Тема

Уильям Бут — борец с нищетой

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 64/Уильям Бут — борец с нищетой
Уильям Бут — борец с нищетой

Уильям Бут — основатель Армии Спасения, протестантской церкви и крупнейшей международной благотворительной организации. Он родился в 1829 году в Ноттингеме (Великобритания) в бедной семье. В 13 лет отец отдал Уильяма в ученики к ломбардщику, и Буту пришлось много и тяжело работать. Ноттингем был крайне неблагополучным городом, и вскоре появилась инициативная группа, которая стремилась сменить власть и улучшить жизненные условия. Бут-подросток примкнул к этой группе и стал помогать собирать подписи для петиций. Вскоре Бут заметил, что его группа ведет себя нечестно: многие подписи подделывались. Перед ним встал вопрос, как честно и эффективно помогать бедным. В это время (Буту было 15 лет) умер его отец, покаявшись на смертном одре. Случившееся с отцом сподвигло к обращению и Бута-младшего, который стал членом методистской церкви. О своем обращении он вспоминал: «Когда глупым юношей пятнадцати лет меня привели в Уэслианскую часовню в Ноттингеме, я не могу припомнить никого, кто оказал бы на меня давление в смысле моего личного посвящения Богу… Я почувствовал, что лучше жить праведно, чем дурно, и, без сомнения, забота об интересах других вместо моих собственных, условия жизни страдающего народа вокруг меня, народа, с которым я так долго был близок и агония которого достигла тогда высшей степени, глубоко повлияли на меня. Там были дети, плачущие о хлебе, видеть отчаяние родителей которых было по крайней мере ужасно»1.

Сразу же Бут начал проповедь среди бедных людей. Как-то раз он привел в церковь целую толпу бездомных мальчишек. Священник резко заявил Буту, что в следующий раз их нужно впускать через заднюю дверь и вообще сделать так, чтобы их было не видно и не слышно. Бута это не смутило — он продолжал проповедовать и организовывать собрания. Харизматичный подросток оставил работу ломбардщика и полностью посвятил себя проповеднической деятельности, хотя ему порой не хватало денег даже на хлеб. Как и ранние методистские проповедники, Бут не останавливался в одной общине, а постоянно ездил с места на место, примыкая то к одному, то к другому методистскому движению. В этом служении ярко проявились особенности его характера: умение убеждать, суровость, бескомпромиссность. В газетах стали появляться статьи о служении Бута, на его деятельность обратил внимание даже парламент.

В поисках работы Бут переехал из Ноттингема в Лондон, где устроился в контору ростовщика. Вместе с тем он упорно продолжал проповедовать. В 1852 году на одном из собраний Уильям познакомился с молодой дамой, Кэтрин Мамфорд, которая вскоре стала его женой и верным соратником. Их свадебное турне в 1855 году превратилось в евангелизацию: люди, узнав маршрут путешествия проповедника, попросили организовать для них собрания.

Поначалу Бута официально поддерживало методистское сообщество. Однако со временем совет церкви потребовал, чтобы Бут возглавил какую-нибудь общину, а не ездил по стране. Бут же говорил церковному начальству, что его призвание — благовествовать беднякам. В итоге в 1861 году супруги покинули методистскую церковь и продолжили работу, не имея поддержки с чьей-либо стороны.

Девизом Бута стали слова: «Пока на свете существует хоть один пьяница, пока по улицам бродит хоть одна несчастная падшая женщина, пока остается на земле хоть одна человеческая душа, живущая во мраке, лишенная света Божьего, я буду бороться — я буду бороться до конца!»2 Некоторые из покаявшихся тоже захотели проповедовать, и Бут поддержал их желание, считая, что «для исправления мошенника нужен мошенник», но только такой, который уже исправился. В 1865 году создано Общество христианского возрождения Восточного Лондона, впоследствии Христианская миссия Восточного Лондона (The Christian Mission).

У Бута было восемь детей, денег катастрофически не хватало, а служение требовало все больше сил и времени. Проводилось оно в разных местах: в танцевальных клубах, плотницких мастерских, в сараях…

К 1868 году служение стало успешным: вышел в свет первый номер журнала «Евангелист Восточного Лондона», было приобретено помещение под административный центр, организованы первые учебные классы, в которых обучались новообращенные, возникли многочисленные филиалы в разных районах города. Тогда же Бут решил совместить проповедь с помощью нуждающимся. В Лондоне на деньги миссии открылись первые ночлежные дома, приюты для инвалидов, мастерские для безработных, пункты питания и продуктовые магазины, курсы по шитью для женщин. В ночлежном доме каждый бездомный и безработный мог получить хлеб и кров за очень небольшую плату или за работу в строительной мастерской. Бут полагал, что милостыня, если человек способен трудиться, толкает на безделье, мешая его душе измениться, а подлинная помощь состоит в том, чтобы дать человеку работу: «…не желаю, чтобы лица, которых предполагаю спасать, вместо того нищенствовали, не зарабатывая свой хлеб. Развить самоуважение в человеке, заставить его чувствовать наконец, что он уже занес ногу на первую ступень лестницы, которая ведет его кверху, вон из трущобы, крайне существенно и не может быть достигнуто иным образом»3.

Уильям Бут — борец с нищетой

Вообще, полное спасение человека «здесь и сейчас» было приоритетом Бута, и он часто спрашивал своих слушателей: «Почему вся эта система храмов и молитвенных домов, имеющая целью спасать людей от мирской погибели, в то же самое время не протянет руку помощи для спасения их от преисподней в их настоящей жизни?» 

Однажды Бут перечитывал письмо своему секретарю: «Христианская миссия — это армия добровольцев». Он заметил: «Мы не добровольцы, ибо мы должны делать то, что делаем. И мы, служа Богу, обязаны это делать всегда»4, зачеркнул фразу и написал: «Мы — Армия Спасения» (The Salvation Army). Так в 1878 году организация Бута обрела свое нынешнее название.

Бут решил организовать служение по армейскому образцу: так, он ввел воинские звания, ранги, чины и форменную одежду, которые существуют в Армии Спасения до сих пор. Принципы организации, заложенные Бутом, состоят в проповеди покаяния и освящения, помощи бедным, равенстве мужчины и женщины в служении (в Армии Спасения офицерские должности всегда были открыты женщинам), строгой дисциплине, полном запрете на курение и алкоголь, отказе от участия в политике. Армейская дисциплина была необходимостью не только потому, что организация Бута состояла из бывших пьяниц, но и потому, что ей нужно было противостоять многочисленным нападкам: на улицах на членов Армии Спасения нападала так называемая Армия скелетов — хулиганы, подкупленные владельцами пабов и игорных домов.

Довольно быстро Армия Спасения стала международной организацией, и супруги Бут вкладывали в нее все силы. В 1890 году Кэтрин Бут заболела раком, а ее муж собирался в Голландию на проповедь. Уильям хотел было отказаться от поездки, но жена сказала ему: «Я готова к смерти, а многие люди там еще не готовы»5. Вскоре после возвращения Уильяма Бута Кэтрин, «мать Армии Спасения», умерла, а генерал продолжил свою деятельность. В том же году вышла книга Бута «В трущобах Англии и выход из положения» (In Darkest England and The Way Out). Благодаря этой книге число последователей Бута увеличилось вдвое; к ее материалам обращались и английские политические деятели.

Бут также разработал план постепенной ликвидации нищеты: в бедных районах должны создаваться общины взаимопомощи (колонии). Они делились на городские, сельские и заморские. В городские колонии направлялись бездомные и безработные, которые занимались там посильным трудом. Самые трудолюбивые люди переводились в сельские колонии — кооперативные фермы. Для наиболее нуждающихся в поддержке общины или для наиболее предприимчивых предусмотрены были заморские колонии — они появились в Канаде, Австралии, Южной Африке.
Умер Уильям Бут в 1912 году. Благотворительную деятельность Армии Спасения продолжили его дети.

1Цит. по: Одинцов М. И. Уильям Бут — основатель и первый генерал Армии Спасения [электронный ресурс] // Российское объединение исследователей религии. https://rusoir.ru/president/president-works/president-works-215/ (дата обращения 18.01.2018).
2Там же.
3Там же.
4Вестник спасения, 1913, № 1.
5Цит. по: Уильям Бут [электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова // http://krotov.info/history/19/1890/salv_army.htm (дата обращения 18.01.2018).

ФОТО: wikipedia.org


Работает на Cornerstone