Тема

Традиции душепопечения

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 64/Традиции душепопечения
Традиции душепопечения

Каждый раз, когда я пишу о душепопечении, автоматическая проверка текста подчеркивает это слово красным. Современный словарь не использует это слово, оно считается устаревшим и редко употребляется. От этого становится грустно, потому что попечение о душе, или забота о душе, — одна из важнейших сторон жизни человека.

Так что же такое душепопечение? На практике это забота о человеке на его пути к духовному замыслу Господа о нем, помощь в поиске его призвания, советы по упорядочению внутренней и внешней жизни для достижения всего этого. Если в жизни у человека наступает кризис, приходит растерянность и утрата смысла, он обращается к душепопечителю. Он не только рассматривает ситуацию с позиции разрешения проблемы, поиска выхода из тупика, он озабочен преображением жизни к лучшему, использованием этой кризисной ситуации для покаяния и извлечения из нее урока на будущее. Это не просто психологическая помощь, но духовная, направленная на заботу о душе.

В раннем христианстве душепопечение было важной пасторской задачей. По примеру Христа апостолы заботились о людях. В Библии мы читаем письма, которые они направляли в раннехристианские общины своим подопечным. Новозаветные послания посвящены наставлению в вере, одобрению добрых дел, обличению и напоминанию о любви Иисуса к людям. Послания дают нам только краешком глаза увидеть, как апостолы учили христиан исполнять заповеди Христа в духе любви и послушания.

Говорить о душепопечении невозможно с человеком, который верит исключительно в материальный мир. Само представление о душе имеет религиозный оттенок. Под душой христиане понимают жизненную основу человека, его внутренний мир чувств и мыслей, решений, осознанных действий и открытости к общению с другими людьми и Богом. Душа — средоточие человека, его сущность. Эта сущность превосходит или способна превосходить ту реальность, которую можно увидеть или ощутить благодаря органам чувств. Душа принадлежит духовному миру и, устремляясь туда, не может удовлетвориться просто сытой и устроенной жизнью. Она стремится к смыслу и осознанной жизни и тоскует, если не может достичь этих экзистенциальных целей. Душепопечение ориентировано на разговор про главное, на глубокий поиск ответов на запросы души.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф 11:28). Читая эти слова Христа, мы переживаем Божью любовь и заботу о людях, явленные в Его земном служении. Сегодня Божья забота о людях выражена в служении пасторов, наставников и душепопечителей, готовых выслушать, помолиться, предложить библейские примеры решения подобных ситуаций, поддержать, указать лучший путь, путь к Богу и к самому себе.

Среди всех случаев душепопечения мне вспоминается один: ко мне пришел успешный молодой человек лет тридцати. Его запрос был не очень конкретным и вместе с тем точно формулировал его переживания. Он описывал свою устроенную жизнь, карьеру, путешествия и то состояние неудовлетворенности, которое при всем этом было у него внутри. Как активный и ищущий человек, он пробовал решить эту проблему через тренинги самопринятия и самопознания, ходил на разные занятия по развитию способностей. По его словам, они приносили результат, но не приносили удовлетворения. Все искания оказывались напрасными. Он говорил: «Скажите мне что-то такое, что успокоило бы мою душу». Случай примечателен тем, что этот человек осознанно и целенаправленно искал разрешения вопроса душевной пустоты, возникшей на фоне жизненного благополучия. Чаще люди ищут духовной помощи в состоянии кризиса, неустройства, разочарования или падения. Они ищут духовности, когда исчерпаны все иные способы разрешения ситуации. Состояние нищеты духа приводит людей к Богу, к принятию Его прощения, явленного на кресте. Господь прикасается к человеку, наполняет его жизнь смыслом, дает надежду на разрешение трудностей. В упомянутом мной случае знакомство молодого человека с Евангелием, осознание Божьей любви и заботы о нем принесло покаяние и следом — духовную наполненность и разрешение экзистенциального кризиса. Наилучший результат душепопечения — видеть обновляющее действие Божие в жизни людей, быть свидетелем их духовного обновления.

Быть душепопечителями призваны прежде всего служители: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр 13:17). Отцы церкви сформулировали богословский подход к душепопечительской работе к III–IV векам. Так, Григорий Нисский описывает Летойосу, епископу Милетинскому, как строится система душепопечения в церкви1. Главным мотивом душепопечительства Григорий Нисский видит очищение души и освящение от грехов, умаление тела как источника плотских желаний. Этот мотив получает особое развитие в монашеском движении, куда стекаются люди, устремленные к вечным ценностям, те, которым тесно в рамках повседневных обыденных забот. На протяжении нескольких веков после того, как христианство распространяется и становится официальной религией Римской империи, монастыри и отшельники становятся центрами духовной жизни и развития. Именно в монастырях живут посвященные Господу люди, призванные к молитве и душепопечению. В эпоху Средневековья их опыт духовной работы систематизируется и укладывается в определенную традицию духовного воспитания. Среди трудов по душепопечению известны сочинения Бернарда Клевросского (1090–1153), бенедиктинского монаха, рисующего образ монаха как «идеально воспитанного душепопечителя», призванного служить братьям и приходящим к ним людям. Книга Фомы Кемпийского (1380–1471) «Подражание Христу»2 о духовном пути христианина и его преображении во Христе, получившая широкое распространение, была переведена на 100 языков и издана более трех тысяч раз. В книге автор побуждает христианина духовно развиваться в личном следовании за Христом и в общении с братьями, сопутствующими ему в его духовном странствии.

Часть душепопечительской работы происходит во время общения верующих. Писание учит их «носить бремена друг друга» (Гал 6:2), обличать друг друга, наставлять в вере и участвовать в преломлении хлеба. Эти идеи получают особое развитие в движении Реформации. Провозглашая доктрину о всеобщем священстве, Лютер не считал душепопечение обязанностью исключительно священства. Он писал, что каждый христианин несет ответственность за наставление своих ближних: хозяин дома обязан печься о домочадцах и слугах, так как он священник в своем доме. Только в случае необходимости он может призвать пастора, чтобы тот оказал ему соответствующую помощь.

Традиции душепопечения

Идеи первостепенной важности о личном духовном поиске особым образом прозвучали в движении анабаптистов. Феликс Манц (1498–1527), Конрад Гребель (1498–1526), Менно Симонс (1416–1561) учили, что не крещение, а рождение свыше делает человека чадом Божьим. Личные отношения с Богом и ученичество являются сутью жизни христианина. Новообращенный должен постоянно изучать Писание и сторониться греха. Следовательно, не душепопечитель, пастор или община играют ведущую роль в духовном развитии человека, а он сам, его поиск и усилия определяют его положение перед Богом.

Пиетисты, также заложившие в свою богословскую доктрину тезисы о священстве всех верующих и необходимости их освящения, считали основой пути освящения личную ответственность человека. Воспитание и помощь на этом пути верующие получали в ежедневных домашних группах, где они делились своими духовными переживаниями, получали молитвенную поддержку и давали отчет о своем духовном состоянии и развитии. В Англии пуританская традиция особо подчеркивала роль личного благочестия, осознанного исповедания греха для искоренения его из жизни человека. Пуритане практиковали ведение дневников, в которых описывали борьбу с грехом и ежедневно анализировали мотивацию своего поведения. Целью такой рефлексии было подчинение мыслей в послушание Христу (см.: 2 Кор 10:5)3. 

Краткий исторический обзор традиций душепопечения показывает, что соотнесение жизненных целей человека с Божьим призванием, забота о своей душе и душе своего ближнего — важнейшая часть жизни и служения христианина. Сегодня, когда мир ищет изобилия и удовольствий, Господь спрашивает всех нас: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8:36).

1Подробнее о работах Григория Нисского см.: Библиотека Якова Кротова [электронный ресурс]. http://krotov.info/spravki/1_history_bio/04_bio/greg_nis.html (дата обращения 22.01.2018).
2Там же. http://krotov.info/library/21_f/om/a_kemp1.html (дата обращения 22.01.2018).
3Более подробно об истории душепопечительства см.: И. И. Раймер. Душепопечение в церкви. Gmb, Germany: Biln and Mieden, 2006. — 262 c.

ФОТО: из архива Религиозной  организации Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов

Работает на Cornerstone