Апостол Павел назвал Церковь Телом, подчеркнув, что подобно тому, как у каждого органа есть свое назначение, — так и у членов Церкви; как все органы тела связаны между собой в единый организм — так и члены Церкви: «Вы все вместе — Тело Христа. Каждый из вас — один из его органов и часть Тела» (1 Кор 12:27. Здесь и далее Новый Завет в переводе В. Н. Кузнецовой, РБО, 2000).
Эта метафора наиболее полно отражает идею целостности, общности, согласованности и полноты Церкви. Для христиан это вызов, потому что как Церкви нам еще предстоит явить миру пример единства и целостности. Что помогло бы нам достойно ответить на этот непростой вызов?
В частности, мы могли бы обратить внимание на некоторые из тенденций, которые проявляются в сегодняшнем мире, и осмыслить их в свете Св. Писания, потому что их допускает, а может быть, и запускает в мире Сам Творец в соответствии с Его замыслом относительно развития мира.
Одной из таких значимых для нас тенденций является органичность. Под ней подразумевается признание уникальной сущности каждого человека, важности его даров и предназначения. Такое признание масштабно разворачивается в сфере науки, бизнеса, в создании и устройстве организаций. Результаты исследования таких организаций уже представлены в книгах, в частности в работе Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». Он задается вопросом: «Под силу ли нам наладить более производительный, более осмысленный, более человечный процесс совместной деятельности?»* Автор приводит примеры, когда организации изменялись, уходя от жесткого иерархичного руководства, от подчинения людских ресурсов целям, в постановке которых люди не участвовали. Работающие в таких организациях разделяют общие ценности и привержены общему замыслу, они переживают признание важности даров и предназначения друг друга, сообща создают атмосферу открытости, здравомыслия, креативности. Автор предполагает, что таким образом разрешается противоречие «организм vs организация», так как организационная сторона начинает служить поддержанию и проявлению самой жизни, а функционирование исходит из «органической сущности».
Несмотря на то что именно Церкви прежде всего принадлежит категория органичности как принцип, как характеристика, как определение сущности и направление развития, мы зачастую не являем пример открытости, осмысленности, здравости. Иной раз можно видеть такую картину: если успеваем в служении — «заваливаем» семью, преуспеваем в бизнесе — расшатываем здоровье, строим церковь — теряем собственных детей. Где и как нарушается этот принцип органичности? Будучи отчужденными от самих себя, не имея полноценной связи с собственным телом, мы позволяем голове использовать тело для реализации пришедших в нее идей. В роли лидеров мы так же поступаем по отношению к общинам, не замечая неисцеленное состояние людей: «…многие из нас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор 11:30). Возможно, нам еще предстоит открыть новые грани того, что значит «рассуждать о теле» Христа, принесенном за нас в жертву. Возможно, удивительные открытия, которые совершаются сегодня в науках, исследующих человека, помогут нам еще лучше понять метафору Церкви как Тела.
Например, мы знаем, что в теле человека более 75 трлн клеток. И каждая имеет свое собственное сознание — когда-то это было гипотезой, но с распространением квантовой теории это признано как факт. При этом деятельность каждой клетки направлена на интересы организма в целом и абсолютно согласована с остальными участницами сообщества. Клетки не спорят, не воюют друг с другом, не борются за право первенства, не делают вообще ничего исключительно в своих интересах (мы говорим, конечно же, о здоровых клетках). Не делают этого и органы, но, наоборот, стоит какому-то органу ослабеть в своей функции, как другие органы и ткани тут же включаются с компенсацией (берут часть нагрузки на себя).
Скольких ненужных конфликтов, боли и разделений могли бы избежать верующие, мысли они себя частью единого Тела! Часто мы и не замечаем, как теряем людей. Приведу лишь один из многочисленных примеров таких «издержек»: отсутствия в церкви нужного понимания собственной «телесности». Однажды я познакомилась и разговорилась с верующим по имени Андрей — позитивным, деятельным! Но каждый день он переживает сильные боли в позвоночнике. Что такое каждодневная боль? Она выматывает, забирает жизненную энергию, может погрузить в депрессивное настроение.
Я проявляю в разговоре искренний интерес и эмпатию, Андрей разворачивается вслед за моим вниманием как подсолнух за солнцем и рассказывает историю своей жизни и болезни. Он в братстве — среди таких же мужественных и сильных. И я спрашиваю его: «А как ты с этим справляешься? В твоем окружении тебя кто-нибудь спрашивает: “Брат, ты как? Что чувствуешь?”» Он отрицательно покачивает головой. По его реакции видно, что ему таких вопросов очень не хватает. Не потому, что он слабак, но потому, что разговор о своем состоянии — это один из способов справляться с ним. Таких разговоров нет не потому, что рядом черствые люди. Просто они научены верить, пробиваться и побеждать! Но не научены признавать важность чувств и переживаний, эмпатии и эмоциональной поддержки. Они не знают о «компенсаторной» функции и не умеют ее выполнять. При таком положении вещей «выживают сильнейшие». Андрей не в претензии к своим братьям, и, дай Бог, однажды они все-таки откроют органичность как собственную ценность. Но не все выстаивают в ситуации одиночества в боли, отсутствия необходимого понимания и поддержки. Если бы мы по-настоящему ориентировались в церковной жизни на жизнь Тела, потери скольких «бойцов» можно было бы избежать! Уповая на Господа как Целителя и рассчитывая на сверхъестественное исцеление, мы часто упускаем из виду исцеляющий потенциал взаимоотношений.
«Органическая» сущность взаимоотношений заложена в нас Богом, с ней соотносится и сочетание наших даров. Но, даже если мы еще многого в этом не понимаем, нам уже сейчас ничто не мешает видеть человека в церкви сквозь его органическую функцию (то есть сопоставляя его жизнь в церкви с нашими знаниями о функционировании органов, тканей, клеток в теле) и задаваться вопросом: на что он чаще всего реагирует, что естественным образом все время старается делать, что привносит с собой в общность? Отвечая на эти вопросы, мы во многом переставали бы раздражаться на наших ближних, понимая, что, действуя странным или неприятным для нас образом, они на самом деле пытаются так служить. Мы смогли бы принять друг друга как важную часть нашей собственной жизни. Если мы в одном Теле с одной Главой, то воевать с кем-то — это воевать против себя (о чем писал Иаков). Осознание своей ограниченности и взаимозависимости, своей уникальности и ценности приведет нас к большей заботе о самих себе и друг о друге, а в идеале — к той любви, благодаря которой мир увидит в нас учеников Христа. Церковь, наполненная здоровьем, радостью, осознанной жизнью, — какая захватывающая и вдохновляющая перспектива для Тела, заданная Главой! Движение к такой цели стоит наших размышлений и усилий, ведь, познавая «тайну Тела», мы сможем осознанно участвовать в раскрытии невероятной глубины замысла Творца — «все, что есть на земле и на небе, соединить воедино в Христе, во главе с Ним»! (Еф 1:10). *Лалу Ф. Открывая организации будущего. Иллюстрированное путешествие в мир организаций нового типа. — М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2017. С. 176.