В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» есть эпизод, когда князь Мышкин и Рогожин беседуют о картине Гольбейна «Мертвый Христос в гробу». И князь под впечатлением внезапной мысли вдруг кричит: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!»
С ним согласен и другой герой романа, Ипполит: «Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все подчинено... Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть Свой образ накануне казни, то так ли бы Сам Он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?»
Достоевский увидел картину Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» в Базеле в 1867 году, когда, измученный болезнью и преследуемый кредиторами, бежал в Швейцарию из России всего через два месяца после свадьбы. На Достоевского картина произвела неизгладимое впечатление, которое потом нашло отражение в романе «Идиот».
Действительно, картина Ганса Гольбейна производит жуткое впечатление и даже вызывает отторжение у многих зрителей. Изображения умершего Христа в истории искусства бывали и раньше, но традиционно художники придавали Спасителю величественный образ, успокоенный от страданий, изображая Его в момент снятия с креста или при положении во гроб. Образы Распятия часто бывали натуралистичны, с нарочито искаженными чертами, хотя в период Средневековья преобладал образ прекрасного, благородного, героического Богочеловека, принимающего человеческую смерть с божественным бесстрастием и величием.
Но Гольбейн изображает Христа во гробе принципиально иначе, чем все его предшественники. Прежде всего необычен формат картины, узкой и вытянутой по горизонтали, ее параметры — 30,5 на 200 см. Но это объяснимо замыслом художника показать человеческое тело в натуральную величину без единой лишней, отвлекающей детали. Перед нами не просто мертвый Христос, но человек, одинокий в своей смерти. Вокруг нет никого — ни людей, ни ангелов. Видно, что Он перенес неимоверные страдания, изранен, на его теле — следы бичевания и падения под тяжестью креста, синяки и кровоподтеки, глаза его полуоткрыты, на бескровных губах словно застыли оборвавшиеся слова: «Отче! Зачем ты Меня оставил...» Существует легенда, что моделью для мертвого Христа Гольбейну послужил неизвестный, утонувший в Рейне.
Что же этим хотел сказать художник? Многие люди, не только герои Достоевского, считали, что здесь показан триумф смерти, что изобразить с таким натурализмом мертвого Христа, показав тело Его как труп, можно только не веря в Воскресение. Но так ли это? Кем был Ганс Гольбейн — безбожником или глубоко верующим человеком?
Ганс Гольбейн Младший (1497– 1543) принадлежал к династии знаменитых немецких художников эпохи Реформации. Его отец и старший брат Амброзиус были живописцами, занимались они также ювелирным делом и гравированием. На формирование личности Ганса Гольбейна Младшего повлияло общение с величайшим ученым-гуманистом того времени Эразмом Роттердамским, а также знакомство с трудами Мартина Лютера.
В 1515 году Ганс Гольбейн и его брат переехали в Базель, где и познакомились с Эразмом Роттердамским и его трудами, в частности с «Похвалой глупости». Братья сделали для этой книги 80 рисунков, которые очень понравились автору. Десять дней Эразм внимательно рассматривал их. И впоследствии эта книга стала издаваться только с рисунками братьев Гольбейн. В Базеле Ганс Гольбейн написал прекрасный портрет Эразма Роттердамского, создал десять картин, посвященных страстям Господним, фрески в новой ратуше, расписал органные дверцы в местном соборе, алтарный складень для фрейбургского собора с образами Рождества Христова и Поклонения волхвов и другие произведения. Также среди наиболее известных его работ — серия иллюстраций к немецкой Библии Лютера.
Между тем в Швейцарии назревала война, и в 1526 году Гольбейн вынужден был уехать в Англию. Там он находит радушный прием у Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо. В Англии Гольбейн пишет в основном портреты — Томаса Мора, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, короля Генриха VIII, его домочадцев и придворных и других — и в этом искусстве достигает необычайных вершин. В портретах художник показал себя как острого и объективного наблюдателя, воспроизводившего с удивительной точностью не только физические особенности внешности, но и духовное своеобразие личности.
Около 20 лет Гольбейн жил между Лондоном и Базелем. В это время в Швейцарии происходили события, которые чрезвычайно волновали его (Реформация, общественные брожения, борьба идей), а в Англии были работа, семья.
В 1543 году, между 7 октября и 29 ноября, Ганс Гольбейн умер от чумы, свирепствовавшей в то время в Лондоне.
Итак, вернемся к картине «Мертвый Христос в гробу». Гольбейн написал ее в 1521 году, в так называемый первый базельский период, когда он активно общался с Эразмом Роттердамским и читал немецкую Библию Лютера. Художнику нет еще и 25 лет.
По мнению многих исследователей, эта картина свидетельствует о безбожности автора, его Христос напрочь лишен божественности, это всего лишь человек, смертный и тленный. Но такое объяснение слишком примитивно для человека той эпохи, которая провозгласила Священное писание мерилом истины, тем более для молодого художника, захваченного новыми идеями приблизить Бога к человеку. Читая Библию и даже иллюстрируя ее, Гольбейн хотел глубже понять парадоксальность Благой Вести, понять и изобразить ее суть, чтобы передать все это другим. Один из главных парадоксов Евангелия — страдания и смерть Сына Божия. Этого не могли понять даже ближайшие Его ученики. Когда Христос стал говорить им, что Сыну Человеческому надлежит пострадать, претерпеть распятие, смерть и воскреснуть на третий день, Петр стал прекословить Ему: да не будет этого с Тобою! И Спаситель ответил ему: «...отойди от Меня, сатана, потому что думаешь не о том, что΄ Божие, но что΄ человеческое» (Мф 16:23).
Итак, в логике Петра, вполне нормального человека, любящего своего Учителя, — не желать Ему страданий и смерти. А у Христа логика другая, и Он о ней говорит так: «...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24). И Ганс Гольбейн, как внимательный и вдумчивый читатель Писания, это хорошо понял. И своей картине он показал смерть в ее реальности. Ведь для того, чтобы воскреснуть и победить смерть, Христу нужно было умереть. Смерть на этой картине показана как предельная точка уничижения, кенозиса (умаления) Христа, как предельная точка вочеловечения Бога. И тлен стремится завладеть Им (все-таки прошло почти три дня), это-то и показывает Гольбейн. Однако парадокс состоит в том, что смерть над Ним не имеет власти. Но не в том смысле, что тело Его остается юным и прекрасным, а в том, что Жизнь побеждает при всех внешних признаках смерти. В этом-то — непостижимость и подлинное величие чуда Воскресения. Невозможное становится возможным. Гольбейн, видимо, хотел, чтобы его зрители, ужаснувшись всемогуществу смерти, не жалеющей никого, даже Сына Божия, поверили и в то, что Божественная Любовь сильнее, что она способна тленное сделать нетленным, мертвое — живым. К тому же для молодого Гольбейна было важно самому понять, что если смерть Христа была реальной, не призрачной, настоящей, то и Воскресение столь же реально и подлинно.
Победа Христа совершается не с небес, а с земли, из гроба, из реальности смерти, как поет Церковь в Пасхальную ночь: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав». Смерть, тление побеждены, жизнь торжествует.
ФОТО: Wikipedia.org