Книга Иова — одна из жемчужин Библии. Непревзойденные художественные, поэтические достоинства сочетаются в ней с глубоким содержанием, с постановкой вечных, трудноразрешимых вопросов бытия.
Пережив неисчислимые потери и страдая от ужасной физической болезни, Иов тяжко томится и вопрошает Бога: за что постигли его такие беды и страдания? Ведь он избрал путь непорочности и праведности.
Иов выставляет перед Богом все свои добродетели: справедливое отношение к слугам, заботу о бедных, сиротах, вдовах, странноприимство, отсутствие желания отмщения врагам. «Я был глазами слепому и ногами хромому: отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно», — подчеркивает он (Иов 29:15–16).
В то же время Иов предстает перед Богом не как гипсовый или лакированный святой. Он не сдерживает себя, не прячет свои эмоции и мысли, но говорит то, что пришло на сердце и ум. Характер Иова не лишен противоречий. Иов безропотный и покорный говорит: «Господь дал, Господь и взял… да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). В последующих главах является иной образ Иова. Этот Иов высказывает претензии Богу, доходя до горячего спора: «…объяви мне, за что ты со мною борешься? … Хотя знаешь, что я не беззаконник… зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня» (Иов 10:2, 7, 18).
В предельной искренности и чувстве безысходности Иова возникает его мятежный дух. Друзья Иова, нелишенные высокой мудрости, анализируют его страдания с точки зрения традиционной логики. Их логические рассуждения не удовлетворяют Иова. Он порывается к Богу, ожидая ответа от Всемогущего.
Ответ приходит. Довольно странный с позиции рациональной логики. Налетает сильная буря. На фоне бурного ветра звучит голос Господа. Иов, возможно, ожидал, что Господь будет говорить о воздаянии праведнику, о славном воскресении. Но такие прямолинейные ответы не прозвучали из Божьих уст. Вместо того Бог призвал Иова взглянуть на величественные картины вселенной и на землю, наполненную удивительными созданиями. «Где был ты, когда Я полагал основания земли?» — говорит Господь Иову. — «Можешь ли связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?» (Иов 38:4, 31–32). Бог явил Иову Свое присутствие в силе и могуществе. Настроение Иова кардинально меняется. Глубокое смирение и трепетное благоговение нисходят в его душу. Сокрушенный Иов свидетельствует: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5–6). Эта многозначительная фраза говорит о том, что Иов сделал великое открытие, он поднялся на новую ступень познания Бога. Если ранее его понятия о Боге были порождением ограниченного человеческого разума, то теперь его озарило откровение свыше. И вот парадоксальная неожиданность! Иов вопрошающий и бунтующий оказался ближе к Богу. Всплески ропота Иова не убавили его праведности перед Богом. Потому как в этом проявилась неподдельная жажда добра, высшей справедливости и совершенства. Явление Бога-Творца убедило Иова в том, что существуют тайны Божьего промысла, которые не поддаются логическим объяснениям и не соответствуют традиционным подходам. К ним можно прикоснуться только верою. Непостижим до конца Бог-Творец в необъятной вселенной. Трудно постичь во всей полноте и Бога-Промыслителя в судьбах людских.
Можно ли считать Иова прообразом Христа? Прямые параллели вряд ли возможны, но косвенно терзания Иова в определенной мере созвучны переживаниям и мукам Христа. Пророк Исаия в знаменитой мессианской главе называет Христа «мужем скорбей и изведавшим болезни» (Ис 53:3). Христос страдал не призрачно, но реально: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти…» (Евр 5:7).
Издревле человечество ищет избавления от страданий. Философы, ученые, психологи, религиозные проповедники озабочены поиском целебных средств для искоренения того, что так мешает человеку на жизненном пути. Пришел ли Христос на землю для того, чтобы избавить людей от страданий? Он помогал страждущим, исцелял больных, воскрешал мертвых, показывая тем самым Свою небесную власть над человеческой немощью. Однако Христос не удаляет слезы, скорбь и страдание с лица земли. Не проповедует Он и уход от страданий, но совершает то, что не под силу мудрым, искусным и сильным мира сего, — преобразует страдание в победу. Своим вхождением в мир скорбей Сын Божий наполняет страдание высшим смыслом. Мы жаждем получить от Бога полное прекращение скорбей, желая увидеть в Нем только Целителя. Он же делает нечто большее со Своими последователями. Ученики Иисуса Христа становятся соучастниками Его страданий.
Образ Мессии у пророка Исаии многозначен. Он вбирает в себя не только собственно Личность Мессии, но и образы страдающего Божьего народа и отдельных праведников (см.: Ис 53). Не случайно священник Александр Мень на вопрос слушателя «За что страдают невинные?» дал неожиданный ответ: «За наши грехи».
Когда Христос в муках умирал на голгофском кресте, среди потока поношений и грубых насмешек прозвучало слово доброго свидетельства в адрес Страдальца: «…истинно человек этот был праведник» (Лк 23:47). Римский сотник, так же как и разбойник, убедился в том, что Иисус страдает несправедливо. Судьба праведника отнюдь не безоблачна. Жизнь показывает, что чем святее и праведнее человек, тем больше на его жизненном пути скорбей и лишений. Праведники следуют за Христом. И разделяют судьбу Христа в той или иной степени. Их личная боль и страдания напоминают окружающим о Господе Иисусе Христе, Великом Страдальце за грехи мира.
Кто более всего страдает на земле? Как правило, это лучшие представители человеческого рода. Кто одолевал величайшие творческие вершины? Тот, кто изведал глубину страданий. Что стало бы с человечеством, лишись оно благословенной школы скорбей? Нет никакой телесной боли, только полное довольство и абсолютная сытость. Все потускнело бы и померкло на земле, воцарились бы скучное, тупое равнодушие, беспредельный эгоизм. Общество скатилось бы на грань вырождения, ибо человек теряет в таком случае духовную чуткость и жажду искания Бога. Все великое рождается из мук. Возможно ли спасение души без покаянного плача? Скорбь и страдание — неизбежный удел земного бытия и путь к поиску Бога. «Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертью лиц или потерею вещей нужных»*, — такое суровое замечание сделал известный духовный наставник Феофан Затворник.
В душераздирающих речах и воплях Иова сконцентрирована вся боль мира, вся скорбь. Наличие всеобщности мировой боли констатирует апостол Павел: «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). Любой житель Земли, как потомок Адама, несет частицу мировой скорби и страданий. А человек праведный, следуя по стопам Христа, несет крест скорбей по праву ученичества.
*Цит. по: Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. [Электронный ресурс] // Предание.ру. Медиатека. https://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/71628-put-ko-spaseniyu/ (дата обращения 21.02.2018).
ФОТО: Wikipedia.org