Тема

Первая и последняя книги Библии—о свободе

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 67/Первая и последняя книги Библии—о свободе
Первая и последняя книги Библии—о свободе

Давайте поставим ряд вопросов в надежде, что, идя по их последовательности словно Тезей за нитью Ариадны, мы выберемся из лабиринта вещей на первый взгляд неочевидных, туманных, запутывающих нас, а зачастую и сбивающих с толку.

Итак, управляют ли люди миром? Способны ли они выстроить из «подручных средств» такой мир, который окажется миром, человеку дружественным, направленным на его рост, счастье, полноту жизни, безопасность, заботу о том, чтобы все лучшее в человеке развивалось?
Ответ: пока не знаем.

Второй вопрос: кто именно будет осуществлять такое управление?

Ответ: человек. Каждый раз — некоторый конкретный человек, принимающий на своем конкретном месте те или иные важные конкретные решения. Видимо, их сумма, сумма решений, принятых на своих местах конкретными людьми, всем их множеством, и будет определяющим фактором в вопросе о том, куда двигаться миру.

И еще вопрос: управляет ли человек самим собой? Или им управляют какие-то другие силы? Способен ли человек как таковой принимать разумные решения? А если нет, то почему он утратил такую способность? 

Прежде чем ответить на эти вопросы, хочу заметить, что мир, в котором сейчас живет человек, впервые за многое время, за долгий путь исторического развития почти полностью ушел от своего первоначального облика, созданного более высоким Разумом, чем человеческий. На сегодняшний день мы в основном живем в мире, спроектированном нашим собственным интеллектом, который на практике зачастую все более и более ориентируется не на бесконечные вещи, а на конкретную выгоду. Отсюда вытекает масса проблем.

В нашем мире больше не светит луна, в мегаполисах мы ее не замечаем. В этом мире больше не пасутся лошади, в нем человек не ориентируется на солнце, его заменили лампы. Люди все больше уходят от живого общения. Теперь мы общаемся по интернету и в соцсетях, не сидим у живого огня, созерцая пляску мудрого пламени. Мы все реже зовем гостей в дом, мы потеряли контакт с тайной деревьев, тайной цветка, нового места, новых земель.

Мы интересуемся авиакомпанией, условиями проживания в гостинице, количеством фотографий, которые делает техника в наших руках, но все это мир, который люди придумали сами, опираясь на возможности своего интеллекта, все более игнорируя То, что создало этот мир как великую Школу для развития человека.

Итак, вернемся к нашим вопросам. В этом слишком человеческом мире, замкнутом на себя, почти полностью отгороженном от глубинного Разума («Бог умер»), кто управляет человеком? Способен ли в этом мире человек управлять самим собой?

Ответ звучит довольно-таки неприятно: нет, не способен. Во всяком случае не больше, чем очень пьяный водитель способен к безопасной езде.

Мне скажут: вы преувеличиваете. Не думаю.

Нами управляют наши мысли. Но разве мы управляем нашими мыслями?

Либо мы управляем нашими мыслями, и тогда мы управляем собой, а следовательно, миром, либо мы не управляем нашими мыслями, и следовательно, ими управляет мир, а через них он управляет и нами.

И вот приходится признать, что мир катится куда-то сам по себе, подталкиваемый сумбурными, неконтролируемыми, противоречивыми, часто злобными и отчаянными мыслями, которые столь присущи современному человечеству.

Вы пробовали хотя бы в течение часа отдавать себе отчет в том, о чем вы думаете в метро, в пробке, во время ссоры, слушая последние пугающие новости о курсе рубля, о войнах на границах, о жутких убийствах и т. д.? И даже в ситуациях более щадящих способны ли вы отмечать, о чем вы думаете, я уже не говорю — контролировать?

Попробуйте. Возможно, вы сильно удивитесь, обнаружив, что ваш мыслительный процесс происходит без остановки, что одна обрывочная мысль следует за другой, что большинство из них рождены заботой, страхом, непониманием, гордыней, гневом, обидой.

А ведь именно сумма этих мыслей в сочетании с суммой наших эмоций и наших действий как их следствием и есть та сила, которая формирует лицо земли. И похоже, что сила эта неуправляема или почти неуправляема.

Мы постепенно выясняем, что жизнь с нами случается, что в реальности мы ничего не решаем — за нас принимают решения некоторые усвоенные нами правила поведения, некоторый набор мыслей, некоторые реактивные действия. Откуда они пришли? Мы не знаем. Можно сказать, что из социума, из общества, взяты напрокат, чтобы безостановочно крутиться (редко осознаваемо, чаще бессознательно) в нашей голове и определять наши слова и наши поступки.

Тот, кто пробовал управлять своими мыслями, знает, как это непросто. Как любая сильная эмоция уводит нас в сторону от беспристрастной мысли, от мысли глубокой, мысли мудрой. Силу, владеющую человеком, вопреки его воле, греки называли роком.

Человек потерял способность управлять собой. Когда же это случилось?

Собственно говоря, с этого начинается Библия, об этом рассказывает первая ее книга.

Впервые гармония человека, внутренняя и внешняя, была разрушена, как только Адам отказался от возможности опираться на Бога, на Свободу и Любовь, безмерно превосходящие его собственные ограниченные возможности (при опоре — практически безграничные), отказался следовать тому, что являлось Источником его жизни. Вся история сломанного автомобиля без тормозов и пьяного водителя началась здесь, одним простым действием. Человек впервые оперся на свою автономную, отделенную от любви и мудрости, мысль. Кстати заметим, что эта первая автономная мысль также не была его собственной — она пришла со стороны, от некоторой иррациональной духовной силы, силы демонической, названной в Библии змеем.

Завладев людьми, эта мысль — «сами будете, как боги» — привела к действиям, а те привели к обрушению первоначальной гармонии, в результате чего с людьми и миром произошли трагические метаморфозы, которые мы сегодня продолжаем углублять и переживать. В мир вошла смерть, вошли болезни, разлад полов, ненависть, утрата внутренней гармонии, тяжкий труд…

Как вы думаете, Адам их выбирал? Нет. А если нет, то о какой управляемости человека самим собой можно говорить?

Отказавшись однажды от открытости, от силы внутренней мудрости, взяв в поводыри автономную мысль, человек утратил возможность управлять своей жизнью, осуществлять выбор, и потянулась все менее управляемая земная история с ее убийствами, войнами, болезнями, морами, инквизицией, ядерным оружием, виртуальной техникой.

Вот о чем говорится в самом начале священной Книги. Вот откуда возникает в человечестве мысль о Спасителе. О Том, кто спасет человечество, не способное более управлять собой, утратившее свободу выбирать благое, создавшее такую детерминированную и трагически неуправляемую историю, из которой собственными силами человеку уже не выбраться. Это было ясно две тысячи лет назад.
Сейчас это уже не так ясно.

Сейчас мир, кажется, вступил в апофеоз событий, описанных в последней книге Библии — Откровении Иоанна, или Апокалипсисе. И если в первой книге была описана причина того, почему человек не управляет собой и миром, причина возникновения рока, то в последней —  последствия этого. Судороги земной истории и гибель мира. И одно событие связано с другим напрямую. Вся земная история протянута между этими двумя книгами священного повествования.

То, что спасет человека, должно быть выше обусловленного мира, выше законов земной истории, не должно принадлежать времени, законам рока и, в отличие от Адама, должно быть способно сказать: вот идет Сатана и во мне не имеет ничего (см.: Ин 14:30). Без Высшего человек не может быть самим собой, говорил Бердяев, он проваливается ниже зверя. Высшее нужно человеку для того, чтобы быть человеком.

Высшее «состоит из того», до чего смерти и року не дотянуться.

Апокалипсис, последняя книга Библии, — книга грозная, книга-предупреждение. Вещи, описанные там, мучительны, и они уже давно начали сбываться. Демонические, катастрофические силы набирают размах и мощь по мере развития человеческой истории. Казалось бы, люди обречены. Земная судьба человечества оказалась тупиковой.

Но Откровение Иоанна — также и книга великой надежды.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20) — вот что говорит Христос среди разгула демонических сил, среди вселенской катастрофы, среди всех, казалось бы, непоправимых бед, описанных автором-пророком. Войду и в мире и тишине сяду с вами за один стол, разделю вашу земную пищу, сделаю ее пищей Жизни вечной.

И так же, как вся немыслимая боль и сложность земных дел сводится в простой истории о том, как первый человек попытался опереться сам на себя (отрезанного от Высшей своей «части» — от Бога), на свою автономную мысль, так же и продолжение нашей личной и нашей общей судьбы зависит от простого поступка — от того, что я отвечу Страннику, совсем не грозно, а почти робко стучащему в дверь моего дома, в дверь моего сердца. От моего несложного решения, от моих негромких слов. Они могут быть такими: «Входи!» Или такими: «Что-то я ничего не слышу, да и не хочу слышать».

Высшее, сама Жизнь, стучится к нам тихо, почти незаметно. Его зов не похож на грохот войны или вопли телевизора. На истеричные вечерние новости. На бессмысленные и безудержные политические шоу. Для того чтобы различить Его присутствие и вновь обрести себя, надо прислушаться к себе самому и к Тому, Кто стоит  сейчас за дверью и стучится, расслышать Его тихий зов. И ответить на него.

 

 

Фото: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone