И стория протестантизма знает немало стойких людей, твердо исповедовавших свои убеждения. Однако Джордж Фокс, основатель Общества Друзей, или квакеров, стоит особняком — трудно найти человека, на долю которого пришлось бы столько внутренних страданий и внешних гонений.
Джордж Фокс родился в 1624 году в английской деревне Дрейтон-ин-Клэй в семье ткача. С детства он отличался созерцательным характером, родственники даже надеялись, что он станет священником. Однако Фокс стал подмастерьем у сапожника и скотовода. У молодого работника был большой интерес к вопросам веры, и он начал общаться с учеными священниками и мирянами англиканской церкви. Довольно быстро бескомпромиссный юноша разочаровался в них — Божьи люди, по его мнению, не должны злоупотреблять алкоголем. Когда разочарование стало нарастать, Фокс, по его свидетельству, услышал внутренний голос, который велел ему отречься от мира и привычного образа жизни, и девятнадцатилетний подмастерье покинул свою деревню.
На дворе был 1643 год, бушевала Английская революция. Неспокойная обстановка, от которой некуда было деться, и внутренние сомнения довели Фокса до депрессии. В таком состоянии он вернулся через год в родную деревню и обратился за помощью к местному священнику. Тот в итоге счел его сумасшедшим. Фокс продолжил свои странствия, время от времени обращаясь к священнослужителям. Те не могли помочь человеку, страдающему депрессией: кто-то предлагал попробовать табак, кто-то — кровопускания. Но единственное, что помогало Фоксу, была Библия. Узнав, что есть группы, в которых ее читают более усердно, чем в государственной церкви, Фокс попытался примкнуть к ним, однако и тут были сложности.
На пике своего душевного и духовного кризиса Фокс, по его словам, услышал голос, напомнивший ему о Христе, который может понять все. Фокс считал, что испытания были посланы ему затем, чтобы он воздал славу одному Богу — никто из людей не может так утешить, как Господь. Депрессия отступила, на смену ей пришла спокойная уверенность. Фокс переосмыслил современную ему христианскую практику и пришел к тому, что не нужны ни ритуалы, ни обряды — важен лишь «внутренний свет», «искра Божья», который есть в каждом человеке, его важно только открыть. Это не разум или совесть, это способность принять присутствие Бога и быть водимым Святым Духом.
В 1647 году Фокс решился заявить о своих взглядах в баптистской общине, а потом и в других местах. Вокруг него появился кружок последователей, которые называли себя детьми света, друзьями истины или просто друзьями — до сих пор община квакеров имеет такое официальное название. Последователи Фокса разделили его страннический образ жизни. В 1649 году к власти после казни короля Карла I пришел Оливер Кромвель, а в религиозной жизни начался период кальвинистского пуританизма, когда религиозным диссидентам было несладко. На Фокса, вынесшего внутренний кризис, обрушились внешние проблемы — зачастую проповедь Фокса и его последователей заканчивалась побоями. Вмешались и гражданские судьи, которых раздражал бескомпромиссный проповедник, обличавший в том числе и действующие власти. В 1650 году судья, услышав заявление Фокса о том, что он «трепещет при слове Господа», назвал его последователей квакерами (англ. quake — «дрожать»), то есть дрожащими. Дополнительные неприятности принесли Фоксу его позиция радикального пацифизма (ни при каких условиях не браться за оружие), категорический отказ от клятв и присяг, а также отказ кланяться кому-либо и снимать шляпу.
Началась жизнь, полная систематических преследований со стороны толпы и властей, которые постоянно сажали его в тюрьму, обвиняя в том, что он проводит несанкционированные собрания. Один раз его даже хотели приговорить к смерти, но отказались от этого, так как не хотели делать из него мученика. В другой раз власти предложили Фоксу амнистию, однако проповедник отказался, заявив, что, поскольку он невиновен, то принятие прощения за то, чего он не совершал, является ложью. Был случай, когда Фокса посадили на полгода за богохульство, а затем предложили ему свободу в обмен на службу в армии. И опять упрямый квакер отказался, сказав, что христиане должны пользоваться только и исключительно оружием Духа, и его срок был увеличен еще на полгода. В заключении Фокс продолжал проповедовать — и тюремщикам, и сокамерникам, — никогда не теряя присутствия духа.
Интересно, что странный проповедник, сохранявший спокойствие в тяжелых испытаниях, вызывал невольное уважение даже у гонителей и оппонентов. Так, Фокс несколько раз встречался с кальвинистом Оливером Кромвелем и пользовался его расположением.
Между тем и в рядах самих «друзей» не все шло гладко — популярный проповедник Джеймс Нейлер чуть не устроил раскол. Когда к власти пришел король Карл II, Фоксу нужно было убедить его в том, что «друзья» не собираются устраивать мятеж, однако не все квакеры согласились с ним. Были и те, кто просто завидовал популярности основателя движения и спорил с ним. В разгар полемики внутри новой деноминации вышел государственный закон, ограничивающий собрания неангликан пятью людьми; и тут Фокс заявил, что квакеры не только могут, но и обязаны это постановление нарушать. На квакеров и лично на Фокса опять обрушились гонения.
В 1669 году Фокс женился на одной из своих первых последовательниц — знатной даме Маргарет Фелл. Вскоре после свадьбы Маргарет посадили в тюрьму, а Фокс, измученный болезнью и тяжелыми испытаниями, потерял зрение. Через два года, выздоровев, неутомимый проповедник отправился в Вест-Индию, чтобы поддержать местных братьев и помочь им с организацией собраний. В 1673 году Фокс, окрыленный успехом, вернулся в Англию и обнаружил там очередной раскол. Часть квакеров возражала против проведения собраний женщинами, а равенство мужчин и женщин было важным принципом квакерского учения, и здесь Фоксу удалось победить. Но вскоре он снова оказался в тюрьме. По ходатайству жены Фокса освободили, и он отправился восстанавливаться в имение Свортмор. Там он писал свой знаменитый дневник и отвечал на письма. Восстановившись, Фокс ездил в Нидерланды и Германию, навещая квакерские общины.
Акт о веротерпимости 1689 года положил конец жестоким преследованиям квакеров и позволил им свободно собираться. Через два года после этого Джордж Фокс умер.
В жизни Фокса было все — тяжелая депрессия, болезни, потеря близких людей, непонимание собратьев, гонения. Но что бы ни случалось в его жизни, он непоколебимо верил в благость Божью. Именно эта убежденность, верность Богу и Его воле поддерживали Фокса в его тяжелой, бурной, но при этом на редкость полной и светлой жизни.
ФОТО: Wikipedia.org