Тема

Искупленная влюбленность

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 64/Искупленная влюбленность
Искупленная влюбленность

Когда мы вслед за Писанием говорим, что человек был создан по образу Божьему, мы признаем, что способности, открывающиеся в его личности, связаны с Божьим замыслом. Так, например, способность творить новое, доселе неизвестное или быть свободным, действовать вопреки обстоятельствам и инстинктам. Или любить, то есть видеть творенье и людей вокруг себя, брать за них ответственность, посвящая им свою жизнь. А влюбленность? Что можно сказать о ней?

Любовь, которая возникает между мужчиной и женщиной, — тайна, которая выше рассудочного понимания. О ней царь Соломон сказал: «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Притч 30:18–19).

Современная психология отношений называет влюбленность первой ступенью на пути к зрелой любви. А последнюю она описывает как навык бескорыстного расточения себя для любимого человека, заботу о его личностном, профессиональном, духовном раскрытии и совершенствовании.

А каков христианский взгляд на влюбленность? Если способности, заложенные в человеке, берут начало в Самом Боге, по образу которого он создан, то способность влюбляться, как начало любви, тоже понимается как Божий дар. В чем же смысл влюбленности? Человек начинает видеть другого. Его взор вдруг подмечает в другом нечто особенное. Какой-то гармоничный строй, единую вибрацию. Это первое условие, чтобы затем сердце могло вместить другого. Так Адам увидел Еву, уразумел, что она соответствует ему, принял ее, назвав женой. Когда Писание в Книге Откровение (2-я глава) призывает вернуться к первой любви, оно как бы говорит: никакие дела не сравнятся с Тем, ради Кого ты их творишь. Влюбленность позволяет сделать того, кого любишь, бóльшим в твоей жизни.

С другой стороны, тема влюбленности — одна из самых популярных в классическом и современном искусстве, хит в социальных сетях. Она востребована, потому что отсылает человека, пожалуй, к самым сильным чувствам эйфории. Переживая состояние влюбленности, мы открываем в себе невероятный потенциал благородства, готовности к подвигу ради завоевания ответной симпатии. Так, юноша, чья влюбленность взаимна, чувствует, что принят безусловно, что ему не нужно себя утверждать и доказывать свою значимость. А девушка открывает, что значит довериться молодому человеку, вверить себя ему. И этот опыт обладает огромной ценностью, его невозможно умалить. Ведь, чтобы любить по-настоящему, человеку самому нужно ощутить себя любимым. Когда человек сам переживает всепрощающую и милующую Божью любовь, он становится способным делиться любовью Христовой.

Зачем нужна влюбленность? Какова ее функция? Ведь, например, заповедь любить врагов совсем не требует в них влюбляться. И ближние, которых Христос призывает возлюбить, тоже часто оказываются неприятными людьми. Да, но не все — враги. И среди окружающих нас много интересных и достойных уважения людей. Влюбленность — сильный внутренний импульс, разрывающий границы природного эгоизма, выводящий из состояния гомеостатического равновесия. Обостряется ощущение собственной недостаточности, и человеку хочется разделить с кем-то все то хорошее, что у него есть.

Психологи считают, что влюбленность начинается с симпатии. Симпатичной может быть не обязательно внешность, но и склад души. Можно проникнуться теплым чувством к глубокой и богатой личности. Вторым этапом называют влечение — и не только интимного характера. Возникает желание быть рядом с человеком, раскрыть для себя его внутренний мир. Это может привести не столько к обоюдной страсти, сколько к доверительному проникновению в жизнь друг друга.

Как мы видим, сама по себе способность влюбляться, как Божий дар, весьма хороша. Но ее плоды зависят от состояния сердца, в которое она попадает подобно семени. Другими словами, влюбленность может быть освященной, то есть соответствовать Божьему замыслу, и неосвященной, искаженной нашей греховной природой. Путь, по которому она влечет душу, поможет различить ее сущность. Так, влюбленность, затронувшая сердце, любящее Бога, прозревает в человеке Божий образ, заложенную Творцом уникальность и красоту. Она побудит еще больше расточить себя, ничего не ожидая взамен. Можно влюбиться не только в человека, но в творение. Ведь летчик не станет настоящим, не полюбив небо, а моряк — море!

По-другому откликается на состояние влюбленности сердце, не пробужденное Богом. В порывах благородства и нежности часто можно заметить эгоистичные мотивы любования собой, самоутверждения, «спортивного интереса», насильственного завладения объектом симпатии. Или, наоборот, желание раствориться в понравившемся человеке, сделать из него идола или кумира, утратив при этом собственное лицо. Такая влюбленность открывает двери для страсти, которая низвергает общечеловеческие ценности и правила, грешит в конце концов против Божьего закона.

Для того чтобы разобраться, какой источник питает наше сердце, нам необходимо развести два понятия, близких по звучанию, но разных по смыслу: влюбленность и влюбчивость. Последняя характеризует склонность человека быстро и легко влюбляться. К ней приводит несколько причин: одна — привычка легко очаровываться человеком противоположного пола, быстро его идеализировать. Другая причина связана с патологической недостаточностью любви, нежности и заботы и, как следствие, рождает желание «засветиться» перед другим человеком, обратить на себя его внимание. Третья — неудовлетворенность отношениями в браке, неготовность решать возникающие проблемы, а потому искушение пойти по легкому пути в поиске эмоционально ярких переживаний. Кроме того, за маской влюбленности часто скрывается желание обладать понравившимся человеком, присвоить его себе целиком. В итоге влюбчивость становится похожей на влюбленность. Но она лишена целомудрия: она берет начало не из святости, а из страсти, впереди у нее нет райского сада, а позади остаются надорванная душа и поломанные отношения.

К сожалению, в христианских церквях часто именно так видится неисцеленная человеческая природа. Поэтому мы руководствуемся принципом: если влюбленность может привести к греху, лучше избегать ее вообще. Но это, во-первых, вычеркивает богатейшую, Богом замысленную грань любви (с водой выплескивают младенца). Во-вторых, если влюбленность не внести в свет Христовой истины, она погрузится во мрак демонической лжи.

Смысл Благой Вести в том, чтобы весь человеческий род привести в соответствие с Божьим замыслом. Влюбленность тоже должна быть искуплена. Каковы тогда ее качества? Прежде всего она не порабощает человека, не делает его зависимым, а, на­оборот, освобождает. В ней рождается трепетное, уважительное и нежное отношение к другому. Влюбленность утверждает его независимость и уникальность и не стремится присвоить себе его достоинство. Она тесно связана с верой и верностью. Ей нужен свет Христов, потому что перед Ним открывается влюбленное сердце и Ему ведает оно свои тайны*.

Искупление человеческой души не проходит одномоментно. Это процесс, требующий от человека предельной честности с самим собой. Нам свойственно влюбляться. И только мы можем стоять на страже нашего сердца, исследуя источник, из которого мы пьем, и молиться, чтобы наша влюбленность была чиста и выросла в зрелую Христову любовь.

*«…а поступающий по правде идет к свету, дабы были явлены дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:21).

ФОТО: gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone