Тема

Труд. Смена парадигмы

Михаил Дубровский
Журнал/Архив/Номер 66/Труд. Смена парадигмы
Труд. Смена парадигмы

Одна из самых горячих тем при обсуждении жизни человека в будущем — соотношение работы и досуга. Дискуссия на эту тему продолжается уже не первое тысячелетие. Еще Аристотель говорил, что вопрос досуга — один из основных вопросов человечества. Людям всегда хотелось поменьше работать и побольше отдыхать. Для многих христиан грядущее Царство Божье представляется именно тем местом, где наконец уже не нужно будет трудиться. Освобождение от труда представляется благом людям с самым различным мировоззрением.

Вот несколько примеров. Уже в далеком от нас 1900 году драматург и нобелевский лауреат Джордж Бернард Шоу предсказал, что при достигнутых темпах экономического роста рабочие через сто лет будут трудиться всего два часа в день. В реальности рабочая неделя британцев в 2000 году составляла более 36 часов. В 1930 году английский экономист Джон Мейнард Кейнс утверждал, что поколение его внуков будет трудиться всего 15 часов в неделю, и считал, что свободное время станет главной проблемой человечества. Мы живем в то время, когда эти прогнозы должны были сбыться. И можем лишь грустно улыбнуться, пытаясь вставить очередное дело в наше перегруженное расписание.

Сегодня подобные предсказания повторяются. Уже на уровне министров звучат обещания четырехдневной рабочей недели в самом ближайшем будущем. Быстрые темпы развития «умных систем» обещают заменить человека во многих привычных профессиях. Как сообщает «РИА Новости», ссылаясь на данные исследований, эксперты практически уверены, что к 2024 году компьютеры лишат работы переводчиков, к 2027 году они заменят водителей фур, к 2031 году безработными останутся продавцы, а к 2049-му — даже мастера слова.

Но означает ли это, что у нас появится много свободного времени? Вот еще одна иллюстрация. Если английскому фермеру 1300 года, чтобы содержать себя, приходилось работать около 1500 часов в год, то в XIX веке заводской рабочий тратил вдвое больше времени, чтобы попросту выжить. В таких городах, как Манчестер, 70-часовая рабочая неделя — без отпусков и выходных — была нормой даже для детей. Конечно, с тех пор многое изменилось к лучшему. Однако «революции досуга» так и не случилось. И, судя по темпам нашей жизни, вряд ли случится в ближайшем будущем.

Но верна ли сама постановка вопроса? Действительно ли нужно стремиться к освобождению от труда? Возможно, обсуждать нужно не столько количество времени, которое проводит человек на работе, сколько наше представление о том, зачем человек трудится? Каков смысл нашего труда?

Традиционно мы воспринимаем труд как средство заработка: нам нужно заработать на жизнь, обеспечить образование детей, скопить денег для отпуска и т. д. Но только ли в этом состоит смысл труда?

Давайте задумаемся, когда человек начал трудиться? Согласно Священному Писанию, заповедь о труде Бог дал человеку… еще в раю! Во второй главе Книги Бытие мы читаем: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:15). Иными словами, труд — неотъемлемая часть нашего райского состояния! И я убежден, если так было в начале, так же будет и в конце человеческой истории. Иными словами, нет никаких оснований ожидать, что в Царстве Божьем нам не придется трудиться! Все дело в том, что, согласно библейской картине мира, труд не является наказанием за грех (как, к сожалению, думают многие), напротив, это дар Божий человеку, часть нашего богоподобия! Задумаемся: первое, что мы узнаем о Боге, это то, что Бог трудится! Первая глава Книги Бытие — это описание «рабочей недели» Творца. И человек — единственное творение, удостоившееся чести, подобно Богу, трудиться, преображая этот мир.

Через свой труд человек был призван воплощать замысел Божий о мире, а в процессе этого воплощения происходило бы и раскрытие потенциала, заложенного Богом в человека. Именно в труде по возделыванию земли человек совершал бы возделывание и своего сердца, преображаясь, все более и более становясь похожим на Творца. В результате грехопадения человеку приходится трудиться «в поте лица», преодолевать «тернии и волчцы» — борьба за выживание стала неотъемлемой частью труда. Однако грех не может отменить Божий замысел: труд по-прежнему остается благим даром Творца человеку, и, только трудясь, мы можем и должны подняться до сотрудничества с Богом и друг с другом в деле преображения нашего мира.

Нам нужно стремиться не к освобождению от труда, а к восстановлению его библейского смысла. Представление о труде как о сотрудничестве с Богом в воплощении Его замысла о мире позволит нам избежать крайностей, как трудоголизма, так и лени, получать радость от работы и наслаждаться досугом — независимо от того, сбудутся или нет очередные прогнозы относительно короткой рабочей недели и избытка свободного времени.

P. S. Автор этих строк хорошо понимает, что для большинства читателей их повседневный труд не более чем средство выживания. Большинству из нас действительно приходится много и тяжело работать, чтобы обеспечить более или менее приемлемый уровень жизни. Мы чувствуем себя втянутыми в бесконечную гонку, в которой невозможно выиграть. И зачастую нам просто некогда задать себе вопрос: в чем смысл моей работы, каков Божий замысел относительно того, чем я занимаюсь? Но ведь именно поэтому нам и нужна смена парадигмы: если мы сумеем взглянуть на свой труд глазами Творца, мы сможем вырваться из этого замкнутого круга. Работа перестанет быть нашим господином, но будет средством исполнения воли Божьей и реализации нашего потенциала. И это вполне возможно!

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone