Слово

Старая книга и старая вера*

Билли Грэм
Журнал/Архив/Номер 63/Старая книга и старая вера*
Старая книга и старая вера*

<…> Церковь методистов сегодня — крупнейшая протестантская церковь Соединенных Штатов.

Проповедники-методисты Филипп Эмбери и Роберт Стробридж прибыли в Америку из Ирландии в 1760 году. В 1763 году Эмбери создал первое методистское общество в Нью-Йорке, а Стробридж — в Мэриленде. Они и думать не могли, что их скромное начинание захватит миллионы людей и окажет огромное влияние на религиозную и социальную жизнь растущей нации.

<…> Название «методисты» было в шутку дано братьям Уэсли. В оксфордском кругу как их только ни называли: и книжными (библейскими) червями, и клубом святых, но название «методисты» прилепилось к ним. Сегодня миллионы людей по всему миру с гордостью называют себя этим именем.

Основатель методизма — один из самых посвященных, целеустремленных и колоритных персонажей христианской истории. Его имя — Джон Уэсли, он сын английского священника Самюэля Уэсли, настоятеля церкви в Эпворте, деревушке, расположенной в сотнях миль на север от Лондона. Когда читаешь о ранних годах его жизни, то тебя посещает мысль о том, что истинным основателем методизма была его мать.
Сюзанна Уэсли была одной из самых невероятных и прекрасных женщин в истории. У нее было 19 детей. Ей не нравилось то скудное образование, которое предлагали школы того времени, и она стала учить своих детей дома. К подростковому возрасту они уже прилично знали латынь и греческий.

Она была и духовным наставником своих детей, уделяя беседе с каждым из них по одному часу в неделю. Это значит, что, несмотря на всю остальную работу, Сюзанна Уэсли каждую неделю уделяла личной беседе с детьми по девятнадцать часов. Много ли женщин сегодня, когда в каждом доме есть современная техника, способны уделить своим детям час времени в неделю?

Глубокая вера Джона Уэсли родилась в общении с матерью, на ее коленях. Ее внутренняя и реализуемая на практике вера в Бога и Библию произвела на него неизгладимое впечатление. Позже, когда Джон и его младший брат Чарльз решили предпринять далекую и рискованную миссионерскую поездку в Америку, она сказала: «Было бы у меня двадцать сыновей, когда бы они вот так же трудились, я бы только радовалась, несмотря на то что не смогла бы никогда их увидеть снова». Сюзанна посвятила свою семью Богу. Поэтому неудивительно, что двое из ее сыновей стали основателями одного из величайших духовных движений современности.

<…> Джон Уэсли обладал двумя чертами, отличавшими его от прочих людей. Его сердце страстно жаждало Бога, и трудился он так, будто бы этот день в его жизни последний. Более пятидесяти лет он проповедовал по три раза в день, произнеся в общей сложности 42 тысячи проповедей. В день он преодолевал на лошади 60–70 миль — больше, чем сегодня люди проезжают на современных машинах. Он опубликовал 440 книг, трактатов и памфлетов. Он рано вставал и по меньшей мере два часа коленопреклоненно молился и изучал Писание.
<…> Методизм дал миру больше евангелистов, чем какая-либо другая деноминация, в этом и был секрет феноменального роста его сторонников. Вклад методистов в развитие социальной, политической, моральной и духовной жизни США признают даже секулярные историки.

Во-первых, методисты всегда верили в обращение человека ко Христу. Сердце Уэсли жаждало общения с Богом. Хотя, отправляясь в Америку с миссией, истинного обращения он еще не испытал. На обратном пути он записал в дневнике: «Я поехал в Америку обращать индейцев, сам не обратившись к Богу».

Во время бури на море он испугался, но отметил, как спокойна в это время была моравская сестра. И он понял, что ее вера была больше, чем его. Возвратившись в Лондон, он часто беседовал с Питером Бохлером, моравским братом, которого он встретил на пути в Англию.

Уэсли снедала тревога. Сомнения и страх преследовали его, и он настойчиво стремился постичь духовную реальность. Перелом в жизни Уэсли настал 24 мая 1738 года, после чего огонь методизма запылал по всей Британии. Вот слова самого Уэсли: «Вечером я весьма неохотно пошел в Общество на Альдерсгейт-стрит, там кто-то читал предисловие Лютера на Послание к римлянам. Примерно без четверти девять, слушая описание того, как Бог изменяет сердце по вере во Христа, я почувствовал странный жар в сердце. Я почувствовал, что я верую во Христа, в Него одного, и мое спасение и моя уверенность в этом даны мне тем, что Он очистил меня от моих грехов и спас меня от рабства греха и смерти».

По воле Бога весть Мартина Лютера о том, что «праведный верою жив будет» (Рим 1:17), проникла в жаждущее сердце англиканского священника. Пылая огнем веры, с Альдерсгейт он пошел возвещать людям, что их сердца должны быть возгреты благодатью Божией. Его прямая проповедь возбудила гнев со стороны признанной церкви <…> по всей стране.

Уэсли верил в то, что человек нуждается в обращении, плечом к плечу с Джорджем Уайтфилдом и своим братом Чарльзом, воспевая гимны, написанные Чарльзом, эти три столпа веры поколебали устои Великобритании, и великое духовное пробуждение захлестнуло народ. Горячая вера в то, что человек должен обратиться ко Христу, было движущей силой методизма долгие годы. <…> И я хочу спросить вас сегодня: «А вы рождены свыше? Горит ли ваше сердце? Можете ли и вы повторить вслед за Уэсли: “Я уверен в том, что Он очистил меня от грехов и спас меня от закона греха и смерти”?»

Вторым известным принципом раннего методизма была вера в авторитет Писания. <…> Ранних методистов называли людьми одной книги. Как и Иеремию, их жег огонь в костях их; как и для Иова, слова Божии были более необходимы им, чем каждодневная пища.

<…> Вольтер однажды сказал: хотите уничтожить христианство как религию — cначала уничтожьте веру людей в Библию. <…> Величайшая нужда современной церкви состоит в том, чтобы вернуться к Писанию как к основному авторитету и изучать его молитвенно, прибегая при его интерпретации к помощи Духа Святого. Пусть же слова Бога горят в наших душах. Если мы наполним свои сердца Его Словом, то оно прольется от нас в жизнь других людей.

Третье, во что верили ранние методисты, — это жизнь, исполненная духом. Джон Уэсли описывал ее как жизнь, полностью подчиненную Христу. Он побуждал людей любить Бога всем сердцем, а соседей — как самих себя. Иногда он называл такую жизнь освящением или совершенной любовью. <…> Учение методистов говорит о ней так: «Обновление нашей падшей природы Святым Духом мы получаем через веру в Иисуса Христа, чья искупительная кровь очищает нас от всякого греха. Благодаря этому мы не только избавляемся от вины греха, но и от его силы и имеем возможность любить Бога всем сердцем и ходить по Его заповедям непорочно».
Нам сегодня необходимо возрождение того, что ранние методисты называли совершенной любовью. <...> Господи, дай церкви новое крещение «совершенной любовью». Ведь заповедь Писания совершенно ясна: тот, кто любит Бога, любит также и брата своего. <…>

И четвертое. С начальных дней своего существования методисты заботились о людях. Иаков писал: «Вера без дел мертва» (Иак 2:26. — Ред.). Иисус произнес: «По их плодам узнаете их» (Мф 7:16. — Ред.). В своих проповедях Джон Уэсли касался почти всех социальных проблем тех дней. С тех самых пор забота о людях стала частью методистской практики. Иногда они совершали ошибку, начиная решать социальные задачи прежде, чем их сердца возгревал Дух.

Христос заметил, что мы должны, во-первых, любить Бога и, во-вторых, — своего ближнего. Евангелие действует вертикально и горизонтально. Вертикаль — это наши отношения с Богом через оправдание верой; а уже потом у нас появляется возможность и способность любить наших ближних, как самих себя.

Ошибочно просить людей заботиться о других, когда у них нет возможности делать это. Нам нужна сегодня не только корпоративная социальная забота, но и личные отношения любви, которые выражались бы в ежедневных поступках любви и любезности по отношению к другим.

Истины, которыми руководствовались методисты все эти годы, открыты им Богом, и вы можете их принять. Вы можете быть уверенными в своем спасении так же, как и Уэсли. Вы можете иметь «совершенную любовь». Вы можете заботиться о людях. Вы можете избавиться от обид, жгучей зависти и отравляющей душу жадности, которые умерщвляют вашу душу. Веруйте в того же самого Спасителя — и обретете ту же благодать.

@ 1959 The Billy Graham Evangelistic Association 1300 Harmon Place, Minneapolis 3, Minnesota
*Печатается в сокращении.

 

Фото: из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов


Работает на Cornerstone