Иисус Христос учил Своих учеников: «…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28). Дух Святой ведет истинных последователей Христа тем же путем. Особенно ярко это прослеживается в истории миссии.Эта статья посвящена служителям трех ветвей христианства: католикам, православным и протестантам, испытавшим «счастье потерянной жизни».
Католик Раймунд Луллий родился примерно в 1230-х годах на острове Майорка в семье каталонских аристократов из Барселоны, получивших здесь земли за заслуги перед короной. Порт Пальма-де-Майорка находился на морском пути между христианской Испанией и мусульманской Северной Африкой. Миссионерская судьба нашего героя была предначертана. Луллий получил прекрасное образование и служил при дворе наследника престола Майорки. Сведущий в богословии и имевший жену, он тем не менее проводил жизнь в любовных приключениях и ночных кутежах.
Несколько раз в видениях Раймунду являлся распятый Христос, и придя к глубокому покаянию, он оставил королевский двор и поселился на безлюдной горе. Однажды в видении или наяву он услышал призыв к благовестию и принял нестандартное для эпохи крестоносцев решение: завоевать Землю обетованную любовью и молитвами, пролитием собственных слез и крови. После этих событий началась его десятилетняя молитвенная и интеллектуальная подготовка к миссионерской работе среди мусульман. Он изучает арабский язык, географию, вероучение и культуру ислама. Свою миссионерскую работу он строит на апологетике, образовании и благовестии. Как апологет он написал 60 книг, адресованных мусульманским интеллектуалам. В них он развивает тему Троицы и доказательства истинности христианства, опираясь на собственную философскую систему. Основные положения Луллия можно применять и ныне в дискуссии с мусульманами.
Мечтая о широкой миссии среди мусульман, он предлагал ввести в университетах преподавание арабского языка, а монастыри превратить в учебные центры подготовки евангелистов. Но его дальновидные идеи были проигнорированы и получили частичное воплощение лишь на Майорке.
Преодолев страх пыток, Луллий совершил пять миссионерских путешествий в страны Северного Магриба и Ифрикии (нынешние территории Алжира и Туниса). До него с проповедью любви Христовой к султану отважился пойти только Франциск Ассизский. Во время миссий Луллий проводил диспуты с мусульманскими учеными, власти сажали его в тюрьму, побивали камнями, высылали из своих территорий. К концу жизни он стал практиковать тайную проповедь и обратил некоторых мусульман в христианство. Рискуя жизнью, миссионер вновь и вновь возвращался в эти страны для наставления своей паствы. Во время своего последнего посещения Туниса в 1315 году старец Раймунд Луллий вышел на площадь и стал открыто провозглашать Евангелие, за что был побит камнями. Его тело привез в Пальма-де-Майорку генуэзский купец, предок Христофора Колумба. Там миссионер и был погребен.
До покаяния Луллий приносил к ногам юных дам свои пылкие стихи, теперь же он сложил с горящим сердцем к ногам Иисуса не только свои карьеру, положение в обществе, имение, творчество и научный гений, но и всю жизнь без остатка.
Митрополит Иннокентий — в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (1797–1879). После смерти отца, пономаря Евсевия Попова, Иван был усыновлен дядей, а затем в возрасте девяти лет определен в Иркутскую семинарию, которую окончил в 1817 году. В том же году о. Иоанн женился, а в 1821 году его назначили пресвитером одного из лучших приходов Иркутска. Однажды Иркутск посетил некто Иван Крюков, живший среди алеутов Аляски, и стал убеждать молодого священника ехать на остров Уналашка, но тот имел уже свой собственный дом, приличный доход, детей и совсем не был готов к переезду на остров. Однако позже священник все же ответил на призыв Господа и по благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова) поехал с миссией в этот «ледяной мешок» Российской империи.
Северной миссии священник отдал 45 лет жизни (1823–1868): он трудился на Алеутских островах, Аляске, в Приамурье и Якутии, занимался просвещением алеутов, чукчей, якутов, а также индейцев племени колош. Для этого он изучил шесть местных языков, в том числе очень сложный гортанный алеутский язык; создал азбуку алеутского языка и сделал первые переводы нескольких книг Священного Писания, написал учебники, открыл школы. В своих письмах священник с радостью отмечал, что его переводы «не лежат в укладке, а читаются даже женщинами». Он неутомимо объезжал на ладьях, парусных судах, оленях и собаках, на лыжах или просто обходил пешком необозримые пространства; всюду крестил, созидал храмы и миссионерские станы, воспитывал национальное духовенство в миссионерском духе. С самого края континента он слал в Священный Синод много дельных проектов по улучшению церковного управления по всей Сибири.
В 1840 году умерла супруга о. Иоанна. По долгу службы батюшка находился в это время в Петербурге. Митрополит Филарет (Дроздов), утешая его, убеждал принять монашество. Но у о. Иоанна была большая семья (две дочери и четыре сына), кроме того, в миссионерских разъездах невозможно было выполнять все требования монашеского устава, поэтому о. Иоанн согласился не сразу. Когда же по ходатайству митрополита Филарета дети были устроены на казенное содержание, он подал прошение о пострижении в монашество и 19 ноября 1840 года постригся в монахи с именем Иннокентий — в честь иркутского миссионера святителя Иннокентия (Неруновича). На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита, а затем, менее чем через месяц, — в сан епископа Камчатского, Курильского и Алеутского и продолжил свое служение народам Севера.
В 1868 году старец Иннокентий стал митрополитом Московским и основал Православное миссионерское общество (1870), в котором был задействован весь опыт православной и даже инославной контекстуальной миссии. Прежде Россия не имела такой широкомасштабной миссионерской организации.
Святитель Иннокентий прожил удивительную миссионерскую жизнь. Простое перечисление трудов митрополита и регионов, в которых он служил, дает нам представление о том, сколь велика была цена его миссии. История протестантизма знает множество посвященных миссионеров, Чарльз Стадд (1860–1931) был одним из них. Он родился в очень состоятельной британской семье и прошел путь от звезды спорта национального масштаба до миссионера африканских племен.
На решение Чарльза Стадда обратиться ко Христу и стать миссионером повлияла встреча с Дуайтом Моуди и Хатсоном Тейлором. Стадд был одним из семи выпускников Кембриджа, прозванных «кембриджской семеркой», которые отказались от блестящей карьеры ради международной миссии. Так началось миссионерское Движение студентов-добровольцев (Student Volunteer Movement), члены которого пополнили ряды Движения миссионеров веры (Faith Mission Movement). За 50 лет Движение студентов-добровольцев отправило в зарубежные миссии 20 500 человек.
Чарльз проработал в Китае почти 10 лет, открыл там церковь и ребцентр для людей, зависимых от опиума, женился на ирландке Прискилле Стюард. На свадебном покрывале невесты было написано «Соединились для битвы за Христа», супруги обещали друг другу: «Мы никогда не будем мешать друг другу служить Тебе». У них родились четыре дочери, которые также стали посвященными христианками, и Чарльз писал: «Какая радость видеть детей на стороне Господа. Только за это я готов отдать Спасителю каждую каплю крови, тело и сердце». В Китае Стадд узнал, что получил в наследство полмиллиона долларов, он пожертвовал все свое наследство Институту Моуди, 5400 выпускников которого впоследствии служили в 108 странах мира. Сам же он продолжал жить по вере, не имея финансовой поддержки.
Миссия отняла у Стаддов здоровье: Чарльза мучили нестерпимые боли, а Прискилла вынуждена была передвигаться в инвалидной коляске. Но это не помешало Чарльзу, едва он приехал из Индии, снова засобираться в дорогу. Однажды Стадд прочитал двусмысленное объявление: «Каннибалы хотят миссионеров» и решил поехать с проповедью в Африку: «Бог позвал меня, и я повинуюсь Ему. Я поеду туда, даже если моя могила станет первой ступенькой для моих молодых последователей».
В Бельгийском Конго Стадд провел последние восемнадцать лет, где трудился в том числе и среди племен каннибалов. Он работал по восемнадцать часов в день: проповедовал на многолюдных и многочасовых собраниях под открытым небом, строил, вел обширную переписку, переводил Писание на язык кингвана. В 1911 году Чарльз Стадд основал агентство «Сердце африканской миссии», миссионеры которого работали во внутренних регионах Черного континента. Наследие Чарльза Стадда — «Всемирная Евангелизация за Христа» — к 1991 году объединяла 1400 сотрудников, работающих в 50 странах. На его похоронах в 1931 году многие люди посвятили себя миссионерскому служению.
Чарльз Стадд сложил к ногам Господа свое полумиллионное наследство, сословные привилегии, чтобы стать своим для туземцев. На миссионерских полях он окончательно потерял здоровье, здоровье потеряла и его жена, на чужбине осталась могила их сына. Это была его цена миссии. Три жизненных пути миссионеров разных эпох и деноминаций объединяет удивительная жертвенность и посвященность Христу. Разумению простого христианского обывателя все это трудно вместить. Но каждый из этих подвижников мог бы сказать, что игра стоила свеч, и подписаться под словами Чарльза Стадда: «Если Иисус Христос, будучи Богом, умер за меня, то никакая жертва с моей стороны ради Него не будет слишком велика».
использованная литература:
Babiy A. S. A Historical Survey оf the Non-Russian and Foreign Mission Activity of the Russian Orthodox Church / UNISA, Supervisor: Prof. J. Reimer — UAR, 2000. — 176 p. Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки / Сост. прот. Б. Пивоваров. — М.: Московская Патриархия, 1997. Kane J. H. A Concise History of the Christian World Mission. — Michigan: Grand Rapids, 1998. Такер Рут. От Иерусалима до края земли / Пер. с англ. — СПб.: Мирт, 1998. Харрисон Р. Чарльз Стадд: жизнь, отданная Богу. — М.: Протестант, 1996.
ФОТО: wikipedia.org