Земное служение Иисуса Христа сопровождалось многими чудесами и знамениями. Примечательно, что Иисус не совершал чудес ради внешнего эффекта и сенсации. Его чудеса были продиктованы любовью, милосердием и состраданием к людям.
О чуде насыщения многотысячной толпы народа пятью хлебами и двумя рыбами свидетельствуют все четыре евангелиста, что подчеркивает его особое значение. Огромная толпа прервала желанный отдых Иисуса в уединенном месте. Его обступают больные с надеждой на исцеление. Иисус больных делает здоровыми. День склоняется к вечеру, народ изрядно проголодался.
Обращаясь к ученикам, Иисус говорит: «Вы дайте им есть» (Мф 14:16). Но для учеников это оказалось полной неожиданностью. Они тоже заметили нужду народа, но практически помочь нуждающимся не предполагали. Они никак не помышляли взвалить такое бремя лично на себя. Им просто хотелось побыстрее спровадить людей куда-нибудь в близлежащее селение, чтобы они сами позаботились о приобретении пищи. Чтобы избежать личной ответственности, ученики тут же нашли существенный аргумент: «У нас тут только пять хлебов и две рыбы» (см.: Мф 14:17). Но, повинуясь Христу, они несут эти ничтожные запасы Ему. В руках Христа малое чудесным образом превращается в великое. Ученики включаются в нелегкую, но приятную работу раздавать пищу утомленному народу, делать добро во славу Божью.
Самые ранние, первохристианские, общины, следуя евангельскому учению, отличались усердной благотворительностью. В древнем языческом мире милосердие не считалось добродетелью. Язычники прославляли воинов, государственных мужей, победителей, ценили внешний успех, стремились к богатству. Христианское же сообщество исповедовало совсем другие идеалы. Бескорыстная любовь и милость были движущей жизненной силой христиан.
Древний документ раннехристианской письменности, известный под названием «Дидахе», или «Учение двенадцати апостолов», гласил: «Не будь простирающим руки, чтобы брать, и убирающим, когда нужно дать. Давай не колеблясь и, давая, не ропщи, ибо ты знаешь, Кто есть добрый воздаятель награды. Не отвергай нуждающегося, но во всем будь общник с братом твоим»1.
Уже в дни апостолов в церквах сформировался институт диаконии, который ведал делами милосердия и благотворительности. В общинах трудились избранные людьми диаконы и диакониссы. Но на практике в широком смысле любой христианин должен был быть диаконом. Христиане и христианки посещали узников, заботились о больных и престарелых, помогали бедным.
Из века в век социальное служение христиан развивалось по нарастающей. Во время правления императора Деция христианская община в Риме содержала полторы тысячи бедных, вдов и детей. А церковь в Антиохии несла попечение о трех тысячах бедных2.
Забота о конкретных нуждах людей изначально стояла на первом месте в служении церквей. В дни гонений в Римской империи, когда от диакона Лаврентия потребовали показать и выдать все сокровища церкви, он собрал всех бедных и, указывая на них городскому префекту, сказал: «Вот сокровища церкви».
Зарождаясь внутри общины, благотворительность не замыкалась только в ее рамках, но принимала характер концентрических окружностей. В орбиту христианской заботы и влияния попадали слои населения, страдающие от бедности и болезней. Когда в Карфагене разразилась эпидемия чумы, епископ Киприан призвал христиан ухаживать за больными и хоронить умерших. «Если мы будем делать добро только нашим собратьям, то мы будем делать не более того, что делают мытари и язычники», — говорил Киприан, вдохновляя христиан на самоотверженный труд.
Неотъемлемой частью служения петербургских аристократов-евангелистов во второй половине XIX века была широкая благотворительность. Василий Пашков, один из основателей движения за духовное возрождение, открывал бесплатные столовые и чайные в Петербурге. Столовые Пашкова получили название народных университетов. В них студентов и рабочий люд знакомили с библейскими истинами, проводили духовно-просветительские беседы. Многочисленные усадьбы Пашкова и его единоверцев из среды высшей знати тоже были очагами христианской благотворительности. «Щедрая рука, благотворительность и внимание к нуждам ближнего генерала Пашкова видна на каждом шагу. У кого нет лошади, пала коровка, валится домишко, идут к генералу Пашкову. Никому нет отказа. Генерал каждого примет как отец, расспросит подробно, ласково, с участием. Его благородная рука и доброе сердце всегда распространены не только к крестьянам, живущим подле него, но и далеко»3, — писал народный корреспондент в газете «Новое время» о необычном владельце родовой усадьбы на Тамбовщине. Видимо, не случайно отставной полковник-кавалергард слыл в народе за генерала. Повсеместные благотворительные акции в глазах простолюдинов возвели его в генеральский чин.
Уверовавшие аристократы считали своим христианским долгом открывать в усадьбах школы, больницы, фельдшерские пункты, ремесленные училища, швейные мастерские для женщин. Глубокая вера и любовь к Богу зажигали искреннюю любовь к ближнему. У Достоевского в «Дневнике писателя» есть примечательные заметки о лорде Редстоке, который проповедовал Евангелие в аристократических салонах Петербурга: «Я не нашел в нем ничего особенного. Он говорил ни особенно умно, ни особенно скучно. А между тем он делает чудеса над сердцами людей; к нему льнут, многие поражены: ищут бедных, чтобы поскорее облагодетельствовать их, и почти хотят раздать свое имение»4.
Иисусу нужны преданные соработники, через которых Он может проявить Свою силу и могущество, раздавать различные дары и благословения. Чудо умножения хлебов и рыб, описанное четырьмя евангелистами, не просто захватывающий эпизод из древней евангельской истории. Его суть и смысл имеют многостороннее значение, простираясь на все времена. Это чудо совершается, когда верующие делятся Благой Вестью о Христе Спасителе, раздавая алчущим душам Хлеб Жизни. И конечно, это чудо продолжается, когда представители христианского сообщества активно подвизаются в делах милосердия и благотворительности. Ведь добрые дела — естественный плод живой сердечной веры и христианской любви. На этом поприще христиане служат не только друг другу, но и окружающему миру.
1. Дидахе // Писания мужей апостольских. — Рига: Латвийское библейское общество, 1994. С.24.
2. Фаррар Ф. В. Первые дни христианства. — СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1888. С.130.
3. Архив В. А. Пашкова в Бирмингемском университете. Англия. Коллекция 2/2/11.
4. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Полн. собр. соч. в 20-ти томах. — СПб.: Изд-во Ф. Маркса, 1876. Т.10. Ч. 1. С. 121.
ФОТО: Gettyimages.com, wikipedia.org