Тема

Искусственный интеллект в человеке и в машине

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 66/Искусственный интеллект в человеке и в машине
Искусственный интеллект в человеке  и в машине

Все чаще в телепрограммах и других СМИ говорят о создании искусственного разума, определяют сроки его возникновения, обнародуют сенсационные события, связанные с его становлением. Вот интеллектуальная машина обыграла гроссмейстера в шахматы, но не может обыграть соперника в нарды, потому что там почти бесконечное число вариаций. Но вот приходит сенсационная весть, что машина обыграла противника и в нарды тоже, и вообще, кажется, скоро наступит ее век.

Выдвигается множество предположений о том, как сложатся отношения между умными роботами и человеком, — тема, давно открытая фантастами, сегодня стоит на пороге совсем не как фантазия писателя-футуролога, а в качестве наступившей реальности. Слышны советы относиться к таким машинам с почтением и любовью, тогда, дескать, и они не будут нападать на человека, не попытаются захватить власть над человечеством, а так же ответят людям почтением и любовью.

Действительно, сегодня именно умные машины принимают во многих сферах решения за человека, то есть именно машине человек предоставляет право выбирать, как ему, человеку, себя дальше вести; и все, кто пользуется навигаторами, меня поймут — именно машина решает, ехать вам направо или налево, по тому маршруту или по этому. Обратим внимание, что сегодня все сферы жизни и социума — банковская, промышленная, космическая, военная — оснащены такими «навигаторами», и уже не человек с его «медленным мышлением», а именно они принимают решения, от которых может зависеть сама судьба человечества на Земле.

Тем не менее все сходятся в том, что искусственный интеллект еще не создан. Что — на пороге, что вот-вот, но пока еще не создан, пока еще чего-то ему не хватает, чего-то недостает.

Сейчас я хочу сделать одно утверждение, которое поможет увидеть ситуацию с несколько иной точки зрения и, возможно, позволит внимательнее рассмотреть возникшую проблему.

Утверждение это звучит так: искусственный интеллект давно уже создан и сформирован. Но носителем его на сегодня является не «умная машина», а сам человек.

Для того чтобы пояснить это высказывание, мне придется совершить некоторый экскурс в духовно-материальную историю человечества.

Как мы знаем, первый человек по описанию древнейших книг и, конечно же, Библии отличался своими возможностями от нас с вами. Его способ общения с миром был не такой, как у нас сегодня. Машин у него не было, и, наверное, не потому, что мы стали умнее его и их создали, а потому, что они ему были не нужны.

Первые люди, как мы знаем, жили в некотором духовно-материальном «месте», которое священные книги называют земным раем, или Парадизом. С остальными обитателями этого мира у людей была гармоническая связь, данная им свыше. В таком мире не было ни конфликтов, ни боли, ни спешки, ни слез, ни смерти. Первые люди находились в постоянном контакте со своим Божественным источником, Истина говорила с ними сердцем к сердцу, Она же наполняла их превозмогающей жизнью, любовью и мудростью. Чтобы немного приблизиться к пониманию возможностей, которыми первые люди обладали, мне кажется, будет вполне корректным рассмотреть способ контакта со средой Богочеловека Иисуса.

Он мог накормить несколько тысяч человек, практически не имея в Своем распоряжении еды, Он мог остановить разыгравшуюся бурю, перейти большое озеро, если это было надо, Он мог излечить больного, воскресить умершего, узнать мысли человека на расстоянии. Он мог понять, что «внутри человека». Причем Он несколько раз подчеркивал, что это Его нечеловеческое могущество на самом деле вполне человеческое. Когда надо было накормить несколько тысяч человек, Он не сказал ученикам: ну-ка посторонитесь, Я сейчас сотворю чудо, нет, Он сказал ошеломительные и непонятые учениками слова: вы дайте им есть. Он знал, что это возможно, и хотел, чтобы и ученики это поняли. То же самое происходит и в том случае, когда Петр просит Его выйти из лодки, казалось бы, о ненужном, о некотором бесполезном фокусе: повели мне идти к Тебе по воде. Иисус не говорит: Петр, у тебя есть лодка, Он, к моему удивлению (речь идет о первых моих прочтениях Евангелий), говорит Петру: иди! И тот идет.

В дальнейшем Учитель добавляет: все, что Я делаю, и вы сможете делать, и больше этого сможете.

Позволим себе предположить, что первые люди еще не забыли своих изначальных человеческих возможностей, они еще обладали тем духовным могуществом, которым потенциально обладаем и мы, но если мы забыли о своей перво­зданной природе и ее ресурсах, то они ими пользовались.

Так или иначе, центр могущества человека, так же как и центр его любви, гармонии и бессмертия, располагался в глубине самого человека — там, где он соприкасается со Всем, находится, как Иисус, в постоянном контакте с Отцом. Вот где был источник небывалых возможностей человека, его силы, его бессмертия. В смирении и единстве с Высшим. Там, где нет ничего, что можно было бы взять в руки, взвесить, определить форму, «использовать», превратить в концепцию.
Что же происходит дальше?

Дальше в результате духовного космического повреждения (грехопадения) начинается процесс «выворачивания» человека. Он все больше (хотя и очень медленно) отходит от своего духовного Центра и все интенсивнее смотрит «наружу». Забыв о своих возможностях, теперь он ищет способа их компенсации при помощи того, что расположено не в точке истины, в глубине глубин его человеческого сердца, а в «отвердевшей», утратившей гармонию природе.

Человек включает в работу свою важную, но не важнейшую часть — ум, интеллект. Возникают первые орудия, потом первые машины. Их возникновение воодушевляет людей, все более забывающих, кто они такие, и побуждает дальше перенести центр тяжести своей жизни именно на интеллектуальные способности. И начинается эра машин-протезов.

То, что было сокрыто у человека внутри, возможность творить всякие чудесные вещи и деяния, отходит на второй план, а интеллект, ставший новым богом, находит способ компенсировать утраты этого потенциала, конструируя машины. Исцеление при помощи молитвы и любви заменяется отраслью медицинской промышленности, воскресение — созданием морозильных машин, отправляющих человека в будущее, стремительное перемещение в пространстве — самолетами и т. д. и т. п. Сначала машины-протезы заменяли силовые физические органы человека, потом вошли в сферу эмоций — кино, компьютер, секс-роботы… теперь наступила эпоха создания мыслящей машины.

Но дело в том, что, претерпевая свою эволюцию, делающую все больший упор на технологии, человек менялся и продолжает меняться. Разрабатывая свои низшие (хоть и удивительные) способности, он постепенно приспосаб­ливался к тому машинному миру (а теперь и к виртуально-машинному), который сам же и создал. Все взаимосвязано. Изобретая машину, человек начинает эту же машину и обслуживать, приспосабливать свои функции к ее функциям. Я не буду вдаваться в подробности — мысль в общих чертах ясна.

Так вот, выйдя на рубеж создания искусственного интеллекта, в силу названных причин обыденный человек обыденного социума вполне созрел для создания в себе той сферы обусловленной интеллектуальной деятельности, которую мы сегодня вправе назвать искусственным интеллектом. И сделал это человек с собой, не углубляя свои возможности, полученные им от Творца, а как раз отсекая их от себя, уходя от собственного богатства в сторону, обедняя себя, «обтесывая» себя до некоторой функциональной детали, которой он все больше и больше становится в современной машинно-виртуальной цивилизации.

Интересы практического человека, активного деятеля социума все дальше и дальше уходят от вещей неконкретных, все больше сосредотачиваются на функциях, обслуживающих первичные, биологические инстинкты человека, — еду, здоровье, продолжение рода (секс), насыщение, дом, доминирование. Интерес к «вещам» вечным гаснет с каждым годом, интерес к вещам ограниченным — власть, слава, деньги, работа, успех — растет с каждым годом вместе с их «наглядной» ценностью. Искусство современной цивилизации подстраивается под новые приоритеты. Говорить о Боге в современном обществе стало смешно, если не неприлично. Человеческий ум в основном ограничил себя на сегодня конкретным, прагматическим, измеримым. Тем, что можно и желательно сформулировать и просчитать. А потом потреблять. Естественно, что такой человеческий ум, концептуальный и конкретный, оказывается вполне соотносимым с так называемым искусственным интеллектом. Одно соответствует другому, одно заточено под другое. Это, можно сказать, два взаимопорождающих объекта.

С печалью можно констатировать, что человек современный «созрел» до искусственного интеллекта.

Человек, низведший себя до состояния «протеза» в мире протезов, вполне готов создать интеллектуальный протез под стать своему «протезному» интеллекту точно так же, как прежде он создавал протезы физические.

Но есть одна катастрофическая препона для этого неконтролируемого, ведущего в тупик процесса. И препона эта — человеческая природа, пришедшая Свыше. Она с нами. Она — в нас. Она не погибла.

Сейчас я скажу, чем отличается интеллект от сознания. Интеллект располагается в мире причин и следствий, в мире больного времени, в мире концепций и форм. Все,  чем оперирует интеллект, обладает формой, числом, знаком. Уберите эти три вещи, и ему будет нечего делать, не за что зацепиться. Даже мысль обладает формой, но духовное начало формой не обладает.

Все компьютеры работают на двоичном коде. Это мир конкретных форм.

Человек создан так, что в нем помимо мира форм, числа и закона живет внеформенный, вневременной, внепространственный мир, который мы можем назвать присутствием Высшего в нем, образом и подобием Бога, дыханием Творца, а также — любовью, вдохновением, источником гармонии, началом всего. И при условии, что такой мир предшествует мысли, мы и сейчас можем быть блаженными божественными существами. Но если человеческая мысль предшествует этому миру, то мы начинаем строить дорогу в ад.

Это как раз и есть та главная область в человеке, которая делала Адама существом почти всемогущим, не нуждающимся ни во власти, ни в машине, ни в обладании. Его, этот сокровенный мир, невозможно назвать точно, как невозможно определить при помощи слов Бога, но все лучшее, глубокое, любящее и истинное берет начало как раз из этой «части» человека вне форм, приходит оттуда.

Это тот мир, который делает нас людьми в глубочайшем смысле этого слова, существами, еще не высохшими до собственного «искусственного», ограниченного прагматикой, временем и причинно-следственной связью интеллекта.

Машине вертикальную вневременную составляющую человека — то измерение вне формы, где он связан через молитву или молитвенную деятельность с Творцом, где он является собственно человеком, — не взять. Тот импульс, что бросал подвижников на колени перед Любовью, заставлял людей, даже неверующих, вытаскивать тонущего, рискуя жизнью, совершать высшие действия в своей жизни: жертвенную любовь, подвижничество, истинное служение людям до «полагания жизни своей за братьев», — машине, даже самой интеллектуальной, этот импульс неведом. Однако мы, люди, родом как раз оттуда. Из святого Нечто. Из чистоты и любви.

Я не против машин, когда они работают на человека, но я против функции человека как оператора, обслуживающего машины.

Итак, мы стоим перед выбором: либо мы возвысимся над собственным искусственным интеллектом и вспомним, кто мы на самом деле, либо произойдет то, что предречено во многих фантастических романах и прогнозах футурологов, — мы погибнем как божественные существа, и если не навсегда, то, во всяком случае, на данном этапе цивилизации.

Впрочем, в любое время и в любой катастрофе, хоть и не столь виртуально-утонченной, как сегодня, всегда оставался «остаток» — те люди, которые на свой страх и риск противостояли попыткам умалить или духовно уничтожить человека.

Сегодня каждый из нас стоит перед таким выбором.

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone