Тема

Благотворительность в разных конфессиях

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 64/Благотворительность в разных конфессиях
Благотворительность в разных конфессиях

Идея бескорыстной помощи ближнему присутствует во многих религиях, но именно в христианстве она связана с главной ценностью человека — любовью. Благотворение — это выражение и любви к Богу, который повелел помогать ближним, и любви к ближним. Согласно общехристианским нормам, единственно верное распоряжение богатством — забота о бедных (см.: Лк 12:33). Благодеяние только тогда является таковым, когда оно совершается добровольно, бескорыстно, негласно, при этом необходимо избирательное отношение к нуждающимся. На свой мессианский пир Бог зовет «нищих, увечных, хромых и слепых», но туда трудно войти богатому (см.: Лк 14:21).

Интересно, что христианство нашло определенные точки пересечения в данном вопросе и с языческой греко-римской цивилизацией. Но именно христиане создали первые общественные благотворительные организации и ввели их в римское право.

Несмотря на то что любовь — общехристианская ценность, разные конфессии по-разному понимают, каким образом и почему ее нужно проявлять к нуждающимся.

Православные видят в благотворительности подражание Богу — подателю благ, проявление христианской любви, сострадания на пути к спасению. Благодеяние осуществляется не ради благодетеля и даже не ради нуждающегося самого по себе, а ради Христа, чтобы благим примером призвать окружающих к человечности. Поскольку цели милосердия относятся к миру вечному, а не к миру земному и не предполагают кардинального изменения всей общественной системы (это произойдет только в Царстве Небесном), то благотворение ближнему считается прежде всего актом личным — от личного благотворителя к конкретному благополучателю. Именно поэтому на Руси нищий считался орудием спасения для богатых.

В старообрядческом варианте православия помимо указанного выше была важна убежденность людей «старой веры», что именно они, верные «древлему благочестию», избраны Господом для вечной жизни, соответственно, им во что бы то ни стало необходимо сохранить свой собственный мир, свою общину, и поэтому всем нужно помогать друг другу, а финансы должны служить добрым делам. Что касается «внешней» благотворительности и меценатства, которыми так прославились старообрядцы и особенно беспоповцы, то старообрядческий купец представлял свою общину в грешном мире и, творя дела милосердия и просвещая людей, прославлял Бога и истинную веру.

В католичестве идея благотворительности опирается, во-первых, на концепцию спасения с помощью разного рода добрых дел, а во-вторых, на уважение к каждой личности и необходимость защищать ее от несправедливости общественных структур. Говоря о необходимости охранять достоинство каждого человека, Амвросий Медиоланский, западный отец церкви IV века, учил, что богоданное достоинство человека отражается и в социальной плоскости, то есть в достойных условиях жизни, — на этом стоит современная католическая этика. К неотъемлемым правам личности, например, относятся питание, жилище, право на труд, образование и доступ к культуре, доступность транспорта, охрана здоровья. Лишая человека всего этого, общество его унижает.

С этим связана третья основа католической благотворительности — общее благо, субсидиарность и солидарность: христианин призван быть не только учителем, воспитателем и миссионером, но и милосердным благотворителем. Каждому верующему необходимо стремиться к благополучию всех людей, не оставаться равнодушным к страданиям ближних и быть сопричастным им в подражание Христу. Эти принципы осуществляются прежде всего на уровне отдельных людей и общественных организаций, собирающих волонтеров, поскольку все проблемы должны решаться снизу. На сопричастности и выстраивании равных отношений волонтеров с теми, кому они благотворят, построены такие известные международные благотворительные организации, как «Каритас», «Сестры-миссионерки любви», община святого Эгидия (она, в частности, занимается помощью бездомным и эмигрантам), община «Ковчег» Жана Ванье (помощь умственно отсталым), а также многочисленные монашеские ордена и объединения мирян. Отметим также, что для католиков характерно стремление тщательно изучать и анализировать причины социальных язв, для этого они создали свои научные центры, которые проводят фундаментальные исследования по этим вопросам.

В протестантизме благотворительность поощрялась отцами Реформации, считавшими помощь бедным исполнением заповеди Божьей. С конца XVII — начала XVIII века благотворительность становится еще и возможностью для спасения души нуждающегося, помощью ему в духовном возрождении и в обнаружении им своего призвания, которое есть у каждого христианина, являющегося управляющим Бога на земле. По мнению протестантских теологов, человек не объект жалости, а субъект собственного развития. Благодаря Первому великому пробуждению в США (1720-е–1740-е годы) в суровых кальвинистских церквах появилось понимание, что в возрождении и восстановлении нуждаются даже самые благополучные люди, а социальное неблагополучие — вовсе не обязательный признак неспасенности. Поэтому американский протестантизм впервые поставил проблему социальной реабилитации и создал реабилитационные центры.

Благотворительность в разных конфессиях

Важен также и социально-воспитательный аспект благотворительности. В американском протестантизме еще с XVII века была популярна идея ковенанта — завета между Богом, человеком и общиной верных. Для строительства богоугодного общества необходимо учитывать благо всех или большинства членов общества. Общественная солидарность в протестантском понимании должна строиться на равном уважении всех членов друг к другу. При этом нужно четко отделять «добропорядочных бедняков» от «недостойных нуждающихся». Так, немецкое лютеранское общество Innere Mission, организованное в 1848 году, следуя этим принципам, предоставляло адресную помощь только после расследования обстоятельств дела.

Поскольку благотворительность воспринималась как ответственность общества и государства, то протестантизм положил начало институционализации милосердной деятельности, которая резко изменяет свою направленность в сторону новых ценностно-нормативных структур и становится формой социальной работы. С четкой институциональностью протестантской благотворительности связан тот факт, что примерно из 100 тыс. благотворительных фондов в мире 54 тыс. находятся в протестантских США. Вместе с тем в некоторых протестантских деноминациях общественная взаимопомощь осталась традиционно общинной и предназначена только для ее членов, как, например, это было у меннонитов.

Интересно, что в России переплетались православные и протестантские традиции благотворительности. В допетровской Руси подача милостыни была главнейшим богоугодным делом, а нищие — Божьими людьми. Петр I запретил в 1712 году нищенство под страхом жестокого наказания. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие. Был также издан указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в котором предписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены». Основным источником финансирования богоугодных учреждений при Петре были частные пожертвования, царь и сам жертвовал на эти цели до трети своего жалованья (впрочем, основным методом Петра были репрессии). Елизавета Петровна в 1748 году во избежание роста нищенства возложила на помещиков обязанность заботиться о нищих и увечных крестьянах. Екатерина II указом от 8 октября 1762 года запретила просить милостыню, а указом от 26 февраля 1764 года дала полиции право задерживать просящих и велела до рассмотрения их дела выплачивать нищим денежную дотацию. Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I, немка по происхождению и бывшая лютеранка, императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она стала во главе Воспитательного общества благородных девиц, позже переименованного в учреждения императрицы Марии. Основным направлением деятельности учреждений и самой императрицы была помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым.

XIX век — эпоха расцвета организованной благотворительности, сочетавшей православную личностность и протестантскую организованность. Отметим, что в российских регионах были свои особенности благотворительной деятельности — на купцов влияли старообрядческие установки. Так, уральские предприниматели помимо помощи рабочим учредили так называемую Демидовскую премию для талантливых ученых. Сибирские и алтайские купцы жертвовали прежде всего на социально значимые проекты, которые могли принести пользу региону (например, на снаряжение экспедиций), и старались не столько дать бедным денег, сколько их трудоустроить, чтобы они смогли сами себя обеспечивать. Для этих же целей не только в Сибири, но и по всей России купцы активно содействовали созданию обществ трудолюбия. Забайкальские же купцы охотнее всего жертвовали на социально-культурные проекты. В отличие от других регионов, где прежде всего была развита частная благотворительность при сильной государственной социальной помощи, на Дальнем Востоке благотворительностью чаще всего занимались общественные организации и фонды, а участие же государства было незначительным.

Помимо православных и старообрядцев благотворительностью и социальной работой в дореволюционной России занимались католики и протестанты. Отметим хотя бы тот факт, что с 1913 года на территории империи действовала Армия Спасения — и протестантская деноминация, и крупнейшая международная благотворительная организация.

В современной России, несмотря на то что представители всех христианских конфессий занимаются почти всеми видами благотворительности, можно увидеть некоторую специфику. У православных шире, по сравнению с другими конфессиями, представлена помощь малообеспеченным, инвалидам, пожилым людям и домам престарелых, психологическая помощь и телефоны доверия, организация благотворительных обедов и столовых, а также реабилитация бывших заключенных. У католиков больше благотворительных организаций (самая многочисленная — организация «Каритас») и фондов, у протестантов — центров реабилитации алкоголиков и наркоманов. Помогают заключенным и детям из детских домов одинаково как православные, так и протестанты, а в помощи бездомным православные, католики и протестанты примерно на равных.

ФОТО: damian.ru

Работает на Cornerstone