29:11– 14). Иеремия призывает примириться с пленением, но вместе с тем там, во враждебных условиях, сохранить упование на Бога, традицию веры и идентичность Божьего народа.

Понятно, что условия плена потребовали переосмысления практики поклонения Богу, ведь жертвоприношение и молитва в Храме прекратились. Как указывает Уолтер Бруггеманн, американский богослов и ученый, специализирующийся на Ветхом Завете, в этот момент коллективная религиозность уступает место традиции личного богопочитания, теперь личное познание Бога и Его закона важны для каждого, евреи находят способ сохранения веры в условиях угнетения и унижения². Бруггеманн выделяет три фактора, которые позволили евреям в тех условиях не только сохранить традицию, но и заложить основы иудаизма в той форме, в которой он существует и доныне.

Во-первых, народ осознал и принял факт пленения, люди переключились на режим выживания и сохранения веры — ради детей и внуков, которым спустя 70 лет предстояло вернуться на свою землю. Особую значимость в это время приобретают личные отношения с Богом, поиск Его присутствия в той реальности, в которой народу надо было выжить.

Во-вторых, народ Божий увидел перспективу иного будущего для своих потомков (см.: Иер 29–34): благословение Господом земли и народа, который от всего сердца слушается Господа и несет благословение другим народам. Именно такая вера и надежда помогала евреям преодолевать трудности.

В-третьих, в плену в народе сформировалась практика послушания и дисциплины: соблюдение субботы для личного и совместного поклонения Богу, справедливый суд и милосердие к бедным. Из Вавилона вернулся другой народ, с другим пониманием Бога.

Послание этой книги, считает Бруг­геманн, актуальное для своего времени, не теряет своей актуальности и сегодня, когда общество потребления все активнее противостоит христианским ценностям любви, справедливости, благотворительности, щедрости, милосердия. В те далекие времена происходила физическая и духовная борьба Иуды с Вавилоном, сейчас угнетение христиан как Божьего народа менее очевидно, оно осуществляется через доминирование экономических и материальных ценностей во всех сферах жизни общества. Верующие также попадают в этот своеобразный плен. И с этой точки зрения послание Иеремии, обнажающее подоплеку переживаемого верующими духовного кризиса, как никогда актуально. Иере­мия призывает нас обновить свою веру в Бога. Наш Господь являет Свою суверенность в истории, сокрушая власти и царства, разрушая все то, на что люди привыкли опираться: «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер 9:23–24).

1 Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета. Электронный ресурс: http:://azbuka.ru/istoriko-kulturnyi-kontekst-vetxogo-zaveta#Вавилонский_плен (дата обращения 20 августа 2018 года).

2 Bruggemann, W. Like fire in the bones: listening for the prophetic word in Jeremiah. — USA, Minneapolis: Fortress Press. 2006. Р. 189–212.

Работает на Cornerstone