500 лет Реформации

Зарождение евангельских движений в России

Алла Бабий
Журнал/Архив/Номер 63/Зарождение евангельских движений в России

Евангельское движение в России — явление самобытное и сложное. Зародившись в нед­рах русского богоискательства, оно впитало в себя многоразличный духовный опыт западного и восточного христианства.

Зарождение евангельских движений в РоссииНикита Воронин

В 988 году жители Киева были массово крещены византийским духовенством. Народ крестился по повелению князя: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Русский писатель Николай Лесков сказал об этом так: «Русь была крещена, но не просвещена». Затем номинально крещеных людей стали постепенно учить христианскому обряду и образу жизни. Однако христианское просвещение населения сводилось в основном к почитанию икон, которые служили Евангелием в красках для неграмотного населения, рассказам о житиях святых и чтению богослужебных текстов на старославянском языке. Как альтернатива обрядности и в подражание некоторым христианским подвижникам на Руси сразу после ее крещения стали появляться богоискательские движения. Наиболее известными среди них были стригольники (Псков и Новгород, XIV век), о которых мы знаем, что они протестовали против симонии1 и недостойной жизни клириков. Движение было уничтожено бескровным способом через утопление и пожизненное заключение в монастырских тюрьмах.

При патриархе Никоне (1605–1681) были устранены погрешности и разночтения в богослужебных книгах и проведена унификация церковного обряда2 по греческим образцам. Московский собор 1654 года узаконил эти изменения. Это положило начало расколу Русской церкви, поскольку и в народе, и среди значительной части клира бытовало мнение о превосходстве русского благочестия над греческим. Для части верующих введенные новшества оказались неприемлемыми, поскольку они так или иначе касались основ их веры, например, вместо традиционного для Руси двоеперстия3 было введено «греческое» троеперстие4 и т. д. Но далее произошло то, что окончательно закрепило начавшийся раскол: поместный Московский собор 1656 года обвинил в ереси и проклял всех крестящихся двумя перстами. Это событие заставило каждого верующего человека искать «правильную» церковь и вывело русское богоискательство на новый уровень.

Из среды старообрядцев-беспоповцев вышло последовательно несколько религиозных движений. Часть из них погрузилась в тьму предрассудков, другие, обучая детей грамоте и усердно углубляясь в книги Святого Писания, неизбежно приближались к библейской истине. К последним принадлежали и молокане, «возлюбившие чистое словесное молоко». Многие ранние представители российского евангельского движения были выходцами из молокан.

Зарождение евангельских движений в РоссииРека Кура в Тифлисе, место крещения Никиты Воронина

Со времен Петра I Православная церковь России не имела патриарха и управлялась Святейшим синодом во главе со светским чиновником — обер-прокурором. В те годы священниками становились не по призванию, а по праву рождения в духовном сословии. В связи с этим наблюдался упадок приходской церковной жизни и отток православных в различные религиозные движения, где пастыри служили «ради Иисуса», а не «ради хлеба куса».

В XVIII веке Екатерина II отвоевала у турок плодородные земли с выходом к Черному морю и пригласила для их освоения немцев-протестантов (лютеран, реформатов, меннонитов) как прекрасных хозяйственников. Колонисты Херсонской и Таврической губерний обособленно жили в своих благоустроенных поселениях, зачастую не зная даже русского языка. Распространять свои верования среди русского православного населения им запрещалось — вплоть до уголовной ответственности. В двадцатых годах XIX века немцы стали собираться по домам для пения, молитвы и изучения Библии (Bibel Stunde), за что их назовут штундистами. Впоследствии на эти библейские часы они стали приглашать и своих российских работников.

При Александре I в 1813 году было организовано межконфессиональное Российское библейское общество (РБО), трудами которого в 1821 году вышел Новый Завет на русском языке.

В 1861 году при императоре Александре II было отменено крепостное право. Из деревни народ устремился в города. Люди переходили от одного села к другому, кормясь своим ремеслом и нанимаясь в работники, в том числе и к инославным.

Зарождение евангельских движений в РоссииИван Рябошапка

В конце XIX века увеличилось количество школ, уровень грамотности в народе стал повышаться. В 1876 году появилась Синодальная Библия в русском переводе, которую книгоноши вскоре распространили по всей России. Люди покупали Святое Писание на русском языке и читали его, собираясь на дому со своими односельчанами. В среде православных образовались кружки по изучению Библии, это явление назвали впоследствии русским штундизмом. Все эти факторы способствовали росту самосознания людей, их духовному поиску и знакомству с евангельскими идеями.

Евангельское пробуждение в Российской империи началось в трех независимых региональных центрах. Раньше других пробуждение затронуло Херсонскую и Таврическую губернии.

На правом берегу Днепра, в Херсонской губернии, пробуждение развивалось поступательно. Вначале произошло пробуждение в среде обрусевших иностранных колонистов, которые стали практиковать библейские часы вне богослужений (немецкий штундизм), а затем и водное крещение по вере (немецкий баптизм). Вслед за ними читать Библию по домам начали русские православные крестьяне (русский штундизм), что с неизбежностью привело к крещению по вере православных в русско-украинской среде, то есть к русскому баптизму.

Считается, что первым рожденным свыше верующим в 1858 году стал Федор Онищенко из поселка Основа Херсонской губернии, который работал по найму сапожником в разных немецких колониях. Он привел ко Христу своего соседа Михаила Ратушного, который стал основателем первой общины русских штундистов.

Зарождение евангельских движений в РоссииДом Ливен в Санкт-Петербурге

 

Долгое время многие российские верующие не могли принять крещение по вере, так как протестанты-иностранцы отказывались их крестить, опасаясь уголовного преследования за «совращение православных». Ефим Цимбал пригрозил гневом Божиим меннонитскому пастору Абраму Унгеру и 11 июня 1869 года был крещен им в реке Сугаклее вместе с немцами. Затем Цимбал крестил Ивана Рябошапку из поселка Любомирка Херсонской губернии, ставшего впоследствии одним из выдающихся евангелистов, а также множество русских, принявших Христа по вере и готовых к крещению. Братья по вере многократно подвергались арестам.

Зарождение евангельских движений в РоссииГрафиня Елизавета Черткова

На левом берегу Днепра, в окрестностях Мелитополя и Бердянска, пробуждение началось в среде молокан, которые, изучая Писание и слушая проповеди книгоноши Якова Делякова5, осознали необходимость совершения хлебопреломления и крещения в воде (прочие молокане принимали лишь духовное крещение). Так появились «водные молокане», которые очень близко подошли к идее баптизма. Впоследствии многие из них присоединились к евангельским христианам-баптистам.

Пробуждение в Закавказье началось с молоканина Никиты Воронина, успешного коммерсанта из Тифлиса. Самостоятельно исследуя Писание, Воронин пришел к выводу, что ему необходимо принять водное крещение. Но крестить его было некому, так как его собратья-молокане не признавали такого обряда. Но Тифлис посетил Яков Деляков, который познакомил Воронина с Мартином Кальвейтом — баптистом из прибалтийских немцев. Ночью 20 августа 1867 года Никита Воронин был крещен Мартином Кальвейтом в горной реке Куре. С этой даты ведет свой отсчет евангельско-баптистское братство России. Через четыре года Воронин крестил своего семнадцатилетнего приказчика Василия Павлова, которому и предстояло возглавить Тифлисскую общину, ставшую образцом для всех последующих баптистских церквей России. Позже он руководил Союзом евангельских христиан-баптистов и был редактором журнала «Баптист». Василий Павлов ради миссии и изучения Писания выучил 24 языка. Переведенное и изданное им баптистское «Гамбургское исповедание веры» послужило богословскому единству братства. Во время второй ссылки, в Оренбург, он потерял почти всю свою семью, но остался верным Гос­поду Христу.

Пробуждение в сердце Российской империи началось в 1874 году — миссией лорда Редстока в Санкт-Петербурге среди дворян и аристократов, приближенных к императору.

Зарождение евангельских движений в РоссииБарон Гренвилл Редсток

Будучи в России во время военной кампании в Крыму (1853–1856), барон Гренвилл Редсток заразился тяжелейшей лихорадкой, и лишь искреннее обращение к Богу помогло ему получить исцеление. После этого он стал молиться о том, чтобы Господь позволил ему приехать в Россию с проповедью Евангелия. И такая возможность ему была дана спустя два десятилетия. Однажды в Париже он встретил русскую графиню Елизавету Черткову — вдову, потерявшую двоих сыновей и искавшую утешения в путешествиях по Европе. Во время беседы с Редстоком Елизавета Ивановна пережила глубокое покаяние, ее сердце исцелилось, и она пригласила барона в Россию.

Благодаря проповеди Редстока к Богу обратились замечательные люди: гвардии полковник в отставке потомственный дворянин Василий Пашков, граф Модест Корф (мл.), прямой потомок Екатерины II экс-министр путей сообщения граф Алексей Бобринский, княгини Наталья Ливен и Вера Гагарина. После отъезда Редстока общину возглавили Пашков и Корф. Евангельские христиане, именуемые пашковцами, вели широкую благотворительную, издательскую и евангелизационную деятельность как в столице, так и в своих имениях. Видную роль в движении играли женщины. Дома пашковцев были открыты людям разных сословий. Обращение аристократов, принадлежавших к высшему свету, в протестантизм Лесков назвал «великосветским расколом». Это явление нашло отражение в произведениях самого Лескова, а также в книгах Достоевского и Толстого.

Последующие гонения 1880–1905 годов, инициированные обер-прокурором Святейшего синода Константином Победоносцевым, не сломили молодое евангельское движение. Братья по вере собирались на объединительные съезды, разрабатывали миссионерскую стратегию и назначали благовестников. Благодаря законам о веротерпимости 1905–1906 годов евангельское христианство вышло из подполья, и начался новый плодотворный виток его развития. Двадцатипятилетняя «година испытаний» ясно показала, что евангельское движение в России не является наносным явлением, а глубоко укоренено в Боге и в сердцах российских евангельских верующих.

1Симония — покупка церковных должностей за деньги (названа так по имени Симона Волхва, пытавшегося получить дар Святого Духа за деньги).
2Ревизию богослужебных книг и унификацию обряда предложил Стоглавый собор 1551 года.
3Двоеперстие символизировало двойную природу Христа: божественную и человеческую.
4Троеперстие — символ Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
5Яков Деляков был крещен в детстве как пресвитерианин, впоследствии стал баптистом. Библиография Альманах по истории русского баптизма / Сост. М. С. Каретникова. — СПб.: Библия для всех, 1997. Бабий А. С. Приходы — форпосты внутрицерковной апологетической противосектантской миссии РПЦ конца XIX — начала XX века // Труды СПбХУ, №3. СПб., 2011. Попов Владимир. Реформаторы духа. — Ирпень: Духовное Возрождение, 2012. Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867–1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. Харченко К. П. Слуга идеала вечного лорд Редсток // Богомыслие. — 2015, №17. Шавельский Георгий. Русская Церковь перед революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005.

Фото предоставлены автором статьи.


Работает на Cornerstone