Недавно мне пришлось услышать от одной молодой и прекрасной дамы, что она весьма расстроена тем, что в группу, где занимается рисованием ее пятилетнее чадо, привели ребенка-инвалида. Инвалид, безусловно, достоин сочувствия, но для ее ребенка один вид его будет травмой, и она не хочет, чтобы ее отпрыск занимался с ним в одной группе. Я стала убеждать ее, что такое общение, наоборот, будет для них благом, что, общаясь с особыми людьми, мы можем открыть для себя новые возможности — дружить, помогать и самим получать помощь. Да-да, мы, здоровые, также нуждаемся в помощи инвалидов. Но я ничуть не убедила ее. «Инвалидность ребенка послана семье за грехи родителей», — заключила она.
Что можно сказать по этому поводу? Что это весьма архаичная точка зрения, восходящая к древним обществам, которые стремились избавиться от инвалидов. В античном обществе родителям предписывалось оставлять детей-инвалидов без пропитания или, как в Спарте, вовсе умерщвлять. В средневековой культуре инвалидность ассоциировалась чаще всего с колдовством или греховным образом жизни. В то время, будучи инвалидом из низших слоев общества, человек мог влачить жалкую жизнь нищего, стать «пассажиром» «корабля дураков» или «экспонатом» в цирке, наиболее «привилегированным» было положение дурака при богатом покровителе. Особых людей избегали и боялись.
Редкие приюты для них появились в отдельных областях Европы лишь в позднее Средневековье. Предпринимались и слабые попытки реабилитации инвалидов, но в целом только ближе к эпохе Просвещения общество стало отделять ментальную и физическую инвалидность от одержимости. Были созданы особые приюты для инвалидов, условия содержания в которых были чудовищными. А в недавнем ХХ веке почти все тоталитарные режимы проводили «чистки» нации, предполагавшие убийство или содержание в особых местах людей «с дефектами», к каковым были также причислены инакомыслие и национальность.
К сожалению, отголоски всего этого приходится слышать и сегодня. Но что же говорит об инвалидности Господь Иисус? В Библии мы читаем о том, как Он исцеляет одержимых, парализованного, человека с сухой рукой, кровоточивую женщину и многих других. В частности, в Евангелии от Иоанна записан один разговор Иисуса и учеников: «…Иисус, идя по городу, увидел человека, слепого от рождения. “Равви, — спросили ученики Его, — почему родился этот человек слепым? Кто согрешил: сам он или родители его?” “Ни сам не виноват он, ни родители его… — отвечал Иисус. — Как бы ни случилось это, в жизни его явит себя сила Божия…”»* (Ин 9:1–3).
Далее мы читаем об исцелении Господом слепорожденного. Совершать такие чудеса мы не способны по несовершенству веры. Но в нашем случае чудо может быть иным. Особые люди даны нам для того, чтобы мы, восполнив их потребности в общении и социализации, могли обновить свои отношения с Господом («сделав это одному из братьев Моих меньших, вы сделали это Мне»; Мф 25:40) и обрести друга, то есть многократно восполнить потребности своей души. *Цит. по: Библия. В современном русском переводе. Под ред. Кулакова.
Фото: Gettyimages.com