Тема

Солнце отдает лишь себя

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 64/Солнце отдает лишь себя
Солнце отдает лишь себя

Существует одно утверждение, принятие которого вызывает у меня чувство смирения и желание двигаться к истине. Звучит оно так: мир не таков, каким он тебе кажется.

Если мы оглядимся вокруг, то, скорее всего, увидим какие-то формы и предметы — компьютер, ручку, деревья, дома, — в зависимости от нашего положения в пространстве. А в зависимости от нашего настроения дерево может выглядеть воплощением радости или выражать уныние. Но ведь и дерево, и дома, и компьютер — всего лишь комбинации атомов и еще более мелких частиц, которые вибрируют на определенной частоте, как говорит нам физика. А дерево не выражает ни радости, ни уныния, мы сами делаем его таким с помощью нашего настроения.

Итак, с помощью этой простой иллюстрации мы можем обратить внимание на то, что мир значительно более таинствен, чем мы могли себе это представить, хотя наша иллюстрация — это, так сказать, самая внешняя часть бесконечной тайны. Но и ее достаточно для того, чтобы понять, что в мире есть глубокие и невидимые силы, которые во многом определяют то, как он выглядит и куда движется. Такие же силы определяют отчасти и нашу с вами судьбу.

Среди них есть те, действие которых наглядно: например, если прыгнуть с большой высоты, то вы окажетесь под воздействием силы тяжести, и тогда можно причинить себе боль или даже травму. Или если схватиться за провод под напряжением и войти в контакт с силой тока, то как минимум вам обеспечен дискомфорт.

Но в нашем мире есть и такие силы, действие которых не так очевидно, и поэтому мы можем, сознательно или бессознательно, игнорировать их влияние на нашу жизнь. Это силы духовного мира. Их способен почувствовать лишь тот человек, который хоть немного попробовал пожить духовной жизнью.

Информация об этих силах и их действии изложена во всех великих книгах человечества. Такие книги говорят о закономерностях проявления этих сил, которые в Библии названы заповедями: не укради, почитай отца и мать, не лги, возлюби ближнего…

Но если результат прыжка с балкона без парашюта очевиден, то в действие этих заповедей не очень-то верится. Например, сколько народу вокруг их не выполняет — не любит, завидует, ворует, изменяет женам, — а живет прекрасно… Или все же не совсем прекрасно? Или вовсе не живет, а лишь имитирует жизнь, довольствуясь карикатурой на нее, подделкой?

Эти тихие законы духа действуют точно и последовательно, как и законы физические, и для того, чтобы в этом убедиться, вам не надо ходить далеко — достаточно проверить их действие на себе. Но для этого хорошо бы разобраться, для чего они мне нужны и как они работают.

Ведь речь идет не о распорядке и условиях работы в офисе или на том или ином предприятии, а о самой жизни.

Один из таких духовных принципов звучит следующим образом: блаженнее давать, чем брать.

Он сразу вовлекает нас в гущу сомнений и возражений. Разве мы не хотим именно что получать? Причем получать то, чего хотим сами. Например, престиж, уважение, деньги, красивые вещи, путешествия, шикарную квартиру, автомобиль. И траектория движения названных ценностей всегда располагается от мира к нам. Именно мы хотим получить именно эти вещи. И именно получение этих вещей доставляет нам радость. И разве опыт не подтверждает этого? Отчего же я должен согласиться, что радостнее (блаженнее) отдавать?

Но давайте еще раз вспомним, хотя бы ненадолго, то, с чего мы недавно начали: мир не таков, каким он кажется, у него есть и более тонкие и сильные уровни, чем уровень наглядного опыта. Давайте вспомним, что если вибрация невидимых частиц хоть на миг прекратится, то видимый мир со всеми его несомненными дарами просто исчезнет.

Обратимся к парадоксам духовного опыта, изложенным в Евангелиях, которые рассказывают о серии частичных отдач и в конце концов приводят нас к событию абсолютной отдачи, совершенной человеком по имени Иисус на Кресте. Евангелия не устают настаивать на ценности отдачи, дарения, служения даже в малой их степени.

Христос говорит, что Он пришел послужить людям, а не властвовать над ними. Он моет ноги ученикам. Те из учеников, которые хотели что-то получить для себя — взять (как, например, Иуда с его платой за услугу, оказанную властям), заканчивают жизнь в муке и отчаянии. А те, что готовы отдавать себя до конца и безвозмездно другим людям во имя Высшего, расточать себя вместе со своими силами, знаниями, временем и, наконец, самой жизнью, блаженны, то есть пришли к огромной радости, которая всегда с ними.

Со страниц великой Книги звучат вещи парадоксальные: раздай все, говорит Иисус богатому юноше, и следуй за Мной. И будешь счастлив и обретешь вечную жизнь. Или, когда ученики спрашивают Учителя, как им накормить многотысячную толпу в безлюдном месте, они слышат странный ответ: вы дайте им есть. Но ведь они только что сказали, что у них всего несколько рыбок и немного хлеба, а народу — великое множество. Однако ответ Учителя звучит весьма определенно: вы дайте им есть. И они дают.

Они начинают понимать, хоть далеко не сразу, что каким-то удивительным образом то, что отдаешь, имеет тенденцию умножаться и возвращаться. Можно сказать, что постепенно они начинают распознавать, что имеют дело с одним из фундаментальных духовных законов Вселенной.
То, что отдаешь во имя любви, умножается.

То, за что цепляешься и на чем настаиваешь во имя выгоды, ускользает, утекает сквозь пальцы.

Разве не так работает все в мире, пусть и не с такой очевидностью, с какой брошенный вверх камень возвращается вниз? И все же именно с такой же неуклонной, хоть и не заметной на первый взгляд, закономерностью.

Ладно, ладно, скажете вы, это Евангелие, Книга, полная чудес, которых в нашем практичном мире не бывает. Знаете, давайте все же еще раз вспомним, что то, как выглядит наш практичный мир, — это совсем не то, чем он является на самом деле.

Вот что мне рассказал один медик. Я не специалист, поэтому изложу содержание разговора очень просто. Дело в том, что любая здоровая клетка организма запрограммирована на отдачу. Основная часть ее функций предназначена для обслуживания всех остальных клеток, всего организма в целом. Выполняя эту функцию, клетка остается здоровой.

Но у некоторых клеток происходит сбой программы, и они начинают вести себя примерно так, как ведут себя очень эгоистичные люди, — переключаются на работу в свою пользу, на потребление услуг других людей, а в данном случае — клеток. Таким вот образом развивается раковая опухоль, приводящая к тому, что клетки, ее образующие, убивают организм и сами гибнут вместе с ним. Сильный пример.

И похоже, что мы действительно имеем дело со сквозным законом мироздания.

Наш организм для того, чтобы развиваться и расти, все время вынужден что-то отдавать. Более того, он вынужден частично умирать. Мы отдаем себя-ребенка, чтобы на освободившемся месте возник юноша, которому, в свою очередь, на смену придет взрослый. Мы отдаем углекислый газ с каждым выдохом — и это пища для деревьев. Мать отдает свои клетки и свое тело ребенку. Муж отдает свои силы и свою любовь жене. Весь мир что-то отдает, все вещи находятся в положении взаимоотдачи, взаимоподдержки, взаимосуществования. Физики пришли к выводу, что мир голографичен. Эту же мысль Тютчев выразил строчкой: «Всё во мне, и я во всем». Всё присутствует во всем. Всё отдает себя всему целому и получает жизнь от отдачи и целого, и всех его частей.

Солнце отдает лишь себя

Про такую форму жизни Иисус сказал следующими словами: «…да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:45; 48).

Солнце всегда работает на отдачу. И здесь с солнцем сравнивается Бог, отдающий Себя всем — и хорошим, и плохим. Человеку же предлагается осуществлять по мере сил такую же точно программу отдачи по отношению к другим людям, так как он создан по образу и подобию Высшего.

Приобретают те, кто отдает.

Нам всегда есть что отдать, даже если под рукой нет денег. Мы можем подарить улыбку, доброе слово, свое время, цветок.

Со временем мы увидим, что все, что мы отдаем, мы отдаем себе. Ибо наше истинное «я» едино со всем остальным истинным в мире.

Но, знаете, я очень не люблю мудрые слова. Я также не люблю мудрые и священные цитаты. И я не люблю Слово Божье. Я не люблю его в форме поучающего высказывания, которое не сопровождается хотя бы небольшим усилием со стороны говорящего применить то, о чем идет речь, на деле. И я очень люблю цитаты в «раскавыченном» виде, в виде слов, ставших действием, хотя бы небольшим.

Про одно такое скромное действие я сейчас хочу рассказать. Несколько лет назад я вместе со своими друзьями-писателями отправился в творческую командировку в Амстердам, где нам предстояло выступить в местном университете. Так получилось, что втроем мы поселились в крошечной квартирке. И еще вышло так, что оба моих друга курили, а я к тому времени не курил уже несколько лет. Один из моих друзей курил непрерывно, примерно как катер амстердамских каналов без устали режет волну. Окурки накапливались в нескольких пепельницах, расставленных на столе вместе с немытой посудой. Я злился.

Мне казалось таким ясным, что вдыхать вонючий дым отвратительно. Я тогда забыл, что сам я его вдыхал лет тридцать и не считал это занятие неприятным. Мне также было очевидно, что кислый запах бычков, шедший из пепельниц, не способствует нашему здоровью и хорошему настроению. Я готов был к серьезному разговору, я готов был, если надо, к сильному разговору, даже к ссоре. И тут я вспомнил…

После того как я вспомнил, я собрал пепельницы. Я вытряхнул оттуда бычки и вымыл пепельницы под краном. Я протер их насухо. Я также собрал грязную посуду со стола и вымыл ее тоже. И пока я делал эти нехитрые действия, со мной стала происходить волшебная метаморфоза.

Я почувствовал себя лучше. Постепенно я развеселился. Я стал легким и радостным. Мне нравилось, как блестят пепельницы. Как сверкают чистые тарелки. Мои друзья перестали мне казаться угрюмыми тупицами, отравляющими себя и окружающее пространство, и превратились в тех прекрасных людей, которых я давно знал. И это было самым удивительным.

А в дополнение к произошедшей метаморфозе случилось еще одно маленькое чудо. Пепельницы, полные окурков, и немытая посуда ушли из нашего нехитрого быта. И случилось это уже без моих дальнейших усилий.

Духовные действия парадоксальны. Но они работают.

И Тот, Кто отдал Себя на кресте полностью, зажег на нем незаходящее солнце. В Литве есть такие кресты — с зажженным солнцем в центре, мне когда-то такой подарил один замечательный священник, и я, глядя на крест-солнце, начал тогда о многом догадываться.

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone