Несколько лет назад я работал в одном из реабилитационных центров Москвы. Центр помогал вернуться к нормальной жизни ставшим на путь излечения наркоманам и алкоголикам. Я читал там лекции, раскрывающие смысл двенадцатишаговой программы, которую сегодня практикует более трех миллионов излечившихся от страшной зависимости алкоголиков. Программа, о которой идет речь, возникла в первоначальном и предварительном варианте в Оксфордских группах — христианском движении начала XX века, целью которого было стремление преодолеть секуляризацию церкви через возвращение к первоначальным христианским духовным принципам и ценностям. «Оксфордцы» в основном работали с бездомными, падшими женщинами, наркоманами и пьяницами и добились существенных успехов.
В центре, о котором идет речь, я однажды познакомился с подборкой писем нескольких пасторов, делившихся своими проблемами, связанными как раз с зависимостью, и они меня взволновали, заставив глубоко задуматься. А дело заключалось в следующем.
Человек, страдающий алкогольной зависимостью, назовем его Н., однажды попал в церковь. Там, пережив яркую встречу с Богом и ободряемый своими новыми друзьями, он обнаружил, что по их общей молитве зависимость ушла! Он понял, что пережил настоящее чудо, через которое Бог и Церковь явили ему свою освобождающую силу. Отныне он был свободен! Он заново родился для жизни в Боге! Н. был счастлив и с головой погрузился в новую деятельность. Через некоторое время он стал пастором. Он ощутил силу Божью, уверовал в нее и теперь знал, что нет таких проблем, которые, опираясь на Бога, он не смог бы решить. И жизнь как будто подтверждала это.
И все шло хорошо до тех пор, пока в нем однажды не возникло старое желание выпить.
Когда Н. ощутил его в первый раз, для него это было громом среди ясного неба.
А дальше начинается печальная и мучительная история. Ведь такое желание, по мнению Н., говорило о том, что либо Бог не всемогущ, либо с ним самим что-то не так. Может быть, он какой-то неправильный христианин? Может быть, в нем таится что-то такое, что отрицает всемогущество Бога? Может быть, он сам себя обманывает в том, что он верит в это всемогущество, а на самом деле это не так? Ведь чудо освобождения, которое заявило о себе столь явно и могущественно, теперь куда-то ушло, и никакие его молитвенные усилия не могут его вернуть назад.
Он продолжал общаться со своими друзьями, продолжал обсуждать Библию, выполнять свои обязанности пастора, но жизнь его стала адом. Целыми днями он испытывал одно желание — выпить, которое теперь приходилось скрывать от друзей. И, испытывая это мучительное желание, он продолжал играть роль хорошего христианина и свободного человека.
В его жизнь вошли мука и неправда. Молитва стала мучительной, в душу закрадывалось неверие. Вернулось ощущение нестерпимого одиночества, изоляции от окружающих. Какое-то время он продолжал бороться, но в конце концов выпил. Какое-то время ему удавалось утаивать в церкви тот факт, что он вернулся к прежнему образу жизни. Он испытывал отчаяние. В эти-то дни он и написал свое письмо в реабилитационный центр. Читая его письмо (естественно, без его имени и адреса), я пережил события, в нем описанные, очень глубоко. Мне было нестерпимо жаль этого человека с его непониманием, мукой, чувством безысходности.
Что же с ним случилось? Может быть, Бог отступился от него? Может быть, он как-то не так верил? Может быть, он не настоящий христианин?
Такие вопросы вправе задать себе любой свидетель описанных здесь событий. И за ними стоит бездна непонимания как верующих, так и неверующих в отношении алкоголизма.
Начнем с того, что алкоголизм — это заболевание. Как, скажем, туберкулез или диабет. И у него существуют свои собственные фазы и периоды развития, свойственные болезни. Как считает большинство наркологов сегодня, это заболевание прогрессирующее, смертельное и неизлечимое.
Конечно, здесь я говорю именно об алкоголизме, а не о пьянстве тех любителей выпить, которых не смущает, что их образ жизни сказывается отрицательно на их семьях или на их работе. Такие люди обладают выбором, хоть порой и непростым, пить им или остановиться. Настоящий алкоголик или наркоман этого выбора лишен. Настоящий алкоголик или наркоман в определенной фазе развития своей болезни утрачивает внутренние ресурсы, позволяющие ему отказаться от употребления веществ, разрушающих его жизнь и жизнь окружающих. У него просто нет такой силы.
«А Бог? — спросите вы. — Пусть помолится как следует». Но если мы вспомним, что алкоголизм — это заболевание, такое же отчасти, как туберкулез или диабет, то ситуация начнет проясняться. Скажите, будете ли вы предлагать страдающим такого рода болезнями только молиться? Или посоветуете обратиться к врачу?
Ведь мы с вами пришли к выводу, что алкоголизм — это не только распущенность, свойственная большинству пьяниц. На определенном этапе пьянство становится смертельной болезнью.
Мы знаем, что почти любое заболевание носит духовный характер. Об этом говорит Библия, описывая своевольный поступок первого человека. Именно через утверждение Адамом собственной эгоистической воли в мир вошли болезни и смерть. Конечно же, существует молитва, подобная молитве Христа, которая преодолевает болезнь, но не забудем, что даже в таких случаях Иисус предупреждал: иди и больше не греши.
Это говорит о том, что нельзя раз и навсегда даже по Христовой молитве освободиться от болезни и жить дальше так, как жил до этого. Жизнь должна обновиться.
Чтобы жить дальше, надо учиться любить и отдавать. Тот дар освобождения, который ты получил по молитве, ты должен передать другим — таким же страдальцам, каким был ты сам. И только передавая этот дар другому алкоголику, с которым ты (совсем недавно такой же алкоголик, как и он) говоришь на языке сердца, потому что ты знаешь все, через что он прошел. Он это начинает понимать и в результате слышать и открываться тебе навстречу. Только отдавая и исцеляя, ты сам получаешь от Бога небесную терапию, укрепляющую твою трезвость.
Мало возлюбить Бога, надо еще возлюбить и человека, причем возлюбить его действенной любовью. Чаще всего алкоголику может помочь только другой алкоголик, обретший освобождение от своей страшной зависимости. Ведь мы можем дать другому только то, что у нас есть. В данном случае — опыт отчаяния и невероятной боли, к которой приводит алкоголизм, и опыт чудесного избавления от этого страшного заболевания при помощи опоры на те духовные истины, которые так просто и почти что буднично описаны в Библии.
Бог хочет, чтобы мы отдавали.
Эту истину христиане Оксфордских групп и положили в основу своей работы с людьми, утратившими и себя, и смысл своей жизни. Если хочешь обрести — отдай. Передай опыт своего выздоровления другому, у которого его нет. У которого вообще ничего нет, кроме капли надежды и огромной боли, которая и привела его сюда. Обрел трезвость — передавай трезвость. Это тот самый случай, когда Бог спасает людей, если люди готовы спасать друг друга, отдавая другому силы, время, опыт, любовь и надежду.
Конечно, как я уже сказал, алкоголику нужна, а подчас и необходима помощь профессионала, но главное в его выздоровлении — это передача своей обретенной трезвости другому страждущему. Это, в частности, подразумевает рассказ о том, как, утратив внутренние ресурсы, ты признал свое бессилие и препоручил свою зашедшую в тупик жизнь Богу, как проанализировал все свои недостатки и признался в них перед Богом и другим человеком, как возместил нанесенный пьяной жизнью ущерб другим людям, как учишься находить все более глубокий молитвенный контакт с Богом и как теперь передаешь этот опыт духовного исцеления другим. И при этом ты говоришь на одном с ними языке.
И возможно, лишь через тебя Бог ему поможет, потому что тебя, именно тебя, этот вот бедолага сегодня не только слушает, но и слышит.
Движение анонимных сообществ, зародившись в недрах Оксфордских групп, набирало силу год от года. В Америке оно стало национальным проектом, о котором говорят и с добродушной улыбкой, и с неподдельной гордостью. Сегодня двенадцатишаговую программу используют различные группы людей — наркоманы, члены семей алкоголиков, люди, пережившие насилие, раковые больные. Духовная программа 12 шагов не является панацеей от всех болезней, но на сегодняшний день это самое эффективное духовное средство, освобождающее людей от смертельных зависимостей. И библейский принцип «Даром получили, даром отдавайте» лежит в основе деятельности всех этих сообществ.
Я не перестаю думать о том пасторе, авторе письма, дошедшего до реабилитационного центра и попавшего мне в руки. Что сегодня с ним? Где он теперь? Сумел ли он снова обрести себя, преодолев свою мучительную внутреннюю трещину, поразившую его дух и тело?
Думаю, что ему все же удалось не только написать письмо, но и познакомиться с теми людьми, такими же страдальцами, как и он сам, прошедшими через те же муки. Ведь чаще всего алкоголику, чтобы выздороветь, нужен именно другой алкоголик, который способен передать ему опыт трезвости. Я свидетель того, как сотни и тысячи людей приходили к выздоровлению в ситуациях, когда, казалось бы, помощи и понимания ждать было больше неоткуда.
Однажды я прочитал такое определение: «Бог — владыка невозможного». Но сегодня я бы добавил к этому несколько слов. Наверное, так: Бог — владыка невозможного, но это невозможное чаще всего Он творит человеческими руками.
ФОТО: gettyimages.ru