Читая одну из статей для этого номера, я нашла интереснейшие метафоры, описывающие нашу человеческую жизнь, — «эго-драма» и «тео-драма». Моя христианская жизнь, как я теперь понимаю, по большей части была эго-драмой, «спасением» в «зоне комфорта». Но Господь вмешался и послал мне знакомство, а потом и дружбу с одной еврейской семьей.
У матери этого небольшого семейства, как и положено, были три вещи — гениальный ребенок, муж шлимазл («человек, которому не везет» — идиш) и немного лишнего веса. По мере того как приходили в упадок мои идеи семьи и воспитания, амбиции и замыслы, в семействе жизнь шла своим чередом. Отец семейства успешно договаривался с тараканами, чтобы те освободили жилплощадь, мать азартно находила в себе и теряла предпринимательские таланты, пламенно любимое чадо поддавало жару обоим. Потом отец семейства, он был пожилым человеком с инвалидностью, умер. Это наше всеобщее будущее.
Не стало привычной внутрисемейной суеты. То, что раньше казалось обыденным, проявилось большой и горячей любовью, которая не кончается со смертью. Но надо было искать новые смыслы.
В этом семействе все было необычно — встреча, вера, рождение ребенка. Необычной стала и молитва вдовы к Господу. Она ушла с работы и попросила у Него друзей и семью, в которой были бы люди с инвалидностью, с трудностями социализации, адаптации к жизни — в том числе и к той реальной жизни, которую замыслил для нас Господь. Эго — огромнейшее препятствие на пути к такой жизни. Поэтому в числе друзей вдовы оказалась и я.
Появилось пространство, где, помогая друг другу, вместе стали работать и жить люди с инвалидностью и без. Жить им, конечно, нелегко, но их подкрепляют такие слова: «… те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. А те, которые кажутся наименее “почтенными”, их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые. Но Бог так соединил органы в теле, придав достоинство тем из них, у которых вне тела его нет (выделено мной. — Е. Г.), для того, чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге. И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются и все остальные …все вместе — Тело Христа» (1 Кор 12:22–27. «Радостная весть». РБО, 2000).
Кстати, эго — одна из самых неприглядных инвалидностей человеческой души. Конечно, трудно человеку жить без чувства превосходства, без привычных ненависти или презрения к кому-нибудь, трудно любить, принимать необычных людей, но, когда получается, это огромное счастье. Потому что, по замыслу Господа, все мы без исключения братья и сестры во Христе, только очень и очень многие еще не знают об этом. В этом узнавании — все наше будущее. Примем ли мы его?
Иллюстрация предоставлена Мариной Мень.